Израильские ученые нашли способ идентифицировать аутизм в течение года после рождения
Согласно новым исследованиям израильского университета Бар-Илан, ученые, возможно, нашли способ диагностировать аутизм в течение первого года жизни на основе правильного определения симптомов, пишет журналист «The Jerusalem Post» Аарон Райх.
Исследования были проведены сотрудницей Центра раннего вмешательства в лечение аутизма в Мифне Бар-Илана и Отделом непрерывного образования Школы социальной работы Вайсфельда, доктором Ханной А. Алоним и были опубликованы в рецензируемом академическом периодическом журнале «International Journal of Pediatrics&Neonatal Care», однако их методы различались. Первое исследование было посвящено использованию видеозаписей 110 младенцев (84 мальчика и 26 девочек) и проводилось в течение десятилетия. У этих младенцев в возрасте 2-3 лет было диагностировано расстройство аутистического спектра, и с учетом этого были изучены и проанализированы видеозаписи их первого года жизни, снятые их родителями. На момент съемок у родителей не было никаких подозрений относительно возможного диагноза, поэтому видео использовались в качестве контрольной группы. Родителям также задавали вопросы о том, когда впервые были замечены симптомы.
В этом исследовании был обнаружен ряд симптомов, таких как отвращение к прикосновениям, задержка моторного развития, чрезмерная активность или пассивность, отсутствие реакции, отказ от еды, ускоренный рост окружности головы и, самое главное, отсутствие зрительного контакта. В исследовании также изучалась корреляция различных симптомов, таких как отсутствие зрительного контакта и чрезмерная активность. Как выяснилось, в общей сложности 89% симптомов можно было наблюдать, когда ребенку было всего 4-6 месяцев, однако родителям было трудно заметить эти признаки.
Эти результаты особенно важны, поскольку они могут облегчить диагностику расстройства аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте. РАС — это неврологическое расстройство, которое считается нарушением развития нервной системы. Хотя это не болезнь или заболевание, как это часто неправильно трактуется, оно определяется широким спектром симптомов, некоторые из которых могут показаться противоречивыми. Например, некоторые люди с РАС могут чрезмерно сочувствовать эмоциям других, в то время как другим может быть сложно проявить сочувствие. У некоторых может быть сильное отвращение к социальным ситуациям, в то время как другие могут быть невероятно общительными и стремиться подружиться. Кроме того, люди с аутизмом могут обладать широким спектром функций, от высокофункциональных до низкофункциональных, некоторые из них могут проводить свои дни практически без проблем, а другие могут бороться с тем, что многие нейротипичные люди считают базовыми навыками. Кроме того, хотя само по себе РАС нельзя «лечить», можно лечить многие его симптомы. Это распространенное заблуждение среди людей, считающих аутизм болезнью или недугом. Сам по себе аутизм длится всю жизнь и не является болезнью, которую можно «вылечить». Скорее его симптомы требуют поддержки, помощи и терапевтического лечения.
Точная причина РАС неясна, если она вообще существует. На протяжении многих лет выдвигалось множество теорий, таких как вакцины, плохое воспитание или Б-жественное наказание, но они были опровергнуты и не считаются обоснованными ни одним научным авторитетом в мире. Только в последние годы растущее внимание к этому состоянию привело к дальнейшим исследованиям, в результате которых было обнаружено, что оно гораздо более распространено, чем считалось ранее. В некоторых случаях симптомы аутизма труднее обнаружить в более старшем возрасте, поскольку они «маскируются». Это может быть проблематично, так как это означает, что необходимое лечение и поддержка этих симптомов не будут обеспечены в достаточно раннем возрасте, чтобы повлиять на развитие нервной системы, и могут в дальнейшем остаться незамеченными. Другими словами, несвоевременное терапевтическое лечение этих симптомов или полное отсутствие терапевтического лечения может привести к ухудшению этих симптомов по мере отклонения в развитии нервной системы человека, что может иметь последствия на всю жизнь. Вот почему так важно раннее лечение и, следовательно, ранняя диагностика.
В Израиле аутизм часто диагностируется примерно через полтора года после рождения, то есть намного раньше, чем в остальном западном мире, где средний возраст диагноза составляет два с половиной года. Центр Мифне разработал инструмент для проверки младенцев на аутизм. Этот инструмент под названием ESPASSI использовался в проекте пилотного тестирования в Медицинском центре «Сураски» («Ихилов») в Тель-Авиве. Важность раннего лечения этих симптомов была подчеркнута во втором исследовании, в котором сравнивалась эффективность лечения 45 детей в возрасте 1-2 лет и 39 детей в возрасте 2-3 лет. Рассматриваемым конкретным лечением был подход Мифне, метод, впервые примененный центром для лечения детей раннего возраста с симптомами РАС.
Этот терапевтический подход основан на семейной терапии и теории привязанности, которая требует, чтобы вся семья получила поддержку и приобрела необходимые навыки преодоления трудностей. Этот метод лечения затрагивал не только когнитивные аспекты развития нервной системы, но также физическое, моторное, сенсорное и эмоциональное развитие. В целом было обнаружено, что сокращение времени между ранним выявлением и терапией было гораздо более успешным для предотвращения серьезных отклонений в развитии нервной системы. Это также важно для другого аспекта: семьи. Когда родитель находится в постоянном беспокойстве, это, по сути, запускает своего рода порочный круг, что очень вредно для развития нервной системы. Однако, если родители обладают соответствующими знаниями, поддержкой и механизмами преодоления трудностей, они могут должным образом помочь своему ребенку развиваться.
«Эти два исследования подтверждают, что есть «окно возможностей», и совершенно очевидно, что раннее выявление и вмешательство повлияют на компоненты нейроанатомического развития на стадии, которая наиболее важна для быстро развивающегося мозга», – пояснила Алоним в своем заявлении. «Таким образом, преодоление разрыва между ранним выявлением, оценкой и вмешательством имеет решающее значение для будущего любого ребенка из группы риска».
Эти результаты также подтверждают исследование Университета Бен-Гуриона в Негеве (BGU), которое показало, что у тех, кому в младенческом возрасте был поставлен диагноз РАС, будет лучшее социальное развитие. Исследование, опубликованное в рецензируемом академическом журнале «Autism» в октябре, показало, что у детей с диагнозом РАС в возрасте двух с половиной лет и младше вероятность улучшения основного социального развития в три раза выше, чем у тех, кому этот диагноз ставили в более старшем возрасте. «Мы считаем, что это значительное улучшение связано с большей пластичностью мозга и поведенческой гибкостью, что является фундаментальной характеристикой раннего детства», – заявил профессор Илан Динштейн, глава Национального центра исследований аутизма и нейроразвития Азриэли при BGU. Эти результаты важны, поскольку, хотя в Израиле могут диагностировать РАС в более молодом возрасте, чем в большинстве стран западного мира, лечение в стране аутичных людей, особенно взрослых, подверглось критике. В октябре многие родители и учителя протестовали перед зданием Кнессета, требуя увеличить бюджет на трудовую деятельность для людей с аутизмом старше 21 года.