Глава МИД Литвы: сближение Израиля с Россией «недальновидно»
Министр иностранных дел Литвы выразил разочарование по поводу отсутствия солидарности Израиля со странами Восточной и Центральной Европы, которые сталкиваются с российской агрессией заявив, что, если Иерусалим хочет, чтобы другие сочувствовали его вызовам безопасности на Ближнем Востоке, он должен оказать им поддержку во время кризисов в других регионах.
Хотя желание Иерусалима координировать свои действия с Москвой, особенно в отношении деятельности Ирана в Сирии, вполне понятно, Линас Линкявичюс заявил, что сближение Израиля с Россией было «недальновидным» и вряд ли приведет к стабильности в регионе. В эксклюзивном интервью на прошлой неделе Линкявичюс, широко известный как один из самых произраильских министров иностранных дел Европы, также довольно долго обсуждал постоянную полемику в отношении степени пособничества его соотечественников нацистской Германии во время Второй Мировой войны, включая продолжающееся прославление коллаборационистов. Он сказал, что улица Вильнюса, названная в честь пресловутого антисемита, вскоре должна быть переименована хотя он подчеркнул, что это зависит не от национального правительства, а от местных властей, и что этот вопрос в настоящее время находится в процессе рассмотрения. Холокост был «шрамом на лице человечества», и литовцы должны «разобраться» в своей роли в этом, сказал он.
Тем не менее он отказался признать, что значительное число его соотечественников охотно сотрудничали с нацистами, заявив, что этот вопрос еще недостаточно изучен. В беседе с «The Times of Israel» утром 18 июля в своем вильнюсском офисе, Линкявичюс подтвердил решительную поддержку своим правительством еврейского государства, подчеркнув, что он сыграл важную роль в организации уникальной встречи премьер-министра Беньямина Нетаньяху с министрами иностранных дел Европейского союза в декабре 2017 года в Брюсселе. По словам Линкявичюса, для ЕС было важно выслушать аргументы Израиля, будь то мирный процесс или иранский ядерный вопрос. Литва никогда не перестанет отстаивать позицию Израиля в Брюсселе, поклялся он, одновременно призывая Иерусалим выступить от имени малых государств, которые чувствуют угрозу российского экспансионизма.
«Мы всегда стараемся быть полезными и помогать, но, пожалуйста, и вы сделайте это в отношении агрессии в Восточной Европе: Россия против Украины или Молдова. Этого никогда не происходит», – сказал он. «Если вы хотите испытывать сочувствие от других к тому, что вы делаете, просто сделайте это».
С тех пор, как Иран начал закреплять свое военное присутствие в Сирии, Нетаньяху стремится к тесному сотрудничеству с Россией, которое включает в себя много дружеских встреч с президентом Владимиром Путиным. В прошлом месяце в Израиле состоялся беспрецедентный саммит, на котором присутствовали российские и американские советники по национальной безопасности. «Может быть партнерство Израиля с Россией хорошо просчитано — Израиль должен решать, с кем он будет сотрудничать, это нормально. Но мы сомневаемся в результатах партнерства с Россией в урегулировании кризисов в любом регионе, будь то Сирия или где-либо еще», – сказал Линкявичюс. «Мы не уверены, что это приведет к какому-то решению. Может быть, в краткосрочной перспективе у вас может быть некоторая стабильность, но в долгосрочной перспективе это будет большой проблемой, как я полагаю, как показывали факты. Россия — не сверхдержава; Россия, на наш взгляд, – сверхпроблема».
Вера Израиля в то, что его сотрудничество с Россией приведет к долгосрочной стабильности в регионе, «немного недальновидна», добавил Линкявичюс, который занимал пост министра обороны Литвы в период с 2000 по 2004 год. Израиль не осудил Россию за ее вторжение и последующую аннексию Крыма в 2014 году. Министерство иностранных дел в Иерусалиме выступило с беззубым заявлением, выражая надежду на «мир для всех украинских граждан» и на то, что кризис «будет урегулирован дипломатическими средствами. По словам Линкявичюса, Литва, страна с населением в три миллиона человек в непосредственной близости от России, была «разочарована» отсутствием у Израиля четкой позиции по этому вопросу. «Я много раз поднимал этот вопрос со своими израильскими собеседниками, и мне отвечали, что у нас самих достаточно проблем, и мы просто рассматриваем их с точки зрения естественного интереса. Я говорил, хорошо, это справедливо. Но международное сообщество действует не так. Если мы действительно хотим иметь больше сострадания, больше сочувствия и больше понимания, хорошо бы твердо придерживаться принципов и международных обязательств».
Дипломатическое представительство в Иерусалиме? «Мы не играем в эти игры» Представление о том, что Литва больше симпатизирует Израилю, чем палестинцам, является точным, сказал Линкявичюс, который является министром иностранных дел страны с 2012 года. Поддержка Вильнюсом Иерусалима была «не случайной, но подкрепленной аргументами», добавил он. В то же время, подчеркнул он, его правительство хочет оставаться «объективным» посредником и поэтому воздержится от признания Иерусалима столицей Израиля. «Мы считаем, что односторонние заявления или подобные действия не приведут к укреплению доверия в регионе, который и без того хрупок и взрывоопасен. Это не будет способствовать диалогу и пониманию», – сказал он.
В отличие от Венгрии и Чешской Республики, Литва не намерена открывать дипломатическое представительство в городе. «Мы не собираемся играть в эти игры. Я не верю, что это очень продуктивно и рационально», – сказал он. «Заинтересованные стороны, особенно те, кто имеет влияние в регионе, действительно должны вести себя более ответственно», – сказал он. Любой односторонний шаг, будь то в отношении Иерусалима или возможной аннексии Западного берега, которую, по его словам хочет провести Нетаньяху, только «мобилизует радикальные силы», заявил литовский министр. По его словам, единственным способом продвижения вперед было решение о создании двух государств. Литва считает ХАМАС террористической организацией, но ей необходимо получить «больше доказательств», чтобы применить это же обозначение к «Хезболле».
Хотя Великобритания и Аргентина недавно объявили поддерживаемую Ираном организацию террористической, Вильнюс не считает какие-либо изменения в этом направлении приоритетом, сказал он, отметив, что для этого потребуется европейский консенсус.
Линкявичюс довольно подробно рассказал об усилиях Литвы по увековечению памяти о Холокосте и восстановлению огромного еврейского наследия страны. Более 90 % еврейской общины Литвы было уничтожено немцами и их местными пособниками; Яд Вашем удостоил 904 литовцев званием «Праведник народов мира». Холокост был худшим преступлением в истории человечества и «шрамом на лице Литвы», сказал он. «Это невозможно забыть и даже невозможно простить. Но, сказав это, мы не можем оставаться в прошлом». Литва входит в число стран Центральной и Восточной Европы, обвиняемых некоторыми еврейскими учеными в минимизации роли местных коллаборационистов и в прославлении бойцов национального антисоветского сопротивления, которые принимали участие в жестоких преступлениях против евреев.
Линкявичюс признал, что некоторые из его соотечественников активно участвовали в Холокосте, и пообещал сделать все возможное, чтобы такие люди не почитались в современной Литве. Однако он добавил, что многие люди, которых литовцы уважают как борцов за свободу, искренне боролись за освобождение своей страны от иностранного господства. «Мы должны очистить эту историю, и особенно отделить нацистских коллаборационистов от тех, кто боролся за освобождение моей страны. И я действительно убежден, что большинство из них боролись за свободу Литвы», – сказал он. «Но есть некоторые факты, которые также еще недостаточно изучены, о тех, кто сотрудничал. Я считаю, что это находится в процессе изучения».
На вопрос, согласен ли он с оценкой, опубликованной на сайте иерусалимского мемориального центра Холокоста Яд Вашем, о том, что «значительная часть убийств была совершена литовскими вспомогательными силами», Линкявичюс возразил. «Значительное можно было понять как большинство. Но это было не большинство, насколько я знаю», – сказал он. Линкявичюс сказал, что его правительство «достаточно интенсивно работает», чтобы переименовать улицу Вильнюса имени Казиса Шкирпы, пресловутого антисемита, и убрать мемориальную доску в честь знаменитого литовского партизана Йонаса Норейка, который сотрудничал с нацистами. «Конечно, это не нормально», – что в честь Шкирпы названа улица, сказал он. «Требуется время, мы демократическая страна» – добавил он. В то время как он выразил понимание историков, сомневающихся в искренности желания Литвы разобраться в соучастии литовцев в Холокосте, при условии, что почитаются такие люди, как Шкирпа и Норейка, Линкявичюс предупредил, что огульное обвинение литовского народа «мобилизует другие силы» и создаст обратную реакцию, которая затруднит проведение реформ. «Вы не можете чрезмерно давить, вы не можете ускорить этот процесс больше, чем это возможно естественным путем», – сказал он.
На вопрос, может ли он сделать так, чтобы аллея Шкирпы была переименована к следующему году – требование, которое местная еврейская община предъявляет с 2016 года, – он отметил, что если бы это зависело от него, это произошло бы завтра, и что муниципалитет в настоящее время обсуждает этот вопрос. «Я надеюсь и верю, что это будет сделано. И я могу обещать вам, что сделаю все возможное, чтобы это произошло. Я считаю, что это важно для моей страны и для истории».