Новости

Глава Международного агентства по атомной энергии заявил, что ядерная программа Ирана продвигается «галопом», там мало прозрачности

22 июля 2022, 19:00 Иран
Поделиться

Глава Международного агентства по атомной энергии предупредил 22 июля, что ядерная программа Ирана «продвигается галопом, и там очень мало прозрачности», сообщает «The Times of Israel».

В интервью испанской газете «El Pais», Рафаэль Гросси заявил, что ядерный проект Тегерана «сильно вырос, намного по сравнению с тем, что было в 2015 году. Это рост не только количественный, но и качественный, в том числе с уровнями обогащения». Глава МАГАТЭ добавил: «Это не означает, что Иран производит ядерное оружие, но ни одна страна, у которой нет военных проектов, не обогащает уран на таком уровне, до 60%». На фоне зашедших в тупик ядерных переговоров в Вене о возвращении к соглашению 2015 года о его ядерной программе Иран увеличил обогащение урана с помощью новых, более совершенных центрифуг.

В прошлом месяце МАГАТЭ сообщило, что у Ирана есть 43 килограмма урана, обогащенного до 60% чистоты — и остался лишь короткий шаг до 90%. Эксперты по нераспространению предупреждают, что расщепляющегося материала хватит на одну ядерную бомбу, если Иран решит ее создать.

Ранее на этой неделе глава иранского стратегического совета по международным отношениям Камаль Харази, заявил телеканалу «Al Jazeera», что Иран может производить ядерное оружие. Министерство иностранных дел Тегерана позже заявило, что его ядерная политика не изменилась и что он по-прежнему придерживается религиозного указа верховного лидера Ирана, запрещающего оружие массового уничтожения. Гросси заявил 22 июля: «Мы находимся в очень сложной ситуации, потому что Иран не только решительно и быстро продвигается вперед, но и одновременно снижает прозрачность для МАГАТЭ во всех этих областях».

В прошлом месяце Иран удалил 27 камер наблюдения с ядерных объектов в стране, и МАГАТЭ заявило, что это повышает риск того, что его инспекторы не смогут отслеживать действия Тегерана. Гросси отметил, что этот шаг стал «серьезным вызовом» для его усилий, предупредив, что он не сможет поддерживать «непрерывность знаний» об иранской программе. «Это будет смертельным ударом» для переговоров, добавил он. 22 июля он заявил, что, по его мнению, переговоры зашли в тупик из-за неядерных вопросов, на что также указали США. Иран потребовал, чтобы Вашингтон исключил Корпус стражей исламской революции из «черного списка» террористических организаций, но США отказались это сделать.

«Я думаю, что по ядерной части достигнуто довольно твердое согласие, но ясно видно, что есть и другие области, экономические, политические, финансовые, где согласия нет», — заметил Гросси. «Конечным итогом является то, что я уже почти пять недель нахожусь в состоянии очень малой прозрачности ядерной программы, продвигающейся галопом, и поэтому, если будет договоренность, мне будет очень трудно собрать воедино пазл всех этих периодов вынужденной слепоты. Это не невозможно, но потребует очень сложной задачи и, возможно, каких-то конкретных договоренностей».

В июне МАГАТЭ осудило Иран за неспособность предоставить «достоверную информацию» о техногенных ядерных материалах, обнаруженных на трех незаявленных объектах в стране. «Объяснения, предоставленные Ираном до сих пор, были недостаточными, а в некоторых случаях технически не заслуживающими доверия», — заявил Гросси 22 июля.

Иран настаивает на том, что его программа преследует мирные цели, хотя эксперты ООН и западные спецслужбы говорят, что до 2003 года у Ирана была военная ядерная программа. Бывший президент США Дональд Трамп отказался от соглашения о ядерной программе в 2018 году и вновь ввел жесткие санкции против Тегерана, что спровоцировало серию напряженных инцидентов на Ближнем Востоке. В ответ Иран резко расширил свою ядерную программу, увеличив свои запасы высокообогащенного урана и запустив новейшие центрифуги, запрещенные соглашением. Израиль долгое время выступал против соглашения о ядерной программе, заявляя, что оно задерживает, а не прекращает ядерный прогресс Ирана, и утверждая, что ослабление санкций расширило возможности сателлитов Тегерана по всему региону.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции