Новости

История о Холокосте в Instagram вызвала споры. Вот что думают подростки

6 мая 2019, 14:00 день памяти жертв холокоста
Поделиться

Ева Хейман — энергичная 13-летняя еврейская девушка с яркой улыбкой. Перейдите на ее страницу в Instagram, и вы увидите селфи шатенки с лучшими друзьями, видео, которые она снимала, когда ей было скучно в школе, и ее рассказы о своей влюбленности в одноклассника по имени Писта.

Но девушка с аккаунтом в Instagram, у которой сейчас 1,3 миллиона подписчиков, на самом деле не Ева. Ева Хейман была убита в Аушвице в 1944 году, и ее изображает актриса в рамках проекта израильского бизнесмена и его дочери. В течение 24 часов в Йом ха-Шоа Мати и Майя Кохави разместили инсценированную версию жизни Евы в социальной сети под названием «Ева. Истории». Она основана на дневнике, который Ева вела до ее депортации и смерти. Кохави надеялись, что их инициатива поможет распространить информацию о жизни Евы и Холокосте. Их усилия, однако, вызвали споры.

Юваль Мендельсон, преподаватель гражданского права и музыкант, назвал это «проявлением дурного тона» в колонке для «Haaretz» перед запуском проекта. «Фиктивный аккаунт в Instagram от имени девушке, убитой во время Холокоста, не является и не может быть законным способом, просвещать молодых людей о Шоа», – писал он. Эта инициатива стала частью более обширной дискуссии в еврейской общине и за ее пределами о том, как рассказывать о Холокосте в будущем. Поскольку большинству выживших в Холокосте людей уже за 80 и 90 лет, организации, поддерживающие память о жертвах Холокоста, ищут новые способы рассказать эту историю будущим поколениям, которые никогда не встретятся с теми, кого лично затронул Холокост.

В прошлом году Музей и образовательный центр Холокоста в Иллинойсе впервые продемонстрировал новую экспозицию, которая позволяет посетителям общаться с голограммами выживших. «Мы должны думать о более творческих и более сильных способах передать ужасы Холокоста новому поколению, у которого не будет возможности поговорить с выжившими», – сказала 27-летняя Майя Кохави CNN.

В реальной жизни, согласно Мемориальному музею Холокоста в США, Ева Хейман была единственным ребенком пары венгерских евреев, и после их развода в основном воспитывалась бабушкой и дедушкой. В 1944 году она и ее бабушка, и дедушка были вынуждены отправиться в еврейское гетто в Орадя. Ева была депортирована в Аушвиц в июне 1944 и умерла там 17 октября того же года.

Когда я впервые узнала о проекте, я была настроен скептически. Я обнаружила, что первые несколько эпизодов, где главная героиня танцует, улыбается и публикует заполненные эмодзи селфи, странно легкомысленны для проекта о Холокосте. Тон актера также не последователен, а идея о том, что социальные сети существовали 80 лет назад, угрожает подорвать правдивость реальной истории. Но когда история продолжилась, я поймала себя на том, что отношусь к ней теплее. Проект не только рассказывает об истории, но и показывает, как эти события воспринимаются с точки зрения 13-летнего подростка.

Пока нацисты маршируют по городу, мы видим, как Ева бежит к своей напуганной маме, камера дрожит. Когда ее мать говорит Еве, что она должна носить желтую звезду на своем пальто, подросток сначала отказывается. Она не хочет выглядеть непохожей на других и беспокоится, что люди будут смеяться над ней. В конце истории, когда Еву грузят в вагон поезда в Аушвиц, мы видим, как молодая девушка паникует и находится на грани срыва. Я изо всех сил пыталась сдержать слезы. Однако в 27 лет я немного старше целевой аудитории проекта, поэтому я поговорила с несколькими подростками и молодыми людьми в возрасте около 20 лет.

Гави Альтман, 14-летняя девушка, проживающая в Израиле, рассказала мне, что проект стал хитом среди ее друзей. «В нашем классе все были взволнованы вопросом, когда он выйдет», – сказала она. Альтман, которая попросила, чтобы ее точное место жительства не раскрывалось, сказала, что проект помог ей почувствовать связь с Холокостом так, как ей никогда не приходилось почувствовать ее на уроках в школе. «Они пытаются сделать так, чтобы наше поколение было как-то затронуто этим», – сказала она. «Когда кто-то  рассказывает тебе эту историю, вы думаете: «О, это было так давно, это не имеет ко мне никакого отношения». Элиана Сильвер, 19-летняя студентка Университета Роберта Гордона в шотландском Абердине, также нашла истории захватывающими. «Это очень реальный способ понять, – сказала она, – потому что, когда мы смотрим фотографии и видео того времени, мы воспринимаем это с точки зрения посторонних. Но теперь ты как будто рядом с персонажами. Меня бросило в дрожь».

У других были сомнения. Рэйчел Фадем, 18-летняя жительница Чикаго, считает, что проект может послужить способом вовлечения тех, кто в противном случае может быть не заинтересован в изучении Холокоста. Но она волнуется, как зрители, которые не знают о Холокосте, могут это воспринять. «Я просто немного опасаюсь того, что некоторые люди воспримут это как что-то легковесное», – сказала она. Алиса Нуссбаум Коэн, 20 лет, первокурсница в Университете Кларка в Вустере, штат Массачусетс, также испытывает беспокойство по поводу проекта. «Тот факт, что это выложено в социальных сетях, рядом с ненужным и бессмысленным контентом, может обесценить проект», – сказала она.

Нуссбаум Коэн, дочь сотрудника JTA Дебры Нуссбаум Коэн, также задавалась вопросом, будет ли проект на самом деле иметь влияние. «Знать, что они вкладывают в это столько денег, которые можно было бы потратить на образовательные программы по Холокосту в школах, вот что меня больше всего ранит», – сказала она. Но Альтман не слишком озабочена теми, кто не является фанатами проекта. «Может быть, люди, которым это не понравится, будут ненавидеть это, – сказала она, – но так бывает со всем».

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции