Новости

Этот мультяшный персонаж из мацы очень популярен в Нидерландах — и не только у евреев-сионистов

22 апреля 2019, 11:00 Нидерланды
Поделиться

Где еще в Европе мускулистый мультипликационный персонаж по имени Макс Маца мог бы стать чем-то большим, чем просто еврейской шуткой. Но в Нидерландах, где маца для многих неевреев является предметом домашнего обихода круглый год, Макс похоже стал популярным.

С момента своего создания около 15 лет назад в качестве неофициального талисмана Детского музея еврейского культурного квартала Амстердама Макс завоевал популярность за пределами сорокатысячной еврейской общины страны. Макс — это фигура с лягушачьими глазами, чья голова, торчащая из-за пояса зеленых брюк, – круглая маца. Он родился в начале 2000-х годов как рисунок, созданный израильскими художниками Рамом Кациром и Петрой Катценштейн, руководителем еврейского детского музея, который является единственным в своем роде в Европе. С тех пор музей превратил Макса в тысячи кукол. Он снимается и выступает в качестве гида в анимационных фильмах, сопровождающих экспозиции Детского музея, которые ежегодно посещают около 20 000 человек. Его изображения появлялись на такси в рамках рекламной кампании музея и на десятках тысяч коробок Hollandia, фабрики по производству мацы в Нидерландах, расположенной в городе Энсхеде на востоке Нидерландов. (Во многом благодаря этой фабрике, которая раньше принадлежала евреям, маца, пресный хлеб, который евреи употребляют на Песах в память о поспешном бегстве своих предков из Египта, стала здесь столь популярной.)

В 2010 году Макс стал героем собственного комикса, изданного музеем и в настоящее время доступного в детских библиотеках по всей стране. В 10-ю годовщину создания детского музея в 2017 году Макс выступил с самым известным в Нидерландах ведущим детского телешоу Симоном де Йонгом. В том же году музей также сделал рэп-видео с Максом, укрепив статус персонажа как бесспорного посла голландского еврейства среди детей. По словам Катценштейн, Макс не нашел бы отклика у большого количества детей где-либо еще в Европе. «Если вы не знаете, что такое маца, тогда вы просто не поймете его», – сказала она. В Нидерландах, однако, «на Пасху все едят мацу, хотя на самом деле они не знают, что маца значит для нас, евреев». Катценштейн сказала, что это делает Макса – хорошим средством для начала обучения еврейской традиции и истории. Вот почему у Макса сложная предыстория.

Он живет в кукольном домике на чердаке голландской еврейской семьи Холландеров, с другими членами своей мультикультурной семьи выпечки, включая одну разновидность шоколадных чипсов. Среди родственников Макса — Бенни Бублик, Айал Халла и Гита Пита. История семьи, рассказанная в анимационном видеоролике в музее, «на самом деле рассказывает историю еврейской диаспоры», говорит Каценштейн. Неудивительно, что Макс пользуется огромным успехом в еврейских семьях, многие из которых держат дома его кукол. Макса ежегодно показывают на пасхальной выставке главного еврейского детского сада этого города, «Симха». Родители там понимают, что характер Макса — это попытка показать уязвимость евреев на протяжении веков, а также их решимость вернуться в дом своих предков. «Он хрупок и уязвим, с одной стороны, но крепок и надежен с другой», – говорит Катценштейн.

В одной из рэп-песен, написанных для Макса, он поет: «Не хочу оказаться разбитым на куски, у меня есть боксерские шорты, я выучил несколько ударов ногами, и теперь я в хорошей форме». Ссылка на бокс не случайна. До Холокоста евреи, такие как Макс Баер, Даниэль Мендоса и Сэмюэль Элиас, были среди звездных спортсменов Европы. Голландский автор Пит Мурен в своей книге 2002 года «Незначительные преимущества мультикультурного общества» писал, что Макс Маца особенно напоминал ему Бена Бриля, голландского еврейского чемпиона по боксу, пережившего Холокост. «Этот современный Давид претерпел мультикультурную трансформацию, превратившись в известного героя комиксов Макса Мацу», – написал Мурен. Многочисленные пласты образа Макса привели к появлению у него поклонников далеко за пределами еврейской общины и посетителей музея. В 2017 году де Йонг, который проводит многолетнее детское шоу «Пироги Абеля», появился вместе с Максом в рекламной кампании и рекламе коробок с мацой в честь 10-летия музея. Де Йонг также организовал конкурс на украшение мацы на маленькой кухне детского музея, где посетители могут приготовить халу и мацу.

На своем шоу де Йонг печет с ребенком пирог, и в это время они обсуждают дилеммы в жизни ребенка. Один гость рассказал о том, как его отец ушел из семьи. Другой был сиротой, чья мать покончила с собой. «Разговоры могут быть довольно глубокими», – сказал де Йонг. В одном из эпизодов де Йонг принимал арабского ребенка, который отказался есть халу, которую они только что испекли, потому что «именно так евреи отравили Арафата», вспоминал де Йонг. «Это показало мне, что есть много работы, которую нужно сделать», – сказал он. Катценштейн сказала, что столь же шокирующий разговор с ребенком побудил ее создать музей, которым она сейчас руководит.

В то время она работала гидом в главном еврейском музее, который сейчас является одним из пяти смежных учреждений, входящих в Еврейский культурный квартал Амстердама. Комплекс принимает около 380 000 посетителей ежегодно и включает в себя португальскую синагогу и Национальный музей Холокоста. «Одна девушка-посетительница была шокирована, когда узнала, что я еврейка», – вспоминает Катценштейн. «Когда я спросил ее, почему, она сказала мне: «Я думал, что все евреи умерли»». Собеседница Катценштейн не была так уж далека от истины. Нацисты и их пособники убили 75 процентов из 140 000 евреев Нидерландов – самый высокий уровень смертности в оккупированной нацистами Западной Европе. Это означало, что за пределами Амстердама «голландские нееврейские дети больше не могут посещать дома еврейских детей», – сказала Катценштейн. «Это одна из причин, по которой мы создали детский музей, чтобы он напоминал еврейский дом, чтобы он служил этой цели». Но, добавила она, «нам нужно было найти хозяина. И я думаю, что Макс отлично справляется с этой ролью».

jpost.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции