Греки углубляются в еврейское наследие Салоников
«Голоса 50 000 депортированных евреев из Салоников не должны быть забыты. Настало время для Греции углубиться в свою историю».
Это самые искренние слова Давида Сальтиэля, президента еврейской общины Салоников, которая сегодня насчитывает лишь тысячу человек, через три четверти века после того, как она была почти уничтожена нацистами. 18 марта его жители собрались на старом вокзале города в память о первом из 19 транспортов с еврейскими жителями города, депортированных в Аушвиц во время нацистской оккупации.
Перед Второй мировой войной в Салониках проживало более 50 000 евреев, около 46 000 из которых были депортированы и убиты в лагерях смерти германских нацистов. До того, как 75 лет назад на этой неделе начались депортации, община в городе, которая в основном была создана сефардскими евреями, изгнанными из Испании в 1492 году, развилась до такой степени, что получила прозвище «Балканский Иерусалим». Но затем пришли ужасы 1943 года, когда были депортированы практически все евреи города, и только четыре процента из них выжили в нацистских лагерях смерти, куда они были отправлены.
В последние пять лет Салоники проводили торжественные мероприятия в середине марта, инициированные мэром Янисом Бутарисом, чтобы помнить, как первый транспорт с евреями был отправлен в лагеря с железнодорожной станции Салоники 15 марта 1943 года. В январе Бутарис сказал, что греческие власти допустили глубокую нерадивость, ожидая так долго, чтобы официально отметить судьбу евреев. Он спросил: «Кто оплакивал исчезнувших соседей? Какие памятники мы установили? Какие церемонии мы проводили?» Он также осудил разграбление имущества, оставленного депортированными.
Греческие власти теперь заняты пересмотром серьезной страницы своей истории. В январе президент Реувен Ривлин посетил город, чтобы заложить первый камень Музея Холокоста площадью 7 000 квадратных метров в Салониках, финансируемого Германией и Фондом Ставроса Ниархоса, который откроется в 2020 году. «Греческие евреи были стерты из коллективной греческой памяти к концу 1990-х годов», – говорит историк Рена Молхо, специалист по истории общины. Только в 2004 году преподавание о Шоа стало обязательным в Греции, а спустя 10 лет на месте бывшего еврейского кладбища, которое разрушили немцы, и где сейчас находится городской университет, будет установлен памятник.
Есть основания для такого молчания. «Немногие выжившие смогли засвидетельствовать, некоторые обратились в христианство, а другие эмигрировали в Соединенные Штаты, в Израиль», – говорит профессор Университета Салоники Никос Заикос. Для Молхо объяснение кроется в послевоенной истории Греции. «Пришло освобождение (от немецкой оккупации) и разразилась гражданская война, участники коммунистического сопротивления были изгнаны, а (новые) лидеры, близкие к коллаборационистам (с нацистами), не собирались говорить о евреях». Греки тоже были слишком заняты, помня о том, что «400 000 греков погибли во время Второй мировой войны, и казалось, что это было более важно, чем депортация греческих евреев», – говорит Анастасио Карабабас, гид в мемориальном центре Шоа в Париже и автор книги «Шоа – одержимость антисемитизмом с XIX века».
Доказательства под рукой, однако левое правительство Алексиса Ципраса выдвинуло инициативы по восстановлению памяти о евреях Салоников. «Он ускорил строительство музея и углубил связи с Израилем по экономическим и геостратегическим причинам в регионе, где соседняя Турция в последнее время не оказалась очень «обнадеживающей» политически, говорит Карабабас.
В 2016 году полмиллиона израильтян посетили Грецию. «Мемориальный туризм находится в эмбриональной фазе в Салониках, но должен развиваться», – говорит Матиас Ожех, координатор учебной поездки в мемориальном центре «Париж-Шоа», который организовал туры для 40 человек для участия в церемонии 18 марта. «Когда крайне правые выигрывают выборы в Европе, Греция должна напомнить молодому поколению, к чему могут вести расизм и антисемитизм», – предупредил Сальтиэль.
В 2016 году исследование Pew Research показало, что 55% греков отрицательно относятся к евреям. «Настало время для Греции прекратить преподавать своей молодежи чисто националистическую и христианскую историю», – сказал Карабабас. Сальтиэль, который вскоре опубликует в Греции работу, включающую переписку между матерями, застрявшими в гетто в Салониках и их детьми, которые бежали в Афины, подчеркивает «прогресс последних нескольких лет». Он указывает на создание факультета еврейских исследований и более информативных материалов, связанных с Шоа. Кроме того, говорит он: «Новый музей будет играть еще более важную роль – отвечать отрицателям (Холокоста) с историческими доказательствами под рукой».