Дневник Анны Франк вошел в число самых популярных книг зарубежных авторов, которых читают иранские женщины
Французские писатели Альбер Камю и Симона де Бовуар стоят на одной полке с девушкой-еврейкой Анной Франк, автором знаменитого дневника, и русским поэтом Осипом Мандельштамом, в книжных магазинах Тегерана, где женщины в основном покупают книги зарубежных писателей, отмечает «The Times of Israel».
«Иранские женщины больше читают, больше переводят и больше пишут. В целом, они больше представлены на книжном рынке, чем мужчины», – заявила Наргез Моссават, редакционный директор издательства «Sales». «Книги – для меня необходимость, это единственное убежище, что иногда меня злит», – заявила 36-летняя издатель, не касаясь ограничений в культурной жизни в Исламской республике Иран. Как издатель, «я выбираю книги, которые сегодня обращаются к нашему обществу», – подчеркнула она, указав на стихи Мандельштама, погибшего в ГУЛАГе, или роман «Малый апокалипсис» польского писателя-диссидента Тадеуша Конвицкого. Это «отличная книга, в которой рассказывается о социальном и политическом опыте, подобном нашему», – отметила она. «Они говорят нам, что другие люди тоже пережили горечь, трудности и выжили».
32-летний Реза Бахрами управляет главным книжным магазином другого издателя, «Cheshmeh», что означает «Источник», и говорит, что их «читательская аудитория на 70% состоит из женщин». «Вокруг новых публикаций много шума и ожиданий, и это стимулирует продажи», – заметил он в окружении книг в магазине «Cheshmeh» на улице Карим Хан. Если цензура присутствует в иранских публикациях, она затрагивает в основном контент, который считается «распущенным», и многие западные бестселлеры быстро переводятся и становятся доступными в Иране, где авторские права не признаются.
«Свобода самовыражения»
По словам Бахрами, читательницы в первую очередь ищут «романтические» книги или триллеры, такие как книги американцев Сидни Шелдон и Мэри Хиггинс Кларк или плодовитого британского автора детективов Агаты Кристи. Но, судя по наблюдениям в магазине «Cheshmeh» их интересы выходят далеко за рамки этих жанров. Женщина в возрасте 30 лет, одетая в обволакивающую тело чадру, сказала, что она только что получила докторскую степень, «защитив писательскую диссертацию», и недавно буквально «проглотила» основополагающую книгу де Бовуар «Второй пол». 58-летняя профессор университета искала книги, чтобы помочь ответить на вопросы своих учеников об убийстве учителя французской средней школы Сэмюэля Пати, которого исламистский экстремист обезглавил в школе под Парижем в октябре после того, как тот показал своим ученикам карикатуры на Пророка Мухаммеда. «Одна из моих главных проблем — это вопрос свободы и, в частности, свободы выражения мнения», – отметила она.
Во многих магазинах в иранской столице выставлена книга израильского ученого Юваля Ноя Харари «Сапиенс: Краткая история человечества», переведенная на персидский язык. На полках магазинов также появилась откровенная книга Мэри Трамп «Слишком много и никогда не хватит» о ее дяде, президенте США Дональде Трампе, опубликованная в июле. Там также можно найти «Книгу смелых женщин» Хиллари и Челси Клинтон и мемуары бывшей первой леди США Мишель Обамы.
«На грани краха»
Однако не все самые продаваемые зарубежные книги выпущены недавно. В ноябре список продаж «Cheshmeh» возглавили «Спросите у дорожной пыли» 1939 года американского писателя Джона Фанте и «Беспокойный сон», опубликованный в 1949 году Жан-Полем Сартром. Также с прилавков разлетелись «Магазин самоубийц» французского писателя Жана Теуля и «Бесцветный Цукуру Тадзаки и годы его странствий» японского писателя Харуки Мураками, опубликованные в 2013 году. Но даже если в книжных магазинах Тегерана имеется обилие и разнообразие книг, книгоиздание испытывает затруднения после исламской революции 1979 года, заявил 51-летний продавец книг, попросивший не называть его имени. «Есть несколько причин, от экономической ситуации до цензуры и утечки мозгов», – отметил он. Цены на книги становятся более непомерными для некоторых групп населения.
В стране, где некоторые ультраконсервативные лидеры регулярно отрицают реальность Холокоста, Джавад Рахими, продавец в книжном магазине «Sales», отметил недавний успех «Татуировщика из Освенцима» новозеландской писательницы Хизер Моррис и «Дневника Анны Франк», молодой еврейской девушки из Амстердама, погибшей в нацистском концлагере в 1945 году. По словам Рахими, «Чума» Камю и «Все люди смертны» де Бовуар «достигли пика продаж во время пандемии».
Как и в других странах, эпидемия Covid-19 вынудила книготорговцев приспосабливаться, особенно в периоды, когда власти закрывали все «второстепенные» предприятия для борьбы с распространением вируса. Весной книжные магазины были «на грани краха, но с лета продажи были удовлетворительными», – заявил Бахрами из «Cheshmeh». Он добавил, что из-за эпидемии «мы в основном продаем наши книги через «Инстаграм» или созданные нами сайты». Отметив, что пандемия «заставила нас более серьезно относиться к онлайн-продажам».