Германию обвиняют в том, что она приуменьшает число антисемитских нападений со стороны мусульман
Ежегодный марш в «День Аль-Кудса» в Берлине часто приводят в качестве яркого примера роста так называемого «нового антисемитизма» в Европе: ненависти к евреям в связи с Израилем, часто со стороны людей из мусульманских общин. Несмотря на попытки организаторов в последние годы подавить некоторые проявления антисемитизма, марш, собирающий сотни участников содержит частые призывы к убийству израильтян, заявления о «сионистских заговорах» и скандирование лозунга о «свободной Палестины от реки до моря». Демонстрируются флаги террористических группировок, таких как ХАМАС и «Хезболла», а имамы регулярно проповедуют толпе на фарси и арабском языке антисемитские стихи из Корана.
«Под видом «критики Израиля» они используют классические антисемитские стереотипы, определяя Израиль как обладающий «еврейскими характеристиками»: «деспотичный», «жадный» или «убийца детей», – заметил социолог Имке Куммер, говоря об участниках марша. (Иран учредил «День аль-Кудса» в 1979 году, чтобы выразить поддержку палестинцам и выступить против сионизма и Израиля, и в дальнейшем организовывал международные мероприятия в его поддержку. Аль-Кудс – это арабское название Иерусалима.)
Такая агитация наблюдается во всем мире. Многих это особенно беспокоит на улицах, где преследование евреев нацистами и их пособниками было настолько жестоким, что заставило целые европейские общества поклясться: «Никогда больше». Любопытно, однако, что независимые мониторинговые организации обнаружили, что некоторые инциденты, задокументированные на марше «Дня Кудса» в Берлине, были классифицированы властями как проявления ультраправого антисемитизма. Критики говорят, что пример марша и другие неправильно маркированные инциденты способствуют попыткам политизировать антисемитизм и усложняют возможность решения этого вопроса. «Это означает, что мы не можем использовать официальную статистику по антисемитизму в Германии», – сказал JTA исследователь Научно-информационного центра правительства Германии по антисемитизму или RIAS Даниэль Пойнсген. Министерство внутренних дел Германии не ответило на просьбу JTA о комментариях.
Сомнения в методологии министерства стали более выраженными, поскольку его данные все больше расходятся с информацией из остальных стран Западной Европы – и с точкой зрения самих немецких евреев. В прошлом месяце министр внутренних дел Хорст Зеехофер заявил, что сторонники ультраправых группировок несут ответственность за почти 90 % из 1800 антисемитских инцидентов, зарегистрированных в Германии в 2018 году, что на 20 % больше, чем в предыдущем году. В отличие от этого, во Франции, согласно данным Национального бюро по борьбе с антисемитизмом, более половины инцидентов, связанных с антисемитизмом, и практически все насильственные преступления на этой почве, совершаются иммигрантами из мусульманских стран или их потомками. В Великобритании Фонд общественной безопасности предполагает, что ультраправые преступники несут ответственность за 50-60 % инцидентов, когда жертвы могли дать описание нападавших.
В Нидерландах предыдущий директор CIDI, крупнейшего в стране борца с антисемитизмом, заявил, что мусульмане и арабы несут ответственность за примерно 70 % всех антисемитских инцидентов, зарегистрированных в том или ином году. Во время опроса 2016 года сотен немецких евреев, которые столкнулись с антисемитскими инцидентами, 41 % заявили, что преступником был «кто-то с мусульманскими экстремистскими взглядами», а еще 16 % сказали, что это был крайне левый. Только 20 % определили нападавших, как принадлежащих к крайне правым. «Здесь явно есть несоответствие, и это говорит о неточности официальной статистики Германии», – сказал исследователь RIAS Пойнсген. Пойнсген сказал, что его мониторинговая организация говорила с чиновниками о проблеме статистики. «Был интерес к нашей критике, ее слушали и изучали, но до сих пор на федеральном уровне существует серьезное нежелание менять свою систему категорий», – сказал Пойнсген.
Доверие к немецким властям было подорвано в 2014 году, когда немецкий суд постановил, что в попытке трех палестинцев поджечь синагогу в городе Вуппертале нет антисемитизма. (Верховный суд подтвердил это решение в 2017 году.) Для некоторых критиков существует политическое измерение очевидного нежелания немецких властей обвинять в антисемитизме мусульманских иммигрантов. Опросы показывают, что эта группа значительно более антисемитская, чем неиммигранты, или, по крайней мере, более открыто говорит об этом. Но «новый мусульманский антисемитизм является табу, поскольку обращение к этой теме только укрепит мнение противников иммиграции», – пишет журналистка Frankfurter Allgemeine Zeitung and der Welt Кристина Коенен в своем анализе, опубликованном в марте в венгерском еврейском журнале Neokohn.
Правительство канцлера Германии Ангелы Меркель подверглось серьезной критике, в том числе за то, что оно импортирует антисемитизм, за его решение впустить более 2 миллионов иммигрантов из Сирии и Ближнего Востока начиная с 2015 года. В прошлом году федеральное правительство Германии предприняло некоторые усилия, чтобы опровергнуть утверждение об импорте антисемитизма. Исследование, проведенное берлинским фондом EVZ, утверждало что нет никакой связи между антисемитизмом и иммиграцией, несмотря на заявления некоторых евреев об обратном.
Этот вывод вызвал резкую критику со стороны раввина Эндрю Бейкера, директора по международным делам Американского еврейского комитета и главного советника по антисемитизму межправительственной организации ОБСЕ. Он сказал, что авторы доклада «игнорируют данные, игнорируют проблему и обвиняют жертв». Пойнсген сомневался, что официальная немецкая статистика намеренно неправильно маркируется в политических целях. «Скорее всего, это результат устаревшей системы классификации, которая по историческим причинам предназначалась для мониторинга крайне правого антисемитизма», – сказал он. Он привел в качестве примера инцидент 2014 года, когда около 20 человек скандировали нацистский лозунг «Зиг хайль» на «Марше Аль-Кудс», ежегодном пропалестинском мероприятии, в котором в основном участвуют мусульмане, обычно выкрикивающие антиизраильские и антиамериканские лозунги. Эпизод был отмечен в записях Министерства внутренних дел как инцидент со стороны ультраправых.
Такое ошибочное обозначение, тем не менее, помогает попыткам крайне правых немцев дискредитировать правительство, сказал Пойнсген. По его словам, RIAS использует более тонкую систему классификации, чем государственная. В прошлом году она отметила, что крайне правые ответственны за около 18 % преступлений на почве антисемитизма, когда преступники могли быть связаны с группой населения или идеологией. На исламистов и антиизраильских активистов приходилось около 11 % из 1083 антисемитских инцидентов, произошедших в прошлом году в Берлине (RIAS ограничила свой отчет за 2018 год этим городом). Другие категории преступников включали конспирологов, крайне левых и центристов. Политическая принадлежность участников примерно половины инцидентов была классифицирована как «неизвестная».
Власти Германии предприняли попытки заняться борьбой с мусульманским антисемитизмом. Ведущее разведывательное управление Германии недавно опубликовало 40-страничный анализ растущего антисемитизма исламистских экстремистов, который приветствовался еврейскими лидерами. Но государственная система классификации антисемитских инцидентов несовершенна, говорит Ласло Бернат Веспрем, который исследовал антисемитизм среди недавних иммигрантов в Европу в статье, опубликованной Будапештским институтом миграционных исследований. Она имеет пять категорий: правый, левый, зарубежная идеология, религиозная идеология и «неизвестный», которая используется редко. «Проблема в том, что ислам нигде не упоминается, поэтому исламистские или «пропалестинские» нападения, в которых могут участвовать мусульманские или арабские преступники, могут быть как минимум в трех категориях: правые (националистические), иностранные (светские) или религиозные» – сказал Веспрем JTA.
«Ситуация де-факто такова, что из-за особенностей системы классификации практически любой антисемитский инцидент в Германии автоматически приписывается крайне правым». Во Франции и Бельгии власти часто обвиняются в приуменьшении или приукрашивании антисемитизма левых и иммигрантов. «Сегодня у меня больше нет полной уверенности в том, что антисемитские преступления на почве ненависти во Франции учитываются должным образом», – заявил недавно JTA Сэмми Гозлан, бывший комиссар полиции и основатель Национального бюро по борьбе с антисемитизмом во Франции или BNVCA. Он сослался на серию предполагаемых ошибок в процессе по делу мусульманина, который убил свою соседку-еврейку, крича об Аллахе и называя ее демоном. Судья, председательствующий в деле, недавно, по своей собственной инициативе, вновь поднял вопрос о вменяемости обвиняемого – после того, как он был признан пригодным для судебного разбирательства в рамках психиатрической экспертизы, проведенной после его ареста.
Критики обвиняют суд в том, что он неохотно заявляет, что нападение было мотивировано антиеврейской враждебностью. В своем ежегодном отчете за 2016 год Французская национальная консультативная комиссия по правам человека, правительственная мониторинговая организация, написала, что «значительная часть антисемитских актов (действий и угроз) вызвана неонацистской идеологией, тогда как в большинстве других случаев мотивы преступников трудно установить». В нем не упоминались нападения со стороны мусульман, которые, по словам BNVCA, ответственны почти за все насильственные антисемитские инциденты во Франции.
В докладе также ставится под сомнение само существование «нового антисемитизма», порожденного критиками Израиля, и утверждалось, что если этот новый антисемитизм существует, «то он относится к меньшинству» инцидентов. В Бельгии адвокат федеральной организации по борьбе с расизмом, UNIA, в 2017 году выступил с протестом против осуждения за применение «языка ненависти» палестинца, который кричал о необходимости убийства евреев на антиизраильской демонстрации, даже несмотря на то, что UNIA была среди инициаторов суда над ним. Обвинение было «искаженным правосудием вместо истинного правосудия», написал юрист UNIA.
Джоэль Рубинфельд, президент Бельгийской лиги против антисемитизма, сказал, что этот случай показал, что UNIA является «частью проблемы антисемитизма, а не ее решением».
Фламандский Форум еврейских организаций заявил в 2017 году, что он «потерял всякое доверие» к UNIA. Бельгийская прокуратура недавно отклонила жалобу, поданную против владельца турецкого кафе, который в 2014 году поставил в витрине табличку с надписью, где говорилось, что собаки приветствуются в его кафе возле Льежа, «но евреи – нет». Прокуратура объяснила свое решение не преследовать владельца кафе, сказав, что он обещал написать письмо с извинениями еврейской общине. Письмо еще предстоит увидеть. В ответ Рубинфельд вспомнил одного из самых известных художников-сюрреалистов Бельгии. «Это, – сказал он, – что-то из мира Рене Магритта».