Исследование: уровень жизни в Израиле вырос, но преодоление нищеты все еще остается сложной задачей
Согласно отчету, опубликованному 5 июня Центром социальной политики имени Тауба, в Израиле в последние годы наблюдается резкий рост уровня жизни, но беднейшие жители относятся к числу тех, кто больше всего борется за то, чтобы избежать нищеты в развитом мире.
Годовой отчет показал, что в период с 2012 по 2017 год наблюдался значительный рост доходов и потребления домохозяйств. Домохозяйства среднего класса (средний по уровню дохода квинтиль — 20% населения) за это время увеличили реальный располагаемый доход на 22%. В домашних хозяйствах самого низкого квинтиля прирост составил примерно 19%, а в домашних хозяйствах верхнего квинтиля — всего 14%. В основном этот рост объясняется ростом доходов от трудовой деятельности, обусловленным быстрым ростом заработной платы и занятости.
«Среди населения в целом потребление выросло в меньшей степени, чем доходы – ситуация, указывающая на увеличение сбережений», – заявил профессор Ави Вайс, президент Центра Тауба и автор отчета. «В то же время уровень бедности и неравенства снизился вместе с ростом порога бедности». По предварительным оценкам, валовой внутренний продукт в 2018 году рос быстрее, чем в среднем по ОЭСР (3,3% против 2,9%). Тем не менее, ВВП на душу населения, наиболее значимый показатель уровня жизни, вырос всего на 1,3%, что ниже среднего показателя по ОЭСР в 2,2%.
В докладе говорится, что после стабильного роста занятости дальнейшее повышение уровня жизни потребует повышения производительности труда. Ежегодные темпы роста производительности труда с 2000 года составляют 1,2% по сравнению с ожиданиями в 2%. В докладе подчеркивается, что одной из основных задач, стоящих перед следующим правительством, будет решение проблемы растущего бюджетного дефицита, который в настоящее время составляет 3,8%. Уровень занятости и участие населения на рынке труда продолжают расти, а уровень безработицы находится на исторически низком уровне – примерно 3,5%. Однако увеличение занятости не является одинаковым для всех групп населения.
«В двух группах, где уровень занятости исторически низок, в последние два года наблюдаются противоречивые тенденции», – сказал Вайс. Доля арабских женщин в сфере занятости продолжает неуклонно расти и составляет примерно 40%, что лишь немного ниже целевого показателя правительства на 2020 год, составляющий 41%. Однако в случае с мужчинами-харедим (ультраортодоксами) тенденция к росту занятости, существовавшая в начале десятилетия замерла. Уровень их занятости в настоящее время составляет 49%, что далеко от целевого показателя правительства на 2020 год – 63%. «Поэтому интеграция ультраортодоксальных мужчин в состав рынка труда остается одной из основных проблем, стоящих перед израильской экономикой», – отметил Вайс.
Существенные пробелы также остаются в сфере занятости мужчин и женщин в сфере высоких технологий, которая является ключевым двигателем роста местной экономики. В противоположность международным тенденциям, только около трети работников высокотехнологичного сектора в 2017 году составляли женщины. Хотя большинство работающих женщин – светские еврейки, количество ультраортодоксальных женщин, работающих в сфере высоких технологий, выросло с менее чем 1% рабочей силы десятилетие назад до более чем 3% сегодня. Несмотря на обнадеживающие показатели в области занятости и доходов, беднейшие граждане страны относятся к числу тех, кто больше всего борется за то, чтобы вырваться из нищеты в развитом мире. Членам домохозяйств из низшего дециля, стремящимся подняться за черту бедности, требуется работать большее количество часов, чем таким же людям из всех отсальных стран ОЭСР, за исключением Норвегии.
«Высокий рейтинг Израиля отражает большое неравенство в доходах по сравнению с другими странами ОЭСР, что приводит к большому разрыву между доходами домохозяйств в самом бедном дециле и средним доходом, на основании которого рассчитывается уровень бедности», – сказал Вайсс. Среди домохозяйств из низшего дециля годовая задолженность на 8% превышает годовой доход, что вызывает сомнение в том, смогут ли они погасить задолженность.
В докладе также сказано, что показатели рождаемости в Израиле как среди религиозных, так и среди светских женщин выше, чем во всех других развитых странах. В 2015 году коэффициент рождаемости составлял 3,1 рождения на одну женщину, что почти на одного полного ребенка выше, чем в следующей стране с самым высоким уровнем рождаемости. Коэффициент рождаемости среди светских и религиозных еврейских женщин никогда не опускался ниже 2,2 на женщину, что также выше, чем в любой другой стране ОЭСР. Как и во всем мире, самый высокий коэффициент рождаемости среди арабских женщин был отмечен среди лиц с низким уровнем образования. Самые низкие показатели были среди тех, кто имеет ученую степень. Напротив, коэффициенты рождаемости среди нерелигиозных еврейских женщин одинаковы для лиц со средним и высшим образованием. Удивительно, но рост среднего возраста первородящих матерей среди еврейских женщин не привел к снижению уровня рождаемости. В период с 1994 по 2016 год их средний возраст увеличился на 2,8 года, а коэффициент рождаемости вырос на 0,4 ребенка. За тот же период средний возраст первородящих женщин-христианок и друзок увеличился примерно на три года, а женщин-мусульманок – на один год. Показатели рождаемости резко снизились среди всех трех групп с середины 1990-х годов параллельно с соседними арабскими странами.