Эксперт прогнозирует, что Блинкен «найдет перед собой единый фронт» на саммите в Негеве
В обстановке, которая была невообразима в первые десятилетия существования Израиля, шесть министров иностранных дел, в том числе четверо из арабских государств (Египет, Марокко, Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты), а двое других из США и Израиля, прибыли 27 марта на исторический двухдневный саммит, пишет журналист JNS Дэвид Айзек.
Саммит проходит в кибуце Сде Бокер в пустыне Негев, где Давид Бен-Гурион провел последние годы своей жизни со своей женой Паулой. В саммите в Негеве, организованном министром иностранных дел Яиром Лапидом, принимают участие Абдаллах бен Зайед Аль-Нахайян из ОАЭ, Абдуллатиф бен Рашид Аль-Зайяни из Бахрейна, Нассер Бурита из Марокко, Самех Шукри из Египта и госсекретарь США Энтони Блинкен. На первом месте на повестке дня стоит предстоящее соглашение с Ираном по его ядерной программе, которое, по прогнозам Израиля, может быть подписано на этой неделе. Соглашение, о котором в настоящее время ведут переговоры мировые державы в Вене, предоставит Исламской Республике Иран миллиарды долларов в виде смягчения санкций.
Аналитики отмечают, что соглашение предоставит Ирану возможность спланировать путь к ядерному оружию по истечении срока действия соглашения всего через два с половиной года. Израиль и его арабские союзники рассматривают эту встречу как возможность высказать свои опасения Блинкену, который выступает за соглашение. «Они видят, что предстоящее соглашение с Ираном не отвечает их интересам. И они обеспокоены», – заявил JNS старший научный сотрудник Института исследований национальной безопасности (INSS) Йоэль Гузанский. «Между некоторыми арабскими столицами и США существует напряженность по всевозможным вопросам, которые они находят раздражающими в политике США на Ближнем Востоке. Они считают, что США дистанцируются от региона».
Гузанский объяснил, что в последние недели саудовцы и лидеры ОАЭ, как сообщается, отказались отвечать на звонки президента США Джо Байдена, поскольку он пытался заручиться международной поддержкой для Украины и требовать от стран Персидского залива, чтобы они производили больше нефти, чтобы сдержать рост цен. «Они не подыгрывали, потому что саудовцы и эмиратцы сыты по горло американцами», – заметил он. Арабские государства, скорее всего, выдвинут список требований к Блинкену, включая гарантии безопасности и поставки оружия, подчеркнул Гузанский, отметив, что 25 марта Эр-Рияд подвергся ракетному удару со стороны поддерживаемых Ираном повстанцев-хуситов в соседнем Йемене.
В одном из своих первых внешнеполитических актов администрация Байдена исключила хуситов из списка иностранных террористических организаций и Специального глобального списка террористов. По словам Гузанского, возвращение хуситов в список террористов станет ключевым требованием арабов, наряду с сохранением статуса террориста для иранского Корпусе стражей исламской революции (КСИР). Соединенные Штаты предположили, что могут удовлетворить требование Ирана исключить КСИР из списка террористических организаций. Гузанский ожидает, что Соединенные Штаты и арабские государства пойдут навстречу друг другу, Америка предоставит гарантии безопасности, а арабские государства согласятся добывать больше нефти.
«Формирующийся союз сильных государств» Нефть является основным рычагом, которым располагают арабские государства, и министры иностранных дел дадут понять Блинкену, что они готовы его использовать – другими словами, не сотрудничать в наращивании добычи, заявил Мордехай Кедар, преподаватель Университета Бар-Илан и ученый в области арабской культуры. «Ближний Восток – это не то, что вы отодвигаете в сторону, чтобы решать другие проблемы», – заметил Кедар JNS. «Блинкен найдет перед собой единый фронт. Это будет очень напряженная встреча». Блинкен может стать «гораздо более осведомленным о серьезности проблемы в результате этого саммита. До сих пор США воспринимали эти страны – Эмираты, Бахрейн, нас самих (Израиль), саудовцев и Египет – как получателей благ», – рассказал Кедар. Есть еще и культурный аспект.
«На Ближнем Востоке вы не предаете друзей. Если вы это сделаете, вас отвергнут, даже такую сверхдержаву, как Соединенные Штаты», – заметил он. Эксперт по арабскому миру Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS) Хиллель Фриш заявил JNS, что важно не позволить Ирану и надвигающимся проблемам в сфере безопасности подавить положительные аспекты саммита. Тот факт, что арабские лидеры встречаются в кибуце в Негеве, является «воплощением израильской мечты. Еще 10-15 лет назад это считалось бы пророческим», – заметил Фриш. «Большая часть конференции представляет собой фотосессию, но она имеет большое значение», – добавил он. «Это показывает, что в регионе формируется альянс сильных государств, которые попытаются справиться с иранской проблемой».
Он отметил, что, поскольку Марокко меньше обеспокоено Ираном, учитывая его географическую удаленность, его присутствие на саммите важно. «Это означает, что Марокко заинтересовано в укреплении региональных отношений с Израилем». Фриш отметил, что присутствие Египта посылает сигнал президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану о том, что, хотя Израиль считает важным улучшение отношений с Турцией, они не так важны, как отношения с его ближайшим соседом и первой страной, заключившей мир, Египтом. Саммит также положит конец «угрозе арабской улицы», рассказал он. Этот термин обозначал теорию о том, что арабское население восстанет против любого правительства, которое осмелится заключить мир с Израилем. «Мы являемся свидетелями того, что «арабская улица» – это рушащаяся показуха», – заключил Фриш.