Новости

Французский город, жители которого спасали евреев во время Второй мировой войны, недавно избрал мэра-антисемита

14 июля 2020, 15:00 Франция
Поделиться

Муниципальный совет Муассака иногда называет свой спокойный французский городок с видом на реку Тарн близ Тулузы «городом Праведников народов мира». Имеется в виду история о том, как сотни местных жителей во время Холокоста помогли активистам Сопротивления спасти около 500 еврейских детей – случай, который Яд Вашем, израильский национальный музей Холокоста, определил как «исключительный эпизод в истории Второй мировой войны». «Праведник народов мира» — это звание, которое Государство Израиль дает неевреям, рисковавшим своей жизнью, чтобы спасти евреев во время Холокоста. В 2013 году Яд Вашем помогал открыть площадь Праведников народов в центре города с населением 12000 человек, о чем сообщал музей и писала французская пресса.

Теперь Муассак снова попал в заголовки газет, но по совершенно другой причине: его новый мэр, Ромен Лопес, обвиняется в антисемитских заявлениях и является членом ультраправой партии «Национальное объединение», основанной отрицателем Холокоста Жаном-Мари Ле Пеном. В конце прошлого месяца Лопес выиграл выборы, набрал колоссальные 62% голосов. В 2015 году он пренебрежительно писал в «Твиттере» о статистике по антисемитизму, представленной во французском парламенте еврейским ученым и пережившим Холокост Сержем Кларсфельдом. «Апостолы комплекса преследования не знают, что еще придумать», – написал тогда Лопес.

Лопес, которому всего 31 год, отрицает, что в комментарии отражены какие-либо антисемитские предубеждения, тем не менее извиняется за пренебрежительный тон. Его победа была частью проявления, которое Марин Ле Пен (дочь Жана-Мари) провозгласила «пробиванием стеклянного потолка» ее партией. В тот же день, когда победил Лопес, «Национальное объединение» выиграло свои первые выборы мэра в большом городе с 1995 года. Бывший гражданский муж Марин Ле Пен, Луи Алио, был избран мэром Перпиньяна, города недалеко от испанской границы с населением около 120000 человек.

Отражая растущую поляризацию и эрозию политического центра во Франции, муниципальные выборы также стали благом для левоцентристской «Партии зеленых», которая выиграла выборы мэров в Лионе, Бордо и Страсбурге наряду с выборами в районах Марселя и Парижа. Социалистическая партия едва избежала поражения в Париже, где мэр Анн Идальго была переизбрана с чуть более 50% голосов, и в Лилле. «Республиканцы», правоцентристская партия бывшего президента Николя Саркози, не добились значительных успехов. Партия президента Эммануила Макрона «Вперед, Республика!» потерпела поражение, потеряв множество бывших бастионов и получив плохие показатели в крупных муниципалитетах.

Габи Кон-Бендит, переживший Холокост, который скрывался в Муассаке вместе со своим братом Дэнни, сказал «Liberation», что победа «Национального объединения» «просто нереальна». Жан-Ив Камю, известный политолог и президент аналитического центра «Обсерватория политического радикализма», согласился с этим. «Это особенно поразительно, учитывая, что в Муассаке до сих пор живут люди, пережившие войну, и дети людей, которые прятали этих еврейских детей в своих домах», – заявил Камю «Liberation». «Это вызывает вопросы о сохранении памяти».

«HuffPost» назвала победу Лопеса «истинным символом» времени, а «Liberation» описало город на юге Франции в статье под названием «Муассак, город праведников, завоеванный ультраправыми». Со времен Второй мировой войны в городе были только левые мэры. Большинство избирателей Муассак, вероятно, выбрали Лопеса по причинам, не связанным с евреями. Сельский город сильно пострадал от сезонных рабочих из Болгарии, многие из которых являются цыганами, работающих в сельскохозяйственном секторе по более низким ставкам, чем тот минимум, который ищут местные жители. Это обстоятельство создало неблагоприятную политическую среду для республиканцев и социалистов, выступающих за ЕС, и еще в меньшей степени для партии называющего себя глобалистом Макрона «Вперед, Республика!».

Во время Второй мировой войны Муассак ненадолго стал центром международного спасательного движения. Шатта и Эдуард Симон, местная еврейская пара, приветствовали сотни еврейских детей из Польши, Румынии, Венгрии и других стран в школе, которую они открыли там в 1933 году. Дети были ввезены подпольно, иногда с помощью бойцов Сопротивления, чтобы они могли пережить геноцид, в результате которого было убито большинство членов их семей. В 1943 году местная полиция предупредила Симона, что намечена облава. Но Симоны смогли раздать около 500 детей в семьи жителей деревни перед началом облавы. Никто из детей, которые быстро выучили французский язык и стали гражданами после Второй мировой войны, не был депортирован или пойман, и нет никаких данных о том, что какой-либо житель Муассак информировал власти о спасательной операции.

В Европе есть несколько ультраправых партий, настроенных против иммиграции и Европейского союза. Но «Национальное объединение», которое ранее было известно, как Национальный Фронт, отличается своей антиеврейской риторикой, Жан-Мари Ле Пен руководил партией 39 лет, до 2011 года. Французский суд и немецкий суд признали его виновным в отрицании или минимизации Холокоста за то, что он назвал газовые камеры «деталью» Второй мировой войны. Он также заявил, что не думает, что 6 миллионов евреев погибли в Холокосте. Ле Пена в настоящее время судят за слова о том, что его партия поместит певца-еврея «в духовку» за критику «Национального фронта».

Его дочь пыталась реабилитировать партию, поклявшись наказывать за антисемитскую риторику – и даже выгнала отца из партии в 2015 году. Эти шаги и акцент партии на индивидуальных свободах и правах женщин подняли ее популярность. Марин Ле Пен получила треть голосов на президентских выборах в 2017 году – рекорд для партии. «Национальное объединение» даже завоевало популярность среди еврейских избирателей, меньшинства с небольшим электоральным весом, но большим символическим значением, по крайней мере, для партии. По оценкам, 10-16% процентов избирателей-евреев, особенно тех, кто боится последствий мусульманской иммиграции и радикального ислама, в настоящее время голосуют за «Национальное объединение» при Марин Ле Пен, тогда как за ее отца не проголосовал почти никто.

Марин Ле Пен использовала их страхи, призывая евреев голосовать за нее, чтобы она служила их «лучшим щитом» против радикального ислама. Лидеры учреждений французской еврейской общины не купились на модернизацию «Национального объединения». Организация французских еврейских общин и организация CRIF бойкотирует партию, а также крайне левую партию «Непокоренная Франция», называя их «векторами распространения ненависти».

jpost.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции