Израиль впервые одалживает Германии реликвии переживших Холокост в знак памяти
Израильский мемориал Холокоста «Яд Вашем» впервые за свою 70-летнюю историю предоставил Германии ценные вещи из своей постоянной коллекции для открытия выставки в Берлине, пишет журналистка AFP Дебора Коул.
16 семейных реликвий, по одной из каждой земли Германии, свидетельствуют об отдельных выживших и жертвах нацистской кампании по уничтожению европейского еврейства. 85-летняя Лоре Майерфельд была совсем малышкой, когда ее бабушка и дедушка подарили ей куклу, которую она описывает как «прощальный подарок», когда ее еврейская семья бежала из Касселя, Германия, в Соединенные Штаты. «Пижама, которую она носит, — это пижама, которую я носила во время «Хрустальной ночи»», — заявила Майерфельд AFP, имея в виду погром в ноябре 1938 года. «Моего отца отправили в концлагерь Бухенвальд. В ту ночь нас с мамой спрятали соседи, а тем временем пришли нацисты и разрушили наш дом. А снаружи, конечно, синагоги горели, магазины были взломаны, стекла разбиты. Это была тяжелая ночь. Это было началом грядущих событий».
Майерфельд и ее мать смогли присоединиться к ее отцу в Соединенных Штатах в 1941 году, но только после войны узнали, что ее дедушка и бабушка, а также несколько теток, дядей и двоюродных братьев были убиты нацистами. Сейчас, живя в Иерусалиме, она сказала, что никогда не позволяла своим детям играть с Инге, «потому что она хрупкая». В конце концов семья решила, что ей место в «Яд Вашем». Она чувствовала, что необходимо вернуться в Германию, пока у нее еще есть силы. «Это очень эмоциональная поездка, я словно заново переживаю свою историю», — заметила она. «Весь мир не усвоил урок (из Холокоста), и это очень печально. Есть те, кто отрицает, что это вообще произошло. Мое поколение, когда мы уйдем, кто будет здесь, чтобы рассказать историю?»
Председатель «Яд Вашем» Дани Даян рассказал AFP, что ключом к успеху является поиск новых способов коммуникации с молодым поколением, поскольку надвигается «эры памяти о Холокосте после тех, кто пережил его». «Боюсь, что это будет счастливый час отрицателя Шоа. И поэтому мы должны сейчас подготовить почву для противостояния этому», — заявил он. «Я никогда не забуду, что шесть миллионов евреев так и не смогли сесть перед камерой и дать показания. Их предметы, их документы, их фотографии — это их показания».
Ковчег для Торы, который представляет Гамбург на выставке, был изготовлен вручную в 1939 году ветераном Первой мировой войны евреем Леоном Коэном. Когда его, его жену Адель и двоих детей отправили в лагерь Терезиенштадт, Леон взял с собой свой заветный чемоданчик. Прежде чем вся семья была депортирована в Аушвиц в 1944 году, Леон оставил ковчег Торы на хранение у подруги Генриетты Блюм. В то время как Блюм и артефакт выжили, семья Коэнов погибла.
«Чудо»
Рояль в центре экспозиции принадлежал семье торговцев текстилем Маргулис из Хемница. Многие из ее членов скрывались, но вскоре поняли, что единственным выходом был побег. В 1939 году они сели на корабль, направлявшийся в Хайфу, и в конце концов прибыли в Подмандатную Палестину. Их любимое пианино прибыло через несколько дней в грузовом контейнере благодаря уговорам их 15-летнего сына Шломо. Семья в конце концов пожертвовала его «Яд Вашем» в благодарность за то, что они выжили. «С этими объектами вы начинаете представлять, как эти люди, которые чувствовали себя полностью немцами, были медленно вырваны из сердца немецкого общества», — заявила Рут Ур, куратор выставки в правительственном квартале Берлина, которая продлится до 17 февраля, а затем отправится в Эссен на западе Германии. Она назвала путешествие пианино своего рода «чудом» и частью «нового способа рассказывать истории» о Холокосте. «Этот мальчик (Шломо) до сих пор жив, ему 99 лет», — добавила она. «И это прекрасно».