Инициатива «Western Digital» привлекает израильских ультраортодоксальных женщин-программистов
У высокотехнологической индустрии Израиля есть дефицит примерно в 8000 профессионалов в области программного обеспечения, что приводит местные компании к расширению поиска талантов за пределы обычных групп населения – и еврейские ультраортодоксальные женщины могут быть следующей группой, которая будет привлекаться к работе.
Около 1000 ультраортодоксальных женщин выполняют работу по программному обеспечению на ортодоксальных семинарах в Израиле каждый год, а несколько сотен находят работу в местной технической индустрии через специализированные агентства по трудоустройству. Рабочие места, передаваемые на внешний подряд через агентства, чаще всего являются низкооплачиваемыми, обеспечивая женщинам заработную плату в размере около 5000 шекелей (около 1350 долл.США), ниже минимальной месячной заработной платы в Израиле и практически без возможностей продвижения по службе.
По данным правительства, ортодоксальные и ультраортодоксальные женщины составляют только 0,4% сотрудников сферы высоких технологий в Израиле. Это прямой компромисс. Женщины получают специальную рабочую среду, которая позволяет им соблюдать раввинские указы; работодатели получают рядовых работников по выгодным ценам. Но некоторые игроки на рынке пытаются сломать стереотип и привести ультраортодоксальных женщин и ультраортодоксальный сектор в целом в местную индустрию на более равноправной основе.
KamaTech, некоммерческая организация, созданная для защиты прав женщин, только что завершила программу, в рамках которой 18 женщин наняли в качестве постоянных сотрудников в местном отделении транснациональной технологической компании в центральном Израиле. Шесть были наняты сразу после процесса оценки навыков и 12 после целевой трехмесячной программы обучения. Процесс далеко не простой. Только один генеральный директор до сих пор согласился нанять этих женщин в качестве постоянных сотрудников: израильский менеджер компании Western Digital Шахар Бар-Ор. В Израиле на компанию работают около 1000 человек в трех исследовательских центрах.
Эта инициатива возникла как способ решить проблему нехватки кадров, сказал Бар-Ор в интервью «Calcalist» на прошлой неделе. Первоначально предназначенная для инженеров с учеными степенями, программа обучения позднее была специально разработана для ультраортодоксальных программистов: Western Digital уже опросила университеты о потенциальных сотрудниках, сказал Бар-Ор, но встреча с соучредителем KamaTech Моше Фридманом заставила компанию обратиться в поиске кадров к верующим. Через несколько недель около 300 выпускников семинаров прибыли в штаб-квартиру компании для первоначальных тестов по математике, программированию и английскому языку.
Первое впечатление было несколько обескураживающим. Знания выпускников были значительно ниже ожидаемого, сказал Бар-Ор. «Они прибывали плохо подготовленными, и, если сравнивать их с теми, кто имеет другое образование, разрыв виден», – сказал он. Учитывая этот разрыв, сказал Бар-Ор, низкая заработная плата, которая является стандартом в отрасли, имеет смысл. В конце концов, шесть женщин были наняты сразу, исходя из предположения, что они могут закрыть пробел в знаниях на работе. Еще 18 были переведены на интенсивную трехмесячную программу обучения. Обучение не проводилось с намерением поставить их на один уровень с выпускником университета, объяснил Бар-Ор, а дать им инструменты самообучения, которые позволят им сделать это самостоятельно после начала работы. Из них 12 в конечном итоге были наняты с зарплатой, равной зарплате других сотрудников компании.
«Нам сказали, что есть много вариантов продвижения по службе в компании. Я собираюсь сделать все, чтобы добиться успеха», – сказала 21-летняя Ханна Кантор, одна из выпускниц учебной программы, планирующих начать работу в Western Digital через несколько недель. Она сказала, что больше взволнована, чем нервничает по поводу начала работы. По ее словам, программа вызвала большой ажиотаж среди выпускниц семинара, поскольку в ультраортодоксальной общине трудно найти работу в области высоких технологий.
«KamaTech уже несколько лет пытается решить проблему выпускников семинаров», – сказала в интервью Сари Рот, заместитель генерального директора KamaTech, и ультраортодоксальная бизнес-леди, основатель и руководитель коммуникационного стартапа Bontact Ltd. «Не существует прецедента для того, чтобы женщина закончила семинар и интегрировалась в транснациональную техническую компанию», – сказала Рот. «Я не могу описать влияние, которое это событие оказало на общину». В рамках работы с компанией Western Digital KamaTech взаимодействовала с ультраортодоксальной общиной, чтобы получить одобрение раввината для инициативы. Каждая сторона – как община, так и техническая транснациональная компания – должны были решить, какие вопросы не подлежат обсуждению, и в каких они могут пойти на компромисс. Пример одного из таких вопросов: может ли ультраортодоксальная женщина сидеть рядом со светской женщиной в офисе?
Центральное место занял вопрос о доступе в интернет. Еврейская ортодоксальная община в Израиле использует «безопасных интернет-провайдеров», которые фильтруют контент в соответствии с раввинскими директивами. «Раввины не хотели, чтобы у них был неограниченный доступ к сети, но компания заявила, что они должны иметь возможность проводить онлайн-поиск. Мы нашли решение в виде частичной блокировки контента, которое не только не мешало их работе, но и удовлетворяло раввинов». «Мы не собираемся менять убеждения и образ жизни наших сотрудников», – пояснил Бар-Ор. «Когда сотрудники попросили у нас соевое молоко и парковочные места для скутеров, мы с радостью согласились. Если мы сможем найти необходимые таланты среди ультраортодоксальных женщин, мы внесем необходимые коррективы».
Бар-Ор сказал, что он заметил, что руководители семинаров были обеспокоены неоднородной рабочей средой и ее возможными последствиями для способности сотрудников поддерживать и придерживаться ультраортодоксального образа жизни. «Мне ясно, что, если они изменят свой образ жизни, и это будет связано с нами, весь проект развалится», – сказал он. Рот придерживается тех же настроений. «Если выпускницу завербовала технологическая компания и, как следствие, ее образ жизни изменился, для нас это не успех, а неудача», – сказала она. Раввины, со своей стороны, согласились с тем, что потребуются некоторые компромиссы, такие как встречи с участием мужчин и женщин, руководители из числа светские мужчин и необходимость того, чтобы сотрудники могли работать с кем угодно, независимо от пола или религиозных убеждений. «Они с радостью согласились. У нас было много беспокойств, но они оказались необоснованными», – сказал Бар-Ор.