Новости

Греческий город увековечивает историю Холокоста

13 января 2019, 14:00 Греция
Поделиться

Утром 11 ноября 2018 года группа из почти 200 человек собралась в центре Трикалы, греческого города, расположенного примерно в 300 километрах к северу от Афин. Разговаривая, главным образом, на греческом, а также на иврите, английском, итальянском и немецком языках, они ждали у одного из главных входов в старый еврейский квартал, чтобы принять участие в открытии Мемориала Холокоста в Трикале.

Мемориал, установленный в память о 139 еврейских жертвах из числа жителей города, является совместной инициативой властей Трикалы и еврейской общины города. «Это был долг перед нашими гражданами, перед еврейской общиной, перед памятью», – сказал по электронной почте мэр Трикалы Димитрис Папастерджиу. Эта идея впервые возникла в его разговоре с Виктором Венузиу, уроженцем Ларисы, который воспитывался в еврейской общине Трикалы и пережил Холокост, потому что жители Амарантоса – в 50 километрах от него, в 1940-х годах его называли Мастроянни – спрятали его и его семью. В прошлом году Венузиу финансировал памятник в Амарантосе, чтобы поблагодарить их. «В течение пяти минут мы договорились, что город и муниципалитет Трикалы также должны были установить собственный памятник», – сказал Папастерджиу.

Монумент, спроектированный муниципалитетом при участии еврейской общины Трикалы, имеет форму слезы, окруженной железнодорожными путями. В центре находится оливковое дерево, а сбоку колонна с надписью на трех языках: греческом, иврите и английском. В церемонии приняли участие представители еврейских общин Афин, Салоник, Янины, Ларисы, Кардицы, Волоса, Халкиды, Родоса и Корфу, а также послы и высокопоставленные чиновники из нескольких иностранных государств. Организованная муниципалитетом Трикалы, при активном участии Международного альянса в память о Холокосте, Центрального совета еврейских общин в Греции, Еврейского музея Греции и Посольства Италии в Греции (Италия была председателем IHRA в в 2018 году), церемония была кульминацией трехдневной программы увековечивания памяти жертв Холокоста, которая включала выставки, концерты, презентацию книг и просмотр документальных фильмов.

«Хотя евреи составляют небольшой процент от местного населения, они являются неотъемлемой частью истории Трикалы, ее общества и культуры», – сказал в своем выступлении на одном из мероприятий президент еврейской общины Трикалы (и двоюродный брат Виктора) Яков Венузиу. «Памятник напоминает нам, что еврейское наследие не является чем-то из прошлого. Это также настоящее и будущее, активное движение за признание и защиту культурного и религиозного разнообразия, а также противодействие дискриминации».

История Трикалы восходит к его предшественнику Трике, древнему городу, основанному в третьем тысячелетии до нашей эры. В городе, считавшемся очень важным из-за его связи с Асклепием, богом медицины, было много храмов исцеления; он упоминается в «Илиаде» Гомера как один из участников Троянской войны; и в микенский период служил столицей отдельного государства. Во время Византийской империи, а также в течение раннего Средневековья Трикала имел свою историю правителей и захватчиков, пока османское завоевание в конце 14-го века не принесло период относительной стабильности. Город оставался частью Османской империи, пока Константинопольский договор 1881 года не сделал его частью Греции.

Хотя неясно, когда евреи начали селиться в Трикале, в некоторых источниках упоминается присутствие евреев в городе в византийский период. Они называли себя романиотами, говорили по-гречески с некоторыми элементами иврита и арамейского языка и работали ремесленниками, торговцами и даже производителями шелка. В 1492 году, когда Изабелла и Фердинанд, католические короли Испании, изгнали евреев из королевств Кастилии и Арагона, несколько сефардов поселились в Трикале, тогда уже входившей в состав Османской империи. Позже к ним присоединились еврейские мигранты из Сицилии, Португалии, Вероны и Венгрии, община росла и к началу 1900-х годов насчитывала около 500 членов, при населении города в 25 000 человек. «Это была стабильная еврейская община – небольшая по численности, но жизнеспособная», – говорит Костас Михаликис, историк и автор книги «Еврейская община Трикалы». «Евреи были приняты во всех сферах общественной жизни; не было никаких признаков дискриминации».

В силу своего географического положения Трикала служила срединной точкой между романиотской общиной Янина на западе и в основном сефардскими общинами Ларисы и Волоса на востоке. «Трикала была перекрестком для этих евреев», – сказал мне Михаликис. «Они встречались здесь, в Трикале». Благодаря трем активным синагогам – романиотской, сефардской и сицилийской – еврейской школе и ежемесячному журналу «Израиль», издаваемому Ашером Муассисом, известным греко-еврейским писателем и лидером общины, еврейская община Трикалы процветала до Второй мировой войны. Но, в отличие от своих северных соседей в Салониках, евреи города были интегрированы в местное греческое общество. Они входили в руководство различных учреждений, говорили по-гречески без акцента и участвовали в политической жизни города. Это, по словам Михаликиса, стало одной из причин того, что число жертв среди евреев в Трикале и окрестностях во время Холокоста было одними из самых низких в Греции.

Первоначально оккупированные Италией, еврейские граждане города не подвергались таким преследованиям, как те, кто жил на территориях, находящихся под контролем Германии. С почти ежедневными новостями о преследованиях и депортациях из оккупированных немцами Салоников евреи Трикалы успели подготовиться к спасению. Некоторые искали и нашли убежище у греческих семей в горных деревнях, другие были спрятаны партизанами, а третьи бежали в Афины. Когда немцы вошли в Трикалу после того, как итальянцы сдались союзникам в сентябре 1943 года, большинство евреев покинули город при содействии Фронта национального освобождения, главного греческого движения Сопротивления во время оккупации Греции.

«Одной из причин, по которой люди в Салониках не могли сбежать, было то, что было легко понять, кто был евреем», – сказал Михаликис. «В Трикале нацисты не могли сразу понять этого». В течение следующих нескольких месяцев нацисты пытались заманить евреев обратно в Трикалу. «Немцы сказали им: «Вы не похожи на евреев в Салониках, и поэтому для вас нет абсолютно никакой опасности», – сказал Виктор Венузиу по электронной почте. Несколько человек вернулись в основном из-за голода, холода и тяжелых условий, которые они испытывали в горах. «Жители горных деревень не были готовы принять такое большое количество людей. Они были бедны, еды не хватало», – сказал Венузиу. «В то же самое время многие евреи поверили лжи, которую им сказали немцы».

24 марта 1944 года тех евреев, которые вернулись и остались, арестовали и отправили в Ларису, откуда вместе с евреями из других близлежащих городов они были депортированы в Аушвиц. Около 300 евреев вернулись в Трикалу после войны, но большинство не осталось там. Чтобы восстановить свою жизнь, многие решили переехать в более крупные города, такие как Афины и Салоники, или уехать в Соединенные Штаты и Израиль. Сегодня еврейская община Трикалы насчитывает около 40 человек. Только одна синагога – Романиот Кал Яваним – пережила войну. В настоящее время проводится ее реконструкция, финансируемая правительством Германии при участии других еврейских общин Греции и греческой еврейской диаспоры. Это хранилище воспоминаний об активной еврейской жизни в городе, а также символ надежд общины на будущее.

«В настоящее время нас может быть всего несколько человек, – сказал по электронной почте Яков Венузиу, – но мы по-прежнему сохраняем тот же интерес к еврейской жизни». И муниципалитет, и еврейская община Трикалы надеются, что новый памятник не постигнет та же участь, что и другие мемориалы Холокоста, и еврейские кладбища в Греции. Мемориал в Салониках был осквернен несколько раз с момента его открытия в 1997 году – четыре раза только в прошлом году; мемориал в Кавале был измазан краской через две недели после его открытия; и всего за месяц до торжественного открытия монумента в Трикале еврейское кладбище города было осквернено.

С ростом антисемитизма в Европе и ростом вандализма в отношении еврейских мест Греция недавно объединила усилия с Израилем для борьбы с антисемитизмом, ксенофобией и расизмом. «Это недавнее нападение на еврейское кладбище Трикалы напоминает нам о том, что сохранение исторической памяти и уважение разнообразия — это непрерывная борьба с избирательным забвением, предрассудками и насилием в отношении «других»», – сказал Яков Венузиу в своей речи во время открытия. Есть надежда, что новый мемориал Холокоста будет способствовать этому воспоминанию.

Михаликис, который преподает историю в старшей школе, также надеется, что это будет стимулировать изучение истории. «Я регулярно беру школьников на прогулки по старому еврейскому кварталу, и однажды наш директор пошла с нами», – сказал он. «Позже она сказал, что около 30 человек собрались, чтобы услышать мою речь. Люди хотят знать эту историю». В нескольких кварталах к югу от места в Трикале, где сейчас стоит мемориал Холокоста, находятся берега реки Литайос, название которой имеет корни в древнегреческом глаголе, означающем «забыть». Но именно забвения город хочет избежать с помощью этого нового мемориала. «Рядом с рекой Литайос, рекой забвения, – сказал мэр Папастерджиу, – мы сохраняем наши воспоминания живыми».

tabletmag.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции