Еврейская семья мультипликаторов в Египте
Создание документальных фильмов о художниках всегда представляется сложной задачей, особенно когда речь идет о поиске баланса между сосредоточением внимания на самом художнике и искусстве. Успешный пример такого баланса можно найти в документальном фильме Bukra fil Mish‑Mish, режиссером которого является Таль Михаэль. Работа в настоящее время демонстрируется на израильских и мировых фестивалях.
Фильм рассказывает историю братьев Френкель — Гершеля, Шломо и Давида, которые первыми открыли искусство анимации для Египта и арабского мира. Хотя в середине 1990‑х годов наблюдался всплеск интереса к братьям Френкель и их творчеству со стороны исследователей арабского кино, фильм Михаэль напоминает зрителям, что их история прежде всего очень еврейская. Члены семьи Френкель были странствующими евреями. Точнее говоря, это были русские евреи, которые бежали от погромов в Российской империи начала ХХ века в Палестину, но были изгнаны оттуда в Египет османским режимом во время Первой мировой войны. Именно в Египте, стране, в которую они были изгнаны и с которой у них ранее не было никаких лингвистических или культурных связей, Френкели обрели свой наибольший успех.
Вдохновленные ранними американскими мультфильмами и немыми комедиями, три брата выпустили свой первый анимационный фильм в 1936 году, создав веху в истории египетского и арабского кино. Название фильма буквально означает «Это бесполезно» и, по слухам, было вдохновлено реакцией потенциального инвестора на просьбу братьев финансировать их фильм. Главный герой, Миш‑Миш Эффенди, совершает те же ошибки, которые характерны для голливудских героев мультфильмов и комедийных фильмов, но он, несомненно, египтянин 1930‑х годов. Он носит феску и готов наслаждаться приятной жизнью, которую предлагают улицы Каира той эпохи, где традиционная архитектура и пустынные ландшафты сочетаются с современными транспортными средствами и местами отдыха, особенно когда он пытается ухаживать за красивой женщиной в откровенном западном наряде.
Как отметил исследователь анимации в фильме Михаэль, фактура женского персонажа в фильме Френкеля явно вдохновлялась американской мультипликационной звездой Бетти Буп, созданной братьями Флейшер, — еще одной еврейской семьей, которая добилась успеха в области анимации. Миш‑Миш стал первой арабской звездой мультфильмов. В нескольких фильмах с ним были сняты величайшие звезды кино и музыки в индустрии развлечений Египта, которые гордились тем, что играли рядом с таким популярным героем. По мере роста успеха мультфильмов египетские власти обратили на это внимание и попросили братьев Френкель выпускать обучающие фильмы и пропагандистские материалы, направленные на поддержку правительства после Второй мировой войны.
Братья Френкель были только рады подчиниться: они верили, что в Египте, космополитическом рае 1930‑х годов, они наконец‑то нашли свой истинный дом. Увы, с провозглашением независимости Израиля Френкели снова были изгнаны из своей страны. Как показывает фильм Михаэль, братья думали о том, чтобы уехать в Израиль, но сомнения относительно возможности продолжать там производство фильмов заставили их принять решение поселиться во Франции, которая, как они полагали, будет более дружелюбной к их профессиональным занятиям. Это решение было, как выяснилось позже, очень неверным. Именно здесь история Френкелей принимает более личный, хотя и не менее увлекательный оборот.
Оказывается, невоспетый герой попыток семьи пережить свое последнее изгнание — это жена Шломо Френкеля, Марсель, которая была возмущена тем, что братья настаивают на продолжении производства анимационных фильмов во Франции, хотя ясно, что у них там нет ни реальной аудитории, ни финансовой поддержки. Bukra fil Mish‑Mish открывается сценой с сыном Шломо, Дидье, его поиском сохранившихся материалов из имущества отца и дядей, но Марсель пресекает его усилия: для нее эти материалы представляют собой погоню за мечтами, которые не сбылись, глупую погоню, которая заставила ее взять на себя бремя поддержки не только мужа и детей, но и братьев мужа. В какой‑то момент в фильме Марсель размышляет, что ее происхождение из семьи сефардов, в отличие от мужа‑ашкеназа, возможно, способствовало тому, что она держалась реальности, в то время как Френкели упрямо витали в облаках.
Тем не менее, несмотря на коммерческий провал, работа Френкелей во Франции заслуживает аналогичного, если не большего художественного признания, чем их работа в Египте. Фильм Михаэль включает короткие отрывки из двух фильмов Френкелей той эпохи. Один из них — научно‑фантастический короткометражный фильм 1954 года под названием «Атомное приключение», на который, похоже, повлияли фильмы о Супермене братьев Флейшер. Другой — «Прекрасная голубая дунайская мечта», романтический мюзикл, напоминающий высококлассные фильмы Disney. Красиво оформленные и оживленные в роскошных цветах, оба фильма выглядят технически превосходящими египетские работы братьев и показывают: даже когда их семьи буквально пытались выжить, они не отказывались от своих художественных амбиций.
Bukra fil Mish‑Mish оставляет своих зрителей в дразнящем предчувствии открытия новой славной главы в истории анимации и истории египетского кино, а также в еврейской истории. Все же фильм в конечном счете предлагает нам только несколько кратких отблесков этой обещанной мультипликационной страны. Несмотря на то, что фильмы Френкелей с 1990‑х годов получили более широкое признание за их историческую значимость, огромный объем творчества братьев остается практически недоступным для любителей анимации. Фильм Михаэль, наверное, лучший шанс познакомиться с их творчеством.
Bukra fil Mish‑Mish можно посмотреть онлайн в сокращенной версии, любезно предоставленной «Израильской вещательной корпорацией», с субтитрами на иврите. Полная версия с английскими субтитрами в настоящее время показывается в рамках кинофестивалей. Надеемся, что выпуск этого прекрасного документального фильма приведет к восстановлению каталога работ Френкелей — сокровища, которое ждет поклонников анимации, а также арабской и еврейской истории.