Израиль и Марокко подписали соглашение о возобновлении работы бюро по связям в течение нескольких недель
Главы совместной израильско-американской делегации 22 декабря провели переговоры с официальными лицами Марокко, в том числе с королем Мухаммедом VI, поскольку Израиль и Марокко объявили о своем намерении открыть дипломатические миссии, сообщает «The Times of Israel».
Ранее в тот же день советник по национальной безопасности Израиля Меир Бен-Шаббат и Джаред Кушнер, старший советник и зять президента США Дональда Трампа, отправились с совместной израильско-американской делегацией в Рабат на борту первого коммерческого рейса из Израиля в Марокко после объявленной 10 декабря нормализации отношений между странами. По прибытии делегация посетила Мавзолей короля Мухаммеда V в Рабате – национальную достопримечательность – возложив венки к могиле монарха. Оттуда Бен-Шабат, Кушнер и их сотрудники отправились в королевский дворец, чтобы встретиться с марокканскими чиновниками и королем, которые не принимали участия в публичных церемониях.
По словам израильского чиновника, встреча с королем длилась около часа. Другой чиновник, знакомый с ходом встреч, сказал, что переговоры носили позитивный характер и достигли своих целей. После встречи представители трех стран – министр иностранных дел Марокко Насер Бурита, Кушнер и Бен-Шаббат – опубликовали трехстороннее заявление, в котором содержится обязательство «возобновить полномасштабные официальные контакты между израильскими и марокканскими коллегами» к концу следующего месяца. Хотя Соединенные Штаты, которые выступили посредником в возобновлении отношений между Иерусалимом и Рабатом, ожидали, что эти нормализованные отношения между двумя странами будут развиваться как полноценные дипломатические отношения, на данный момент отношения останутся на несколько более низком уровне. Вместо посольств планируется вновь открыть бюро по связям – израильское в Рабате, марокканское в Тель-Авиве – которые были закрыты в конце 2000 года, когда Марокко решило прекратить существующие связи между двумя странами с началом Второй интифады. Хотя бюро по связям двух стран были закрыты около 20 лет назад, здания осталась в их владении, что позволит Иерусалиму и Рабату быстро вновь открыть их.
Бурита заявил, что его страна планирует открыть свое бюро и назначить дипломата на уровне посла в течение следующих двух-трех недель. Было неясно, когда Израиль сможет ответить на это взаимностью. Марокко стало третьим арабским государством в этом году, которое нормализовало отношения с Израилем в рамках соглашений при посредничестве США, присоединившись к Объединенным Арабским Эмиратам и Бахрейну. Судан также объявил о планах нормализации отношений с Израилем, хотя никаких официальных соглашений подписано не было.
В своем выступлении Кушнер заявил, что США планируют открыть консульство в западносахарском городе Дахла. В дополнение к планам возобновления работы бюро по связям Израиль и Марокко подписали четыре меморандума о взаимопонимании по различным темам, чтобы укрепить свое соглашение о нормализации отношений. Соглашения касались гражданской авиации, исследования водных ресурсов и финансов. Четвертое устанавливало, что две страны отказываются от виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов; владельцам обычных паспортов по-прежнему потребуется виза для посещения другой страны. Соединенные Штаты и Марокко также подписали два меморандума о взаимопонимании, по которым Вашингтон пообещал вложить значительные средства в страну, выделив более 4 миллиардов долларов из различных фондов.
В своем выступлении перед подписанием меморандума о взаимопонимании Кушнер высоко оценил усилия Марокко и Израиля по нормализации отношений, заявив, что были достигнуты «огромные успехи» в подписании двусторонних соглашений, и, по его словам, ожидается, что в ближайшие дни будет подписано еще несколько подобных соглашений. Бен-Шаббат, сын родителей, родившихся в Марокко, заявил – сначала на арабском, а затем на иврите, – что нормализованные отношения с Рабатом имеют для сотен тысяч израильтян марокканского происхождения не только «дипломатическую и экономическую» ценность. «Как и я, многие репатрианты из Марокко во втором и третьем поколении, живущие в Израиле, сохраняют веру в наследие наших отцов и продолжают его», – заявил Бен-Шаббат.
Наряду с переговорами в королевском дворце генеральный директор Министерства иностранных дел Израиля Алон Упшиц и государственный секретарь Министерства иностранных дел Марокко Махсан аль-Джазури также встретились в Рабате, чтобы обсудить планы по улучшению дипломатических отношений между двумя странами, сообщило Министерство иностранных дел Израиля. «Они согласились, что это новая глава в отношениях между народами, основанная на сотнях лет глубоких связей», – говорится в заявлении Министерства иностранных дел.
Планировалось, что израильская делегация останется в Марокко до полудня 23 декабря, но пресс-секретарь Министерства иностранных дел Лиор Хайят заявил, что она уедет в предрассветные часы, чтобы прибыть в Израиль до того, как во второй половине дня вступят в силу обязательные карантинные требования для всех приезжающих. Хотя рейс в Рабат был первым коммерческим рейсом из Израиля в Марокко, обратный рейс не имел того же статуса.
В 1993 году тогдашний премьер-министр Ицхак Рабин и тогдашний министр иностранных дел Шимон Перес остановились в Марокко на обратном пути из Вашингтона. Их возвращение было первым коммерческим рейсом из Марокко в Израиль. Американская делегация также планировала отбыть в Вашингтон 23 декабря. Рейс из Тель-Авива в Рабат, который приземлился в столице Марокко около 15:00 по местному времени был сочтен весьма символичным после того, как 10 декабря Марокко объявило о «возобновлении отношений» с Израилем.
Перед взлетом Кушнер отметил, что аналогичный рейс из Израиля в Объединенные Арабские Эмираты после достижения соглашения о нормализации отношений вызвал массовую волну израильтян, направлявшихся в Персидский залив, десятки тысяч человек по состоянию на этот месяц. Он отметил, что рейс в Рабат может иметь похожую «динамику». Поездка в Рабат также направлена на демонстрацию достижений администрации Трампа в ближневосточной дипломатии за несколько недель до того, как Трампа сменит в Белом доме избранный президент Джо Байден.