Еврейская община приняла решение открыть Вильнюсскую хоральную синагогу, сообщается на официальном сайте объединения
Решение было принято под руководством главы Еврейской общины Фаины Куклянски.
“Хочу заверить знатоков иудаизма, религиозная деятельность (молитвы) религиозной общины Вильнюса не была прекращена. В Вильнюсе достаточно мест для молитвы. Этим утром в синагоге мы молились, читали Тору, прочитали и молитву поминовения Jorcait по двум иудеям”, — отмечено в сообщении.
Члены Еврейской общины также выразили благодарность всем, кто объективно освещал события, связанные с героизацией пособников нацистов в Литве.
“Споры по поводу “увековечения” Шкирпы и Норейки вчера достигли своей наивысшей точки в общественной жизни Литвы. Отрадно, что большинство журналистов и историков осветили эту тему объективно. Мы благодарим их за такую гражданскую позицию. Вы защищали литовскую историю и совесть”, — написано в сообщении.
Накануне Еврейская община объявила о закрытии на неопределенное время синагоги в Вильнюсе и своего офиса из-за угроз.
Кроме того, община возмутилась тем, что партия “Союз Отечества — Христианские демократы Литвы”постоянно изъявляет желание признать убивавших литовских евреев лиц героями страны, а также заявляет о требовании почтить память этих лиц мемориальными досками и другими способами.
В общине подчеркнули, что от властей до сих пор не получено никакой реакции на эскалацию конфликта.
Антисемитские настроения
Всплеск антисемитских настроений в Литве вызван демонтажем мемориальной доски участнику антисоветского послевоенного подполья Йонасу Норейке и переименованием улицы имени Казиса Шкирпы. Они участвовали в осуществлении антисемитской политики, что могло способствовать вовлечению части жителей Литвы в нацистский Холокост. Консерваторы ранее предлагали снести памятник Цвирке, так как, по их мнению, это идеологический символ, который Россия может использовать “в качестве инструмента для своей информационной войны”.
Сам мэр объяснил свое решение тем, что есть доказательства того, что Норейка участвовал в создании еврейского гетто.
Норейка и Шкирпа
Норейка считается в Литве “национальным героем”, что вызывает негодование как у несогласных с официальными историческими воззрениями литовских властей, так и у представителей еврейской общины. В действительности прославляемый Вильнюсом “борец за независимость” является пособником нацистов и участником истребления еврейской общины в балтийской республике после начала Второй мировой войны.
В 1941 году Норейка стал главой Шяуляйского уезда. Он был членом националистической организации “Литовский фронт активистов”. По приказу Норейки евреев, живших в регионе, переместили в гетто, а их имущество отобрали. Позднее в гетто были убиты тысячи людей.
В годы Второй мировой войны Шкирпа выполнял дипломатические функции в Берлине вплоть до краха режима Антанаса Сметоны, и именно оттуда он начал организовывать “Литовский фронт активистов” (ЛФА). Организация, в том числе выступала за расправу с жителями Литвы еврейской национальности.
Официальный Вильнюс не в первый раз героизирует пособников нацистов в стране. Так называемые “лесные братья” считаются в Литве национальными героями, в то время как они совершали далеко не героические поступки.
“Лесными братьями” в Литве называют националистически настроенные вооруженные группировки, которые действовали в республике в 1940-1950-х годах. Во время Второй мировой войны многие из них выступали на стороне фашистской Германии и участвовали в уничтожении еврейской общины в Литве. Также они были причастны к убийствам мирного населения и советских партийных работников.