Новости

Академический «Афикоман»: находясь вне семьи, студенты в кампусе празднуют свой собственный Песах

19 апреля 2019, 14:00 песах
Поделиться

«Нет ничего лучше дома», сказала Дороти в «Волшебнике страны Оз». Но если бы она была еврейкой, героиня без сомнения сказала бы: «Нет ничего лучше дома … для Песаха». Пасха (или Песах на иврите), которая начинается в этом году на закате в пятницу, 19 апреля, – в момент начала шаббата – и является самым знаменитым праздником еврейского года.

Это ежегодное празднование свободы и чувства родины глубоко укоренилось в семье. Большинство из нас могут вызвать в воображении вид, звуки и запахи Песаха: тарелки с блюдами седерами, стоящие на белой скатерти (предварительно запятнанной вином), фальшивое пение «Дайену», хрен, очищающий пазухи носа и вид шариков мацы, плавающих в золотом море куриного супа, с ароматами из кухни, обещающими еще больше наслаждений. В самом деле, пасхальный седер (на иврите «порядок») обладает способностью объединять семьи, разорванные на годы и мили и расходящиеся образы жизни, и религиозные пути. Поэтому неудивительно, что студент в далеком кампусе может чувствовать себя одиноким в течение этих восьми дней (в Израиле праздник длится семь дней).

Мэгги Берк раньше была мало связана с еврейской гордостью или общиной. «Но прийти на мой первый седер в «Гилеле», слушать, как все поют песни, которые я пела только с родителями, ели традиционные блюда, было весело», – вспоминает она. «Я годами не видела столько евреев вместе в одной комнате». С ночи того седера в «Гилеле» Университета штата Юта прошло три года. Берк побывала в Израиле по программе «Таглит» и подает заявку на двухлетнюю стажировку в «Гилеле». «Ничего из этого не произошло бы, если бы я не пошла на тот первый седер», – говорит она. Для студентов во время Песаха раввины и директора «Гилеля» часто становятся родителями, а друзья и члены общины становятся семьей, создавая ощущение принадлежности к этому древнему народу и его преобразующей истории. По словам исполнительного директора «Гилеля» из Университета Юты Даны Тумповски, большинство из примерно 200 еврейских студентов в Университете Юты (а также в восьми других учебных заведениях, которые обслуживаются по программам Университета в Песах) остаются на Песах в кампусе. «И для многих из них наш седер — первый в их жизни». В дополнение к более мелким седерам в домах студенческих братств, общежитиях и квартирах, крупные седеры, как правило, спонсируются Hillel International, присутствующим в 550 североамериканских кампусах, или Бейт-Хабадами в кампусе, который привлекает около 30 000 студентов на свои седеры через 265 Бейт-Хабадов в или около кампусов, и других 235 учебных заведений, которые они также обслуживают.

Каждый год хабадский раввин Ерахмиэль Горелик арендует зал в Государственном университете Колорадо для более чем 200 студентов и членов общины, которые собираются на седер. (Он и его жена Двора Лия готовят для этого большую часть пищи.) «У большинства из них нет поблизости семьи, и еврейской инфраструктуры не так много, поэтому мы в конечном итоге являемся местом «сбора» для еврейской общины и определенно для седера», – говорит раввин. «Это прекрасная возможность для нашей небольшой общины собраться вместе и отпраздновать». Но проведение седера в кампусе может быть даже более важным не только для студентов с сильными воспоминаниями о седер Песах, но и для тех, у кого никогда не было возможности задать «Четыре вопроса» или открыть дверь для пророка Элиягу, или не спать в течение долгих часов пока они не выпьют все четыре бокала вина (или виноградного сока), споют «Хад гадья» и похрустят последним куском афикомана. Фактически, пребывание в кампусе может иметь неожиданные положительные последствия.

Арье Джордж прослеживает начало своей связи с иудаизмом с Песаха девять лет назад, когда он был студентом юридического факультета в Университете Канзаса. «Я подписался на участие в пасхальной трапезе на неделю в основном потому, что не хотел готовить, когда готовился к выпускным экзаменам на юридическом факультете, но в итоге я почувствовал себя настолько связанным с общиной, что начал приходить на шаббатные службы и трапезы», говорит Джордж. Сейчас ему 33 года, он женат, является активным членом еврейской общины Канзас-Сити и с нетерпением ожидает возможности принять свою семью за городом на своем собственном седере. Эта прочная связь с еврейской общиной и традициями никогда не была такой важной, как сегодня, перед лицом растущего антиизраильского давления во многих кампусах.

Антиизраильские организации, такие как «Еврейский голос за мир» (JVP), проводят седеры, на которых приравнивают Израиль к фараону – их Агада посвящает третий бокал вина тосту за «бойкот, отчуждение и санкции». Далее она заявляет, что «мы с гордостью поддерживаем призыв палестинского гражданского общества к бойкоту, отчуждению и санкциям (BDS) … до тех пор, пока израильское правительство не прекратит оккупацию и колонизацию всех арабских земель, оккупированных в июне 1967 года, и не демонтирует разделительную стену; не признает основные права арабо-палестинских граждан Израиля на полное равенство; не начнет защищать и продвигать право палестинских беженцев на возвращение своих домов и собственности, как это предусмотрено в резолюции 194. ООН».

Одно из главных опасений историка Джила Троя по поводу того, что этот вид переписывания истории широко распространен, заключается в том, что «очень маргинальные движения – JVP, INN (IfNotNow), даже J Street, благодаря прогрессивистскому «эффекту мегафона», рассматриваются как представляющие еврейскую общину или еврейскую молодежь», – объясняет автор работы «Сионистские идеи: взгляды на еврейскую родину – тогда, сейчас, завтра». «Они представляют собой небольшую маргинальную отчужденную группу, но претендуют на то, что могут говорить за большее количество людей, чем они представляют реально, даже в кампусе».

Действительно, этот праздник, который проводится всего через несколько недель после «Недели израильского апартеида», проходящей каждую весну во все большем числе университетов, во время которой Израиль демонизируется во многих кампусах, часто используется антиизраильскими группировками как возможность для разжигания негативных взглядов на еврейское государство. Два года назад студенческие советы Питцер-колледжа, Университета Висконсина в Мэдисоне и Университета Тафтса воспользовались Песахом для того, чтобы в последний момент проголосовать за BDS.

«Конечный результат заключается в том, что многие еврейские студенты в это время года находятся за пределами кампуса со своими семьями, поэтому голосование по этому вопросу проходит без их голосов», – говорит Макс Самаров, исполнительный директор по исследованиям и стратегии в StandWithUs, организации, занимающейся поддержкой Израиля и борьбой с антисемитизмом. «Это означает, что антиизраильские организации фактически захватывают органы студенческого самоуправления». Все это является важным уроком, добавляет он. «Это напоминает нам о том, что мы должны проявлять инициативу в кампусе, определять повестку дня, а не просто реагировать. И помните, что никогда не бывает причин не демонстрировать гордость публично и не проводить мероприятия, которые привлекают людей и дают им образование. Нам нужно создать сильное сообщество».

По словам Тумповски из «Гилеля» Университета Юты, когда студент подходит и берет на себя ответственность за работу и планирует делать седер, это один из самых счастливых результатов его отсутствия дома на празднике. «В прошлом году они впервые сказали: «Мы подготовим это сами, мы сами это возглавим, мы справимся». И они действительно понимают, что это значит. Мы видим, как они на наших глазах превращаются во взрослых евреев». Жители еврейского общежития, в котором проживает старшекурсник Калифорнийского университета Ашер Наги, также планируют свой первый в истории седер в этом году. «Это возможность по-настоящему подчеркнуть вещи, которые важны для нас, такие как история освобождения», – говорит он. «Это также возможность применить на практике все, что вы когда-либо узнали о празднике, и все, что вам нравится в нем, и поделиться им со своими друзьями».

Раввин Чарли Шварц говорит, что развитие автономной еврейской идентичности предвещает будущее как отдельного человека, так и еврейского народа. «Когда студенты отмечают еврейские праздники в кампусе, возможно, впервые вдали от семьи, они ощущают силу еврейских традиций на своих собственных условиях, что направляет их на путь прочной приверженности еврейской жизни», – говорит Шварц, директор по контенту Центра еврейского и израильского образования Hillel International. «Более того, этот опыт еврейских традиций может помочь учащимся почувствовать себя и общность достаточно сильными, чтобы повысить устойчивость студентов, когда они сталкиваются с жизненными проблемами». Для многих этот первый седер вдали от дома — это опыт, который на самом деле является мощным и преображающим моментом, говорит раввин Горелик в Колорадо. «Это длинная ночь пародий, песен, историй и фантастической еды», – говорит он. «К концу седера мы в действительности становимся семьей, и у нас есть уникальная возможность по-настоящему связаться со своими еврейскими нешамами – еврейскими душами».

В Университете Майами «Гилель» поощряет разнообразные варианты седера. Кейси Дрезбах, которая в настоящее время служит президентом университетского «Гилеля», вернулась из поездки в Израиль по программе «Талгит» более года назад, «вдохновленная ​​и готовая сделать что-то более страстное, более преданное своему еврейскому «я» и протянуть руку другим, особенно юным студентам». Таким образом, чтобы вдохновить других силой пасхального седера, Гилель «Майами» проводит два групповых седера в кампусе в течение первой ночи и помогает прописать небольшие частности для второго седера. «Мы хотим призвать всех принять участие», – говорит Дрезбах. «Мы хотим, чтобы у них был настоящий опыт седера».

algemeiner.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции