Новости

Еврей из румынского местечка хочет создать культурный центр в заброшенной синагоге

22 октября 2017, 18:00 культура
Поделиться

На заброшенном участке дороги недалеко от основной еврейской мест в румынском городе Оради стоит унылое кирпичное здание. Над входом находится небольшая вывеска, написанная стандартным «еврейским» шрифтом. «Кошерно», – можно прочесть сверху, а ниже «Вино. Кофе. Джаз». Она не похожа на джаз-клуб, но она не похожа и на старую вижницкую синагогу. И хотя на картах Google она по-прежнему помечена так, в здании не молились более 80 лет.

Еврейское население Оради, численность которого колеблется где-то около 400 человек,  не содержит кошерный джаз-бар, но евреи, похоже, не являются его целевой аудиторией: горстка грязно выглядящих хипстеров, отдыхающих во дворе, скорее всего, не знакомы с древними диетарными законами. В солнечный день в начале осени они сидят, откинувшись, под зонтиками на негабаритных стульях, которые больше похожи на матрасы, в то время как из бара струится транс-музыка. Молодая пара тихо разговаривает, а бармен по соседству курит сигарету.

Владелец бара, Андрис Селла, говорит, что собственность, которую он теперь арендует у еврейской общины, имеет тревожную историю и переходила из рук в руки больше раз, чем сам город. Орадя по очереди управлялся турками, Австро-Венгерской империей и Советами, прежде чем стать частью современной Румынии. «Первоначально это была синагога, построенная группой вижницких хасидов в 1933 году, – говорит он, – хотя они использовали ее только три года, прежде чем уехать из-за растущего антисемитизма до Второй мировой войны». Селла говорит, что когда Орадя была захвачена нацистами, фашистская венгерская организация «Скрещенные стрелы» использовала здание для пыток евреев города, пытаясь найти любые скрытые ценности. Вскоре после этого здание было преобразовано в больницу, и просуществовало в этой функции оставшуюся часть войны.

«Когда я пришел, это была мебельная фабрика, – говорит Селла. – Производство было открыто с конца 40-х годов». Селла говорит, что изначально он не собирался открыть здесь джаз-клуб, но все произошло само собой. «Я импортирую вина из Израиля с 2007 года, – говорит 40-летний орадейский еврей. – Сначала я просто использовал большое пустое место, где раньше была синагога, как склад для хранения вин». «Там, где сейчас находится бар, мы просто продавали кофе, но тогда нам требовалось место, где люди могли бы пробовать вина, – говорит он, – поэтому они начали собираться там для дегустации».

Селла говорит, что он раньше он владел популярным клубом в центре города, который он продал в 2013 году. После того, как в передней части синагоги начали дегустировать вина, вскоре она была превращена в круглосуточный бар. «Наверное, у меня просто в моей ДНК было владение баром, – говорит он. – И затем уже был переход от вина к джазу – мне нравится джазовая музыка, и вино и джаз всегда идут вместе, так что эта часть была естественной». Не менее естественным было решение Селлы выйти на израильский рынок вина – дистрибьютор израильских и кошерных вин по всей Восточной Европе переехал в Израиль в 1997 году в возрасте 19 лет и имеет израильское гражданство. Он вернулся в Румынию три года спустя, когда его мать перенесла опасную болезнь, но он говорит, что он все еще посещает Израиль два или три раза в год и его семья живет в Цфате.

«Я хотел переехать туда, потому что я еврей», – говорит Селла. «Я посетил Израиль, когда был ребенком с родителями, и я был знаком с ним. И когда рос, моя семья была активна в еврейской общине, мы празднуем праздники — ребенком я даже пел в хоре, хотя у меня нет голоса. Знаешь, я люблю Израиль, и я связан с ним. Меня привлекает наша «арец», – говорит он, называя землю словом на иврите.

Начав использовать живую музыку, Селла решил открыть свой бизнес и для других видов творчества. Он начал хранить свои вина в другом месте и превратил большее пространство в место, где художники могли показать свои работы. «Я хотел, чтобы место было посвящено культуре. Итак, сначала мы начали с фотовыставок, и после этого художники медленно начали показывать свои работы, а затем у нас были фортепианные вечера и вечера скрипки. И тогда молодые актеры захотели работать у нас помимо государственного театра», – говорит он. Селла позволил художникам, а затем и театральным исполнителям использовать место бесплатно – жест, который был более чем символическим. «Мне пришлось оплачивать арендную плату, и, конечно, другие счета: отопление зимой, электричество, воду. Это было дорого, но я думаю, что это того стоило», – говорит он.

В итоге результат окупился. Пространство в конечном итоге стало использоваться исключительно актерами, и теперь является общенационально известным местом проведения спектаклей и привлекает к себе посетителей со всей страны. «Независимый театр помог отметить это место на карте, – говорит Селла. – Я не думаю, что джаз-бар сделал бы это сам по себе». В наши дни художники платят небольшой процент от своих доходов, чтобы помочь покрыть накладные расходы.

Тем не менее, Селла говорит, что все расходы не покрываются, он платит из своего кармана, хотя он, похоже, не жалеет об этом. Он рассказывает о текущем проекте, в котором участвуют молодые актеры и режиссеры. Проект посвящен трудным отношениям между Румынией и соседней Венгрией, а также жизни в условиях коммунизма в не столь отдаленном прошлом. Селла планирует рассказать больше румынских еврейских историй, и создать еврейский театральный фестиваль к будущему Песаху, если он сможет получить финансирование.

Он говорит, что город имеет невероятно богатую еврейскую историю, и что до Холокоста более трети из 90000 жителей города были евреями. «Мы построили этот город», – говорит он. Он также описывает сложности, с которыми столкнулась еврейская община, пытаясь вернуть разграбленное имущество спустя много десятилетий после войны. «Это была очень тяжелая работа, чтобы вернуть собственность, и они очень поздно ее отдали, так много людей умерло к тому времени или переехали в другое место и никогда не получили свое имущество», – говорит он. Помимо обшенационально известной студии и ее работ, у Селлы есть большая мечта о будущем этого места. Ему хотелось бы, чтобы пространство превратилось в полноценный культурный центр, где размещались бы многопрофильные экспозиции, которые будут включать музыку, скульптуру, живопись и т. д. «Я хочу привлечь европейские фонды, чтобы сделать что-то подобное – это вызов и потребует больших денег, чтобы отремонтировать это место, но еврейская община на моей стороне», – говорит он.

Times of Israel

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции