Израильтяне обращаются к своим корням времен инквизиции, чтобы получить португальские паспорта
Дэнни Руп, известный израильский метеоролог, не обязательно видит облака на геополитическом горизонте. Но он решил, что стоит покопаться в его многовековых семейных корнях, чтобы получить дополнительный португальский паспорт.
Руп входит в число тысяч израильтян, принявших предложение о предоставлении гражданства Португалией потомкам сефардских евреев, которые были изгнаны с Пиренейского полуострова во время средневековой инквизиции. Некоторые заявители хотят переехать в Португалию или использовать ее в качестве трамплина для получения образования и работы в Европейском Союзе. Другие ищут передышки от бурного Ближнего Востока.
«Вы не можете знать, что произойдет в этом регионе в ближайшие 20, 30, 40, 50, 100 лет. Поэтому всегда хорошо иметь другой паспорт, особенно если это европейский паспорт», – говорит 54-летний Руп. В Испании в 1492 году жили около 300000 евреев, когда правившие страной монархи Изабелла и Фердинанд приказали им и испанским мусульманам перейти в католицизм или быть изгнанными. Десятки тысяч евреев бежали в Португалию, где их преследовали или изгнали в 1496 году. Португалия, в которой наблюдается рост числа заявлений после того, как аналогичная программа по предоставлению гражданства потомкам сефардских евреев в Испании закончилась в октябре, описывает свою политику с точки зрения возмещения ущерба.
«Наша история очень важна, но с определенными омрачающими моментами, и один из наиболее важных таких моментов — это стремление заставить евреев покинуть страну или принять христианство», – заявил «Reuters» министр иностранных дел Португалии Аугусто Сантуш Силва. «Мы потеряли много нашего еврейского населения, и мы пытаемся исправить это». Рассмотрение заявления о получении гражданства занимает около двух лет. Около 20 % заявителей получили положительный ответ. Эксперты из одной из крупных португальских еврейских общин, в Лиссабоне или Порту, проверяют генеалогию заявителей и ищут доказательства интереса к культуре сефардов, например, знания еврейско-испанского диалекта ладино.
Лиссабонский адвокат по иммиграционным делам Ренато Мартинс сказал, что многие из его сефардских клиентов видят «инвестиционный потенциал» португальского паспорта, особенно в сфере недвижимости. По словам Силвы, большинство из 44000 заявлений, полученных с момента начала программы в 2015 году, поступили из Израиля.
48-летний Илан Даан, отец троих детей, родом из Хайфы, переехал в Португалию после получения гражданства в 2017 году. «Было много войн, много пуль. Мы хотели быть в безопасности, особенно с детьми», – сказал он. Руп не хочет покидать Израиль, но говорит, что гражданство Португалии может помочь его детям, которые могут подать заявление как взрослые. «Один из них — певец. Моя дочь – актриса. Так что это откроет им двери», – сказал он. «Я пытаюсь облегчить им жизнь сейчас, в настоящем и в будущем».