Израиль возвращается в космос. На горизонте – миссия на Марс
Кфир Дамари, соучредитель компании «SpaceIL», сообщил, что до следующего запланированного израильского полета на Луну осталось всего три года, сообщает российское интернет-издание «Спутник».
Это заявление было сделано через семь месяцев после того, как израильскому космическому кораблю «Берешит» не удалось благополучно приземлиться на Луну во время его первой попытки в начале апреля. Израильский космический стартап также планирует проект по исследованию Марса. Дамари сказал, что, хотя этот проект будет намного дороже и потребует большого количества пожертвований, он считает, что он все еще возможен. Первоначальный проект «Берешит» занял почти восемь лет, и на его завершение ушло более 100 миллионов долларов. Но согласно прогнозу Дамари, его фирме понадобится чуть меньше половины этого времени, чтобы подготовить следующий полет на Луну аппарата «Берешит II».
«Вторая попытка займет у нас около трех лет и будет значительно дешевле, чем первый проект, стоимостью около 80 миллионов долларов», – сказал Дамари «Спутнику». «Во-первых, потому что у нас уже есть опыт, ноу-хау и дизайн, а во-вторых, потому что мы извлекли уроки из прошлых ошибок». Когда беспилотный космический корабль приблизился к Луне 11 апреля, «SpaceIL» несколько раз терял связь с «Берешит». Ученые сохраняли надежду, когда связь была восстановлена, но за несколько минут до того, как космический корабль должен был приземлиться, контакт был снова потерян, и он упал на Луну.
Дамари сказал, что никогда не «рассматривал эту попытку как неудачу», однако, утверждал, что первая попытка помогла компании выявить ошибки, из которых она может извлечь уроки, и применить эти знания ко второй попытке. Он добавил, что первоначальной целью проекта было просвещать и вдохновлять детей пополнять ряды будущих поколений ученых. «Для нас это была история успеха, потому что мы хотели что-то изменить, и мы это сделали», – сказал Дамари «Спутнику». «Несмотря на то, что «Берешит» разбился, нам написали сотни детей, сказав, что мы вдохновили их стать инженерами и учеными. Поэтому все, что я хочу сделать, — это реализовать потенциал этих детей и показать им, что, если они могут мечтать, они могут и сделать это».
В то время как большинство правительств финансируют свои исследования космического пространства из государственных средств, Израиль профинансировал только 2,5% от проекта стоимостью 100 миллионов долларов. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху публично заявил после попытки высадки на Луну, что государство вложит больше средств в следующую миссию, на этот раз покрыв 9,375% от второй попытки стоимостью 80 миллионов долларов. Нетаньяху, который специально наблюдал за посадкой аппарата, заявил, что Израиль продолжит попытки высадки на Луну. «Израильский космический аппарат приземлится на Луне!» – сказал он.
По сравнению с предыдущими годами, «Израиль теперь вкладывает больше денег в эту отрасль после того, как осознал, что космические проекты могут стимулировать экономику страны», – напомнил Дамари. «Но я помню, что в 2011 году мы были близки к отчаянию, думая, что проект не будет успешным, просто потому, что у нас не было средств. У нас даже не было денег, чтобы платить зарплату», – сказал он. Дамари добавил, что компания не могла выжить, нанимая полный штат сотрудников, и вместо этого в основном полагалась на сотрудников – волонтеров, привлекавшихся для завершения проекта. «К счастью для «SpaceIL», у нас были тысячи волонтеров, но искать их было сложно», – объяснил Дамари. «Кроме того, со временем мир изменился, и это тоже стало проблемой». «Берешит был размером» с компактную машину. Говорят, что космический корабль выглядел как стиральная машина большого размера и на старте весил около 1300 фунтов (590 кг.), причем большую часть веса составляло топливо.