«Дети Уиндермира»: история осиротевших жертв Холокоста
Несколько книг и фильмов рассказывают о 10 тыс. еврейских детей, которые были эвакуированы из Европы во время Второй мировой войны на поездах программы Kindertransport в безопасное место в Великобритании. Менее известна послевоенная британская миссия по спасению еврейских сирот, которые выжили в концентрационных лагерях.
Эта история — тема художественного фильма PBS «Дети Уиндермира». Название отсылает к водоему в Озерном крае в Англии. Беженцы жили там четыре месяца в 1945 году. «Это история о детях, переживших страшный опыт», — говорит сценарист Саймон Блок. Он отмечает, что его задача состояла в том, чтобы найти баланс между исторической правдой и художественной формой и попытаться точно представить коллективный и индивидуальный опыт участников. Сцены фильма рисуют тревожные картины жизни за колючей проволокой, изображая травмированных детей, которые дрожат в своих кроватях и крадут хлеб, хотя его уже достаточно. «Мы не хотели, чтобы это выглядело как “скопление несчастий”, но мы и смягчать ничего не хотели, — говорит Блок. — Уиндермир был чудесным местом для детей в течение дня, потому что они могли свободно бегать, принимать участие в различных мероприятиях. Но по ночам многие из них страдали от ужасных кошмаров, от которых им не удавалось избавиться и в дальнейшем. В лагерях им приходилось выживать любой ценой. В Уиндермире они должны были научиться совершенно новому образу жизни».
Другая проблема заключалась в том, что сегодня дети, жившие в Уиндермире (ныне их насчитывается менее 30 из первоначальных 300), — это пожилые люди со своими воспоминаниями, которые не всегда соответствуют друг другу. «Они были в Уиндермире только четыре месяца, и их воспоминания об этом не так ясны, как память о лагерях и о том, что с ними там случилось, — говорит Блок. — Мы объединяли их истории таким образом, чтобы они были точными, но позволяли параллельно рассказывать разные истории». По словам Блока, привлекательность проекта была в относительной неизвестности этой истории и ее актуальности сегодня. «История с Уиндермиром привлекла мое внимание в тот момент, когда в Великобритании было много споров о том, что делать с детьми — беженцами из Сирии. Фильм показывает, что получается, если рассматривать детей‑беженцев не как угрозу, а как людей, которые нуждаются в помощи».
Большая часть исследований была проведена ещё до того, как Блок включился в проект в конце 2016 года, когда документировались интервью с выжившими. Съемки проходили в 2017 и 2018 годах в Северной Ирландии, где местность похожа на Уиндермир — ныне оживленное туристическое направление (само поместье Калгарт, где жили дети, было снесено в 1960‑х годах). Актеры Томас Кречманн («Пианист»), Ромола Гарай («Искупление») и Иэн Глен («Игра престолов») играют взрослых вожатых, а на роль молодых выживших были привлечены польскоязычные актеры. Некоторые из реальных людей, чьи истории отображены в фильме, появляются в конце, и мы узнаем, что впоследствии они продолжали вести насыщенную жизнь в Англии, Израиле и Америке.
Один выживший стал капитаном британской команды по тяжелой атлетике на двух Олимпийских играх и был посвящен в рыцари в 2008 году. «Даже те, кто скончался, оставили детей, внуков и правнуков, — говорит Блок. — Их наследие сохранилось. Несколько лет назад в Праге прошла встреча «детей Уиндермира» и их потомков, туда приехали сотни людей».
Уроженец Лондона и сын лондонских родителей, чьи предки родом из Литвы и Белоруссии, Блок вырос в довольно светском еврейском доме: посещал синагогу в осенние праздники и «едва справился» со своей бар мицвой с помощью записанной раввином части афтары.
«Меня в какой‑то мере интересует мое наследие. Я участвовал в проектах о евреях, которые встречались на моем пути», — говорит он, упоминая, в частности, сценарий по роману Джонатана Сафрана Фоера «Полная иллюминация». Блок начал свою карьеру в театре и стал участником теле— и кинопроектов, в том числе сериала о Второй мировой войне «Домашние огни» и фильма Бена Кингсли «Врач». В настоящее время он занят несколькими новыми телевизионными проектами, есть у него и фильм на ранних стадиях производства. Блок надеется, что те, кто посмотрит «Детей Уиндермира», оценит и историю освобождения, и более общую идею о ценности приема беженцев. «Подход тогдашнего британского правительства к проблеме беженцев резко контрастирует с подходом сегодня, и в Британии, и во всем мире, — говорит он. — Число беженцев сегодня намного большее, а эмоции все это вызывает лишь отрицательные: “Мы не хотим их здесь. Они отнимают слишком много ресурсов”. На Великобританию пришлось оказать давление, чтобы она впустила кого‑либо».
Он отмечает высокий патриотизм и вечную благодарность беженцев из Уиндермира, которые сторицей воздали Великобритании за то, что она приняла их, спасла и дала возможность полноценной жизни. «Вам не нужно бояться людей, которые хотят жить в вашей стране. Я думаю, это хорошая идея для дальнейшего воплощения».
Оригинальная публикация: The Story of Orphaned Holocaust Survivors: ‘The Windermere Children’