Евреи США помогают украинским беженцам отдавая символический долг украинцами, которые когда-то помогали их предкам пережить Холокост
По мере того как истекает шестой месяц российской спецоперации на Украине, евреи в Соединенных Штатах, предки, многих из которых были с Украины, усиливают свою поддержку беженцев оттуда, пишет журналистка «The Times of Israel» Джули Масис.
Для многих, однако, это также оказалось способом кармической расплаты с давно умершими украинцами, которые когда-то помогали их предкам пережить Холокост. Психолог Дебби Пинкус-Уорд недавно приняла 32-летнюю украинку и ее сына в своем доме вблизи Нью-Йорка, спасая их из кишащего грызунами подвала церкви, где они спали. Пара жила в спальне Пинкус-Уорд на чердаке в течение пяти недель, делила с ней кухню и общалась с помощью «Google Translate». «Многие люди спрашивали, почему», — заметила Пинкус-Уорд. «Может быть, это было связано с тем, что я знал о путешествии моих бабушки и дедушки из Польши и России, которые сами были беженцами и представляла, каково это было бы для них».
По всей Америке синагоги спонсируют приезд семей из Украины в США, а агентства еврейской семейной службы помогают украинцам найти жилье, подать заявление на получение разрешения на работу и записаться на курсы английского языка. Волонтеры – евреи возят украинцев на приемы к врачам, а украинских беженцев размещают в еврейских домах. В этом месяце Еврейские федерации Северной Америки (JFNA) объявили о выделении гранта в размере 1 миллиона долларов США из соответствующих средств Фонда Шапиро и Объединенной еврейской благотворительной организации, Бостонской еврейской федерации, для помощи переселенным украинцам в Соединенных Штатах. И, согласно отчету от 24 августа, JFNA собрала 73,5 миллиона долларов в чрезвычайный фонд для оказания помощи украинским беженцам на Украине и в соседних странах, а также помогла почти 81000 человек покинуть опасные зоны.
Это лишь малая часть помощи, поступающей от еврейских организаций, чтобы помочь нации, с которой у евреев долгие и сложные отношения. Но во многих случаях поддержка была полезной как для благотворителя, так и для получателя. Пинкус-Уорд узнал о бедственном положении матери и сына благодаря Вестчестерской еврейской коалиции за иммиграцию, которая в настоящее время помогает пяти украинским семьям. Президент коалиции Холли Розен Финк заметила, что, то, что украинская семья нашла убежище на чердаке еврейского дома, это почти иронично. По ее словам, в то время как во время Холокоста многие украинские семьи прятали евреев, теперь, при смене ролей, еврейская семья укрывает украинцев. «Я все время думала об этом, учитывая еврейскую историю того, что их прятали на чердаке», — заявила Розен Финк. «Я думала об этом каждый раз, когда входила туда, и это преследовало меня».
Связующие узы
Евреи жили в Украине более 1000 лет — в периоды затишья и междоусобиц. Еврейская жизнь в стране была почти уничтожена во время Холокоста, когда нацисты с помощью местных коллаборационистов убили там около 1 миллиона евреев. В то время как одни украинцы рисковали своей жизнью, помогая своим еврейским соседям, другие работали охранниками в нацистских лагерях смерти и участвовали в массовых расстрелах евреев. Во время гражданской войны в России столетие назад в ходе широкомасштабных погромов на Украине было убито не менее 50000 евреев; некоторые говорят о 300000. Командующий украинской армией и глава Украинской Народной Республики Симон Петлюра, который не предотвратил насилие над евреями, позже был убит еврейским мстителем в отместку за убийства.
Многие американские евреи не питают неприязни к украинскому народу, а чувствуют особую связь с ним, потому что их предки пришли из Восточной Европы. Психолог Пинкус-Уорд описывает точно такое же чувство, когда она помогала украинской семье. «Это было похоже на возвращение бабушки и дедушки, просто послушать акцент. Мы делились некоторыми общими блюдами, такими как борщ и голубцы, о которых я знала от своих бабушки и дедушки… Было ощущение, что они приземлились на нашем пороге. Как я могла не помочь?» — заявила Пинкус-Уорд.
Подобные истории разыгрываются по всей территории США, которые сейчас принимают украинских беженцев в рамках программы «Единство для Украины». Программа, которая почти не получает государственного финансирования, опирается на частных спонсоров, которые размещают и поддерживают украинцев в течение первых нескольких месяцев их пребывания в Америке. Вот тут-то и вмешались еврейские организации. «У нас было много связей с этой частью мира, поэтому у нас уже было много возможностей, чтобы помочь людям из Украины», — рассказала пресс-секретарь JFNA Элана Бройтман, которая сама родом из Украины.
Бройтман отметила, что JFNA в настоящее время финансирует 19 агентств Еврейской семейной службы в США, которые помогают украинцам. Эти агентства расположены в городах по всей стране, включая Массачусетс, Нью-Йорк, Чикаго и Майами. Директор фонда Шапиро Ларри Тобин рассказал, что его фонд предоставляет до 2500 долларов помощи каждой украинской семье и ставит перед собой цель перевезти 1000 украинских семей в США к Дню Благодарения. «Эд и Барбара Шапиро жертвуют деньги, потому что они евреи, а не потому, что люди, которым они помогают, евреи», — заявил он. «Тора ясно говорит о помощи пришельцу».
По словам пресс-секретаря HIAS Меррилл Зак, еврейская гуманитарная организация поддерживает 17 «Кругов встречи» (группа из 5-8 волонтеров, оказывающих прибывшим помощь, которую обычно оказывают специалисты по переселению, в течение шести месяцев, часто при поддержке более широких слоев населения), которые помогают людям, бежавшим от войны на Украине.
Требуется (современный) штетл
Во Фрамингеме, штат Массачусетс, Еврейская семейная служба «Metrowest» недавно наняла русско- и украиноязычного сотрудника, который сейчас помогает 30 семьям из Украины подать заявление на получение разрешения на работу и заполнить заявки на продовольственные талоны, денежную помощь и медицинскую страховку. Недавно Ирина Сакс из Еврейской семейной службы помогла Елене Миронюк и двум ее дочерям с оформлением документов. 42-летняя Миронюк бежала из украинской столицы с дочерьми в первые дни войны. Семья (не евреи) остановилась в меблированной подвальной квартире Лизы и Стюарта Климанов, членов местной реформистской синагоги. Они делят кухню и едят вместе несколько раз в неделю. «У меня сложилось впечатление, что я попала в руки ангела», — заявила Миронюк. Действительно, семье Миронюк с тех пор, как они высадились в США, помогли многие еврейские руки.
Иллана Ниссенбаум, член синагоги «Бет Элохим» (та самая синагога, где молятся Климаны), стала личным водителем Миронюков. Каждый день она привозит их туда, куда им нужно. «Я не ожидал этого. Я думал, что просто буду там однажды, чтобы поприветствовать их. Но они покорили мое сердце», — сказала Ниссенбаум. «Мои бабушка и дедушка пережили Холокост… Я чувствовала сама, зная историю своих бабушек и дедушек, что должна что-то сделать, чтобы помочь беженцам из Украины». Ниссенбаум устроила барбекю в своем доме для местных украинских семей, чтобы они могли встретиться и познакомиться друг с другом. Она также устроила дочерей Елены Миронюк Арину и Машу, 11 и 13 лет, на три недели в летний лагерь Еврейского общинного центра, а ее муж предложил Миронюк провести для нее уроки вождения.
Один член синагоги записал Арину и Машу в бассейн. Другой оплатил анализы крови на туберкулез для Миронюк и ее дочерей, которые в противном случае стоили бы семье 130 долларов на человека — небольшое состояние для среднего украинца, которое стало еще больше теперь, когда курс местной валюты резко упал, уничтожив сбережения бегущих семей. «Я не знаю достаточно слов на английском, чтобы выразить, насколько мы благодарны», — заметила Миронюк. Каждую неделю в синагоге проходят собрания, на которых участники обсуждают, что нужно сделать, чтобы помочь трем украинским семьям, которые сейчас получают помощь от общины. «Я всегда надеялась, что люди во всем мире будут помогать евреям. Я думаю, это то, что должны делать евреи и люди в США», — заметила Лиза Климан, 58-летний анестезиолог, которая приветствовала Миронюк в своем доме. Она подчеркнула, что нет лучшего способа борьбы с антисемитизмом, чем показать себя евреям с лучшей стороны. «История очень сложная, но я смотрю на нее гораздо проще. Мы все люди, и зверства остаются зверствами», — заявила она. «Молодежь на Украине не может нести ответственность за то, что сделали их предки».