Друзы Израиля чтят пророка Йетро в ежегодном паломничестве к древней могиле
Пока евреи находились в пустыне после бегства из рабства в Египте, они принесли все свои проблемы своему вождю Моше. Но когда его тесть Йетро пришел в гости с женой и детьми к Моше он увидел, что его зять был готов рухнуть под бременем такой работы.
Именно тогда Иофор, священник из Мадиана, который почитал Господа, решил внести свою лепту. Хотя он соглашался с тем, что Моше должен продолжать объяснять людям Б-жественные законы и учение, он дал ему большой совет по облегчению его нагрузки – предложение настолько основательное, что его идеи по-прежнему действуют сегодня. Ибо он предложил Моше выбрать способных судей и лидеров, которые уважали бы Бога и никогда не могли бы быть подкуплены, и заставить их действовать как чиновников, возглавляющих «тысячи, сотни и десятки». «И послушал Моше голоса тестя своего, и сделал все, как тот сказал» (Исход 18: 21-24).
Известный на арабском языке как Шуэиб, Йетро высоко ценится друзами как пророк. Традиция утверждает, что он покоится в Галилее в Могиле Неби Шуэиба, расположенной недалеко от Тверии и горы Арбель. Друзские паломничества к могиле были распространены на протяжении веков, но никогда не было официальной даты для того, чтобы воздать должное пророку. Однако после создания Государства Израиль в 1948 году дни с 24 апреля по 28 апреля были объявлены официальным праздником друзов. В этот период Неби Шуэиба переполняется посетителями, от верующих до празднующих, жарящих овец на барбекю, и покупателей, блуждающие по базарам в поисках покупок.
В Израиле около 130 000 друзов, примерно пятая их часть проживает на Голанских высотах, а большая часть — на горе Кармель и в Галилее. Это уникальное этническое меньшинство, их религия – ответвление ислама, которая заметно отличается от ислама в убеждениях. Она была основана в 1017 году египетским правителем халифом аль-Хакимом би-амриллахом (аль-Хаким по приказу Аллаха). В течение следующих 26 лет людей принимали в ряды. Однако после этого религия была закрыта для посторонних. Обращенные не принимаются, и друзы запрещают вступать в брак с иноверцами. Друзы являются религиозными и нерелигиозными, и только религиозной группе разрешено читать священные книги и изучать их учение. Если бы у них был выбор, друзы предпочли бы называться «аль-муваххидун» (верующие в Единого Бога).
На самом деле, они ненавидят имя, дарованное им христианским историком в 11 веке. Он назвал их друзами в честь одного из миссионеров, Наштакина Дарази. Но, хотя Дарази позже повернулся спиной к своим друзским братьям и считается изменником, имя сохранилось. Одно из убеждений, которого придерживаются друзы, касается тайны исчезновения халифа аль-Хакима би -амриллаха через два года после основания новой религии. Это был ежедневный обычай халифа — садиться на осла и отправляться в горы за пределами Каира, чтобы размышлять и молиться. Однажды в 1021 году он не вернулся.
Некоторые говорят, что он был убит, но многие друзы верят, что он только скрывается, смотрит на своих верных и ждет возвращения в Судный день. Не в силах принять тот факт, что последователи ислама охотно принимают другую веру, мусульмане на Ближнем Востоке с самого начала преследовали друзов. В результате тысячи людей покинули свои дома в Египте и в других местах и сегодня живут в основном в Ливане, Сирии, Израиле и Иордании. До 13-го или 14-го столетия семьи друзов в этой стране жили в разрозненных, временных поселениях вблизи источников воды и в стратегически защищенных холмах. Однако однажды два охотника в поисках кроликов наткнулись на пещеру, которая вела к древней цистерне, наполненной водой. Это казалось хорошим местом для постоянного поселения, и многие друзы стеклись в то, что станет позже Бейт-Джанном, крупной деревней друзов в Израиле, расположенной на хребтах горы Мерон. Действительно, все деревни друзов были построены высоко в горах из соображений безопасности.
Раньше, когда приближалась опасность, друзы зажигали факелы и передавали сообщения от одной горной вершины к другой – точно так же, как древние израильтяне, которые использовали этот метод, чтобы объявить начало нового месяца своим братьям и сестрам в диаспоре. Посетителей всех вероисповеданий можно встретить у Могилы Небе Шуэиба, где одна из главных достопримечательностей — большой след ноги, который как многие считают принадлежит Йетро. Над гробницей пророка висят красивые ожерелья и декоративные коврики, вышитые или сплетенные друзскими женщинами, исполняющими обет.
Вторая по значению для Неби Шуэиба — это гробница пророка Сабалана, также открытая для посетителей и расположенная над деревней друзов Херфея. Традиция считает, что, спасаясь от мусульманских преследователей, Сабалан пересек вади ниже этого места. Благодаря небесам плотину сразу же прорвало, и она наполнила вади водой. Жизнь Сабалана была спасена, когда он спрятался в пещере над вади – пещерой, которая сегодня является центром комплекса. Здесь, по преданию, Сабалан умер и был похоронен.
Древнее тутовое дерево добавляет цвета к комплексу, с которого открывается потрясающий вид на деревню ниже. Друзские мужчины и женщины одеваются в двух совершенно разных стилях. Те, кто одет в головные уборы или шарфы, мешковатые брюки или длинные юбки, были посвящены в тайны религиозной доктрины. Люди в брюках или джинсах и рубашках – светские друзы. Составляющие подавляющее большинство населения друзов, им не разрешают читать друзские священные книги или изучать религиозные секреты. Тем не менее, они следуют традициям и обычаям друзов.
Никогда не имея собственной страны (или своего языка), друзы неуклонно лояльны к принявшим их странам. Таким образом, за исключением друзов, живущих на Голанских высотах, израильские друзы стали гражданами современного государства Израиль с момента его создания, и мужчины должны служить в израильской армии. Действительно, друзы являются высокопоставленными офицерами израильских сил обороны, в то время как другие являются членами парламента и министрами правительства. К сожалению, около 500 солдат друзов погибли во время израильских войн и нападений террористов на протяжении многих лет. Мужчины и женщины из числа израильских друзов дружелюбны и высокообразованны и могут быть обнаружены во всех сферах жизни: от медицины, права и сельского хозяйства до высоких технологий и промышленности.
Представителей друзовской общины часто просят зажечь факел «За славу Государства Израиль» на официальных церемониях Дня независимости на горе Герцль. В последние годы их представляли Гамила Хир, она же «Савта (бабушка) Джамила», из деревни Пекинь за ее инициативы в области натуральной косметики и д-р Анан Фалах из Акри, стоматолог, который выступает за расширение прав друзских женщин. В этом году Шейх Муваффак Тариф, нынешний духовный лидер друзов, был награжден за его неустанные усилия по созданию моста между различными религиями и культурами в Израиле.
В своем выступлении на Дне Независимости несколько дней назад он отметил, что он зажег этот факел в честь «живой связи», существующей между еврейскими и друзскими народами, в честь его братьев и сестер друзов во всех уголках мира – особенно тех, кто живет в Сирии в эти темные дни, – и отважных израильских солдат-друзов. Он зажигал факел, и продолжал, в честь мира между всеми народами Ближнего Востока, и веры в Б-га, которая объединяет всех нас и во славу Государства Израиль.