Искажение Шоа — как переписывается нарратив о Холокосте
Известный «охотник за нацистами» опубликовал в «The Jerusalem Post» статью, посвященную книге Елены Суботи «Желтая звезда, красная звезда; память о Холокосте в посткоммунистических станах», рассказывающей о ревизионизме Холокоста.
Он отмечает, что существует два вида ревизионизма — отрицание и искажение Холокоста. Последний не отрицает самого факта Холокоста, он стремится изменить нарратив о нем. «Первое в значительной степени находится в стадии затихания в западном мире, будучи эффективно опровергнуто многочисленными учеными и побеждено в очень важных судебных делах, особенно в деле Дэвида Ирвинга, но все еще является серьезной проблемой в арабском и мусульманском мире. Последнее, с другой стороны, в течение многих лет по большей части игнорировалось и беспрепятственно процветало в посткоммунистической Восточной Европе», – подчеркивает Зурофф.
Он замечает, что внимание к этому явлению было привечено только после принятия Польшей в 2018 году скандального закона о Холокосте, но «вне поля зрения» остались другие страны, практикующие подобные искажения – Литва, Украина, Хорватия, Венгрия, Латвия, Беларусь, Румыния и Эстония. «И именно поэтому эта книга важна и, несмотря на многочисленные исторические ошибки и некоторые существенные недостатки, должна быть обязательно прочитана всеми западными правительственными лидерами, чиновниками Министерства иностранных дел и всеми, кто интересуется вопросами памяти жертв Холокоста и образования», – заявляет Зурофф.
Он отмечает, что в книге Суботи, профессора политологии Университета штата Джорджия, рассматривается создание альтернативных версий истории Холокоста в Сербии, Хорватии и Литве, и подчеркивает, что в Сербии участие местных коллаборационистов в истреблении евреев было значительно меньше, чем в двух других странах, а сами сербы также подверглись геноциду со стороны хорватов. Суботи заявляет, что создание ложных нарративов было значительно облегчено тем, что коммунистические режимы, контролировавшие эти станы после войны (СССР в случае Литвы и Югославия — в случае Сербии и Хорватии) умалчивали, о том, что нацисты целенаправленно уничтожали именно евреев. Затем экс-коммунисты выдвинули теорию, уравновешивавшую преступления нацистского и коммунистического режимов как геноцидов, а именами лиц, связанных с реальным нацистским геноцидом начали называть улицы и площади в Литве и Хорватии.
Зурофф также отмечает преувеличения и фактически ошибки в книге. К первым он относит утверждение о том искажение Холокоста «дестабилизирует основу Европейского Союза», замечая, что если бы это было так, «ЕС уже давно принял бы решительные меры против новых демократий, хотя на самом деле ни одна из виновных сторон не заплатила никакой цены за искажение истории Холокоста». Кроме того, Суботи не упоминает о преследовании военных преступников поле обретения независимости. К фактическим ошибкам книги, Зурофф, среди прочих, относит утверждение о том, что самый высокий уровень искажения Холокоста достигнут в Венгрии, замечая, что в Литве, на Украине и в Хорватии «дела обстоят гораздо хуже».