Главный раввин Франции и другие общинные лидеры спорят о будущем французских евреев
Главный раввин Франции Хаим Корсиа давно утверждал, что его община неотделима от французского общества, которое, как он настаивает, преодолеет многочисленные проблемы, включая антисемитизм, который заставил тысячи французских евреев искать более безопасное место для жизни в Израиле, сообщает JTA.
Но это обнадеживающее послание впервые подвергается критике со стороны видных французских евреев, которые обвиняют главного раввина в том, что он не осознает горькую реальность и несправедливо обвиняет тех, кто решил уехать. В статьях и сообщениях в социальных сетях за последние недели франкоязычные евреи во Франции и Израиле выступили против оптимистичного взгляда Корсиа и его утверждения о том, что страх не должен быть основанием для эмиграции французских евреев. Дебаты, вызванные противоречивой и глубоко пессимистической статьей в еженедельнике «Actualite Juive», вылились в открытую дискуссию о судьбе французской еврейской жизни.
«Возможно, пора сказать вслух то, что многие думают про себя: Франция переполнилась», – написал автор статьи Ариэль Кандель, директор иерусалимской организации по содействию репатриации французских евреев в Израиль и бывший руководитель операций Еврейского агентства во Франции. «Это заметно по борьбе с Covid-19, по распространению вакцины, но также и по борьбе с радикальным исламом и антисемитизмом», – написал Кандель. Кандель сослался на общую обеспокоенность евреев во Франции своей безопасностью, вспомнив, как в подростковом возрасте его преследовали за ношение кипы в парижском метро. Но он пошел дальше, предположив, что французско-еврейский патриотизм — это не что иное, как дешевый символизм. «Евреи живут во Франции по практическим соображениям. Они любят французскую культуру, но в основном они поддерживают Францию на футбольных матчах», – написал Кандель. «Это не совпадение, что так много детей лидеров нашей общины живут в Израиле».
Несмотря на годы, в течение которых французские евреи становились объектом террористических атак и сотен жестоких нападений, их руководство, средства массовой информации и известные деятели редко заявляли о том, что будущее французских евреев безнадежно.
Корсиа назвал статью Канделя «предвзятой, ожесточенной и окарикатурившей всю общину». Отмечая память французских евреев, погибших в боях за Францию в 20-м веке, Корсиа, бывший военный капеллан, считающий себя французским патриотом, написал в «Actualite Juive», что они «погибли потому, что были французами, а не потому, что они были евреями!» Корсиа последовательно отстаивал свои позиции по этому вопросу, упорно настаивая на том, что французские евреи отстаивают свое законное место во французском обществе и уезжают в Израиль только из-за «идеологического и духовного выбора», а не из-за страха за свою безопасность. В 2015 году он выступил с решительным заявлением после того, как премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху призвал европейских евреев вернуться «домой» в Израиль после террористического нападения на синагогу в Дании, закончившегося гибелью людей.
В 2016 году Корсиа упрекнул лидера общины из Марселя Цви Амара за то, что он на фоне волны антисемитских нападений предложил евреям избегать ношения кипы на публике. «Мы не уступим ни на дюйм, мы продолжим носить кипу», – заявил Корсиа.
Роже Кукерман, который в то время был президентом CRIF, организации французских еврейских общин, предостерег от озвучивания позиций, подобных позиции, выдвинутой Амаром, поскольку они «переходят в пораженческий подход и в отъезд». Такие утверждения ранее не вызывали большого общественного осуждения, даже несмотря на то, что Франция пережила серию джихадистских атак за последнее десятилетие, в том числе несколько нападений на евреев. В 2012 году четверо евреев были убиты в еврейской школе в Тулузе. В 2015 году еще четверо были убиты в кошерном супермаркете в Париже. Несмотря на клятвы правительства прекратить насилие, каждый год во Франции фиксируются десятки антисемитских нападений, включая случаи изнасилования, убийств и даже пыток. Особенно болезненными для французских евреев являются случаи, когда они считают, что судебная власть не смогла обеспечить справедливость.
В одном из таких случаев в 2017 году мужчина-мусульманин избивал до смерти свою соседку-еврейку Сару Халими в течение 30 минут в ее доме, а затем выбросил ее тело в окно, крича об Аллахе и убийстве «демона». Суд счел его невиновным, потому что в то время он находился под действием марихуаны.
Антиеврейское насилие во Франции подняло репатриацию в Израиль на новый уровень. Не менее 33278 французских евреев уехали туда с 2013 года, что более чем вдвое превышает количество французских граждан, переехавших за предыдущие семь лет. Еще десятки тысяч человек переехали из опасных районов в более безопасные районы, с преимущественно еврейским населением.
Статья Канделя открыто поставила вопрос о том, что все это означает для будущего французских евреев, и нашла поддержку у некоторых видных сторонников Корсиа, которые не желают обвинять в чем-то евреев, решивших эмигрировать. Раввин Микаэль Журно, генеральный секретарь Ассоциации французских раввинов, возглавляемой Корсиа, в своей статье от 29 января упрекнул Корсиа в бесчувственности к евреям, покидающих Францию из-за страха. «Мы, как религиозные лидеры, несем ответственность за то, чтобы не винить тех, кто решает уехать, и поддерживать их независимо от причин», – написал Журно. «Кто мы такие, чтобы судить тех, кто хочет иметь возможность носить кипу на улице?»
Вероника Хемла, французско-еврейская журналистка и блогер, заявила JTA, что никогда не видела, чтобы раввин публично выступал против главного раввина. «Я думаю, что мы видим здесь две вещи: совокупный эффект 20-летнего антисемитского насилия, в основном со стороны мусульман, против французских евреев, что, конечно, заставляет многих французских евреев сомневаться в своем будущем, и растущее недоверие к лидерам общин, которые в своей повседневной жизни изолированы от этого насилия», – сказала она. «Их все чаще рассматривают как оторванных от общины и представляющих правительство евреев, а не наоборот».
Дебаты были редким публичным отражением растущей напряженности между французскими евреями, многие, из которых живут в опасных районах с частыми антисемитскими инцидентами, и лидерами общин, которые, как правило, живут в более престижных районах. Нигде этот разрыв не заметен более, чем в ползучей реабилитации ультраправых идеологий среди рядовых французских евреев. Несмотря на публичные упреки лидеров общин, поддержка еврейских групп самообороны во Франции растет. Опросы также показывают, что поддержка евреями ультраправой партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен значительно выросла.
Раввин Дов Маймон, глава европейского отделения иерусалимского Института еврейской народной политики, написал в «Фейсбуке», что предложение Корсиа состоит в том, чтобы «любить Израиль, но на расстоянии, буквально отчуждаться от него. Он влюбился в свой галут (изгнание)». Но Поль Леви, региональный лидер Консистории, организации, ответственной за религиозную еврейскую жизнь во Франции, в которой работает Корсиа, заявил, что статья Журно «разделяет нас, французских евреев, а работа раввина состоит в том, чтобы объединять».