Новости

Израильская версия демократии в добром здравии

19 декабря 2018, 09:00 опрос
Поделиться

Согласно недавнему опросу, опубликованному престижным Израильским институтом демократии (IDI), примерно половина всех израильтян считают, что их демократия находится под серьезной угрозой. В некотором смысле, это неудивительно. С момента основания Израиля в 1948 году он постоянно ведет дебаты о том, как сбалансировать демократию и еврейство в стране, которая стремится сочетать оба компонента.

Дискуссия не закончена, поскольку в этом стремлении есть внутреннее противоречие, наиболее четко отраженное в решении 2002 года Аарона Барака, главы Верховного суда Израиля и, возможно, самого уважаемого либерального юриста страны. Формулируя «основные характеристики, определяющие минимальное определение» Израиля как еврейского государства, он писал: «В их центре стоит право каждого еврея иммигрировать в государство Израиль, где евреи будут составлять большинство; иврит является официальным и основным языком государства, и большинство его праздников и символов отражают национальное возрождение еврейского народа; наследие еврейского народа является центральным компонентом его религиозного и культурного наследия».

По словам Барака, минимальные требования к демократическому государству заключаются в следующем: «Признание суверенитета народа, проявленного в ходе свободных и равноправных выборов; признание основных прав человека, в том числе достоинства и равенства, существования разделения властей, верховенства закона и независимой судебной системы». Израиль удовлетворяет всем тезисам Барака на наличие еврейского государства, и всем критериям демократического государства, кроме одного: полного равенства.

Согласно Основному закону Израиля, арабским гражданам гарантированы те же гражданские права, что и всем остальным израильтянам. Но только евреи имеют право на иммиграцию и гражданство. Эта дискриминация является основополагающей. Израиль был создан, чтобы быть единственным местом, где еврейский народ имеет возможность самоопределения и шанс восстановить свою культуру после двухтысячелетнего перерыва. Израиль для евреев. Подавляющее большинство израильских евреев, включая многих борцов за равноправные гражданские свободы, понимают и принимают это. Примерно 90 процентов голосуют за политические партии, которые считают закон о возвращении священным.

Попытка смешать сионизм и демократию не является ни полным успехом, ни полным провалом. В настоящее время Израиль занимает 30-е место из 167 стран в ежегодном обзоре национальных демократий, проводимом «Economist Intelligence Unit». Он находится между Францией и Бельгией. The Economist называет их «ущербными демократиями», обозначением, которое также включает Соединенные Штаты. Опрос IDI также показал, что 88 процентов израильских евреев видят свою страну в позитивном свете и гордятся тем, что являются ее гражданами. (Интересно, что 51% израильских арабов считают также.)

Почему же так много израильских евреев боятся за судьбу своей демократии? «Все дело в политике», – говорит Тамар Германн, которая проводила ежегодный опрос IDI в течение последних восьми лет. В 2012 году только 9 процентов израильтян-евреев заявили, что политическая разобщенность является основной причиной социальной напряженности. Сегодня 36% считают именно так. Этот период примерно совпадает с пребыванием на посту премьер-министра Беньямина Нетаньяху, начавшемся в 2009 году.

Годы Нетаньяху породили свою долю раскола, националистической риторики и противоречивого законодательства, включая законопроект Кнессета, внесенный прошлым летом, который определял Израиль как национальное государство еврейского народа. Парламентская оппозиция потребовала включения формулировки о том, что Израиль также является демократическим государством. Нетаньяху отклонил требование, назвав его политической уловкой, поскольку демократия и равенство уже гарантированы Конституцией. Законопроект принят, но дебаты продолжаются, и в следующем году, в преддверии всеобщих выборов, они, несомненно, будут еще более жаркими.

Оппозиция уже считает Нетаньяху темным злодеем, намеревающимся привести свою страну в пропасть реакционного авторитаризма. Лидер лейбористской партии Ави Габбай предупреждает, что премьер-министр пытается превратить Израиль в Турцию. Эхуд Барак, бывший лидер Партии Труда и премьер-министр (он может снова претендовать, на этот пост) говорит, что Нетаньяху «объявил войну» верховенству закона, гражданскому обществу, военной этике и средствам массовой информации.

Нетаньяху – не Реджеп Тайип Эрдоган, но он находится под следствием по обвинению в коррупции, и за время его пребывания в должности некоторые из его министров и политических союзников отправились в тюрьму или были вынуждены уйти в отставку за взяточничество. А его политический подход к иностранным делам в стиле «реалполитик» сделал его уязвимым для обвинений в том, что он фанат восточноевропейской «нелиберальной» демократии и популизма в стиле Трампа. При этом Израиль фактически двигается в демократическом направлении.

При подготовке отчета IDI Герман консультировалась с 13 индексами международной демократии и обнаружила, что Израиль вполне конкурентоспособен по сравнению с другим либеральным демократиям. «По сравнению с 2010 годом мы значительно улучшили права ЛГБТ, а также права женщин», – отмечает она. С тех пор как Нетаньяху вступил в должность, Израиль поднялся на семь позиций в рейтинге демократических стран, выходящем в Economist Intelligence. Это то, чем можно гордиться. Израиль не самая демократичная страна в мире, и никогда ею не будет. История, идеология и проблемы безопасности исключают это. Но гибридная демократия, которую она практикует, весьма жива и здорова.

bloomberg.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции