Новости

Для марокканского еврейства это худшая Мимуна за всю жизнь

17 апреля 2020, 18:00 коронавирус
Поделиться

В нынешнем году марокканские евреи отпраздновали скорбную Мимуну после завершения Песаха вечером 16 апреля.

«С этим нелегко смириться, — говорит Абду Ладино, марокканский еврей и член ассоциации “Мимуна”, которая способствует нормализации отношений между мусульманами Марокко и евреями. Обычно это время радости. Мимуна здесь — это праздник, которого люди ждут и приезжают со всего мира, чтобы праздновать в Марокко. В этом году люди изолированы в своих домах, не могут провести отпуск со своими семьями, и очень многие оплакивают друзей и близких, которых мы потеряли».

Мимуна — это традиционный марокканский еврейский праздник, знаменующий окончание Песаха и веру в будущее мессианское искупление. «Это выглядит странно, обычно Мимуна является большой вечеринкой для марокканского народа, — подчеркивает Даниэль Бенчимол, член еврейской общины Касабланки. — В этом году все не так, как должно быть, но мы сохраняем наши традиции, мы отправляем сообщения и желаем друг другу победоносной Мимуны, как это принято у нас. Может быть, это худшая Мимуна в нашей жизни».

Согласно официальным данным, еврейская община Марокко, самая крупная еврейская община в арабском мире, насчитывают 2 тыс. человек. Пандемия COVID‑19 разразилась в общине, еще более сократив ее. Хотя евреи составляют менее 0,01% от общей численности населения Марокко, число умерших евреев — 14 человек, то есть на долю евреев приходится более 10% от общего числа случаев смертей от коронавируса в стране (на момент публикации статьи. — Ред.) «Это огромное количество, когда речь идет о сообществе из 2 тыс. человек», — говорит Ладино.

Лидеры общины проследили начало эпидемии до свадьбы в городке Агадир в начале марта. Они считают, что вирус был неосознанно занесен на свадьбу из Страсбурга, наиболее пострадавшего региона Франции, некоторыми из присутствовавших там франко‑марокканских евреев. Он продолжал распространяться в Касабланке, где проживает большинство еврейского населения Марокко. Некоторые из заразившихся на свадьбе присутствовали на праздновании Пурима в синагоге «Давид а‑Мелех» через неделю после свадьбы. Среди погибших — семья известных филантропов, родственники Амира Переца, нынешнего лидера израильской партии «Авода», а также два раввина — Шалом Эдельман и Биньямин Бенлоло.

Раввин Бенлоло был учителем в местной еврейской школе и одним из немногих машгиахов, или инспекторов по кашруту, в Марокко. Работал в кошерной кондитерской. «Он был человеком, который мог так много предложить, — говорит Ладино. — Потеряв его, мы потеряли часть памяти о еврейской культуре Марокко». Раввин Эдельман был одним из самых первых посланников Любавичского Ребе, Менахема‑Мендла Шнеерсона. Ребе отправил его в Марокко в 1959 году, чтобы поддержать самый первый «Бейт Хабад» за пределами США, основанный в 1950 году, когда в марокканской еврейской общине было более 100 тыс. человек. Эдельман служил общине Касабланки более шестидесяти лет. Он основал центр религиозного обучения и обучил целые поколения раввинов, включая р. Шломо Амара, который с 2003 по 2013 год был главным сефардским раввином Израиля. Эдельман умер от вируса 10 апреля, на второй день Песаха.

«Всю свою жизнь он делал только хорошее для марокканской еврейской общины, — говорит Бенчимол. — Я знаю всех этих людей, которые умерли, все мы их знаем. Каждый из нас знает друг друга, потому что наша община очень маленькая». Бенчимол также потерял двоюродного брата, доктора Арманда Руими, которого, по его словам, любили в еврейской общине. «Любой, кому нужно, мог позвонить Арманду и сказать: “Можете ли вы навестить мою сестру? Она больна” — и он приходил, — вспоминает Бенчимол. — Это был первый день Песаха, мы только что закончили молитву а‑гефен, когда получили сообщение, что доктор Руими умер. Это был шок для нас». «Потеряв этих людей, мы теряем наследие и еврейскую память о Марокко. Жаль, что мы не смогли узнать от них больше», — говорит Ладино.

Посреди этого хаоса марокканская еврейская община оказалась вновь расколотой публикацией просочившегося в печать списка, в котором названы 26 марокканских евреев, которых лечат от вируса, и обсуждается их состояние здоровья. Полиция начала судебное расследование утечки, так как многие считают это нарушением конфиденциальности и медицинской этики, в то время как некоторые считают это необходимой мерой предосторожности, сообщает сайт Article 19. Тем не менее, несмотря на трагедию, надежда сохраняется. «Это праздник свободы, и мы надеемся, что в следующем году мы снова будем праздновать Мимуну», — говорит Ладино. 

forward.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции