Директор музея Аушвица раскритиковал проведение Всемирного форума памяти Холокоста в Иерусалиме
Директор Государственного музея Аушвиц-Биркенау выступил с резкой критикой в адрес организаторов пятого Всемирного форума памяти Холокоста, который пройдет на этой неделе в Иерусалиме, утверждая, что главное мероприятие в ознаменование 75-й годовщины освобождения лагеря смерти должно проходить в Польше, а не в Израиле.
В эксклюзивном интервью, данном за несколько дней до того, как около 50 мировых лидеров должны собраться в столице Израиля на беспрецедентное по масштабам мероприятие, Петр Цивиньский критиковал одного из трех соорганизаторов мероприятия, Фонд «Всемирный форум памяти Холокоста», возглавляемый президентом Европейского еврейского конгресса, российским бизнесменом Моше Кантором, обвиняя его в стремлении заменить ежегодное мероприятие, проводимое в Аушвице. «На протяжении многих лет организатор этого форума предпринимает попытки создать его в качестве альтернативного памятного мероприятия. Пять лет назад он пытался пригласить глав государств в Терезинштадт в то же самое время», – сказал Цивиньский. «Это настолько провокационно и незрело, что я не нахожу слов, чтобы прокомментировать это». Он подчеркнул, что ни одно из других мероприятий, приуроченных к годовщине освобождения лагеря смерти не позиционирует себя как альтернативу церемонии поминовения в Аушвице.
Цивиньски, уроженец Варшавы, который руководит Музеем Аушвица с 2006 года, поддержал решение президента Польши Анджея Дуды бойкотировать церемонию в Иерусалиме. Дуда, который взял на себя «почетное покровительство» в связи с празднованием 75-й годовщины освобождения Аушвица, сказал, что частично причиной его решения пропустить израильскую церемонию было то, что фактическое место бывшего лагеря смерти было единственным подходящим местом для такого мероприятия. «Я думаю, что вел бы себя точно так же, если бы был на его месте», – сказал Цивиньски о решении Дуды держаться подальше от Иерусалимского события. «Три миллиона польских евреев погибли во время Шоа, форум проходит в преддверии годовщины освобождения Аушвица, который является самым большим еврейским кладбищем, но и самым большим польским кладбищем», – сказал он.
Многие люди, которые не понимают, зачем нужно проводить еще одно масштабное мероприятие в Иерусалиме, «указывают на фактического спонсора и организатора форума», – сказал он, предположительно имея в виду Кантора. «Мне только жаль моих друзей из Яд Вашем, так как мне кажется, что они станут главными жертвами этого политического спора», – добавил он.
Пресс-секретарь Фонда «Всемирный форум памяти Холокоста» в ответ заявил «The Times of Israel», что мероприятие посвящено формированию «глобального альянса» для борьбы с растущим антисемитизмом. «Мы глубоко убеждены, что не может быть достаточного количества событий, чтобы увековечить память о Холокосте, и мы приветствуем всех тех, кто привержен этому важному делу. Мы желаем всяческих успехов музею Аушвица, поскольку он проводит то, что, мы уверены, будет впечатляющим и значимым событием 27 января», – сказал пресс-секретарь. «Мы сожалеем об этих необоснованных и безосновательных нападках на Всемирный форум памяти Холокоста, поскольку они лишь отвлекают внимание от памяти о Холокосте и борьбы с антисемитизмом, темах, которые, как мы надеемся, объединяют всех нас».
Более десятка мировых лидеров, включая самого Ривлина, и свыше 200 выживших во время Холокоста, примут участие в мероприятии 27 января в Аушвице. На этой неделе в Иерусалиме ожидается около 50 человек.
В интервью, которое было проведено по электронной почте, Цивиньски также обратился к продолжающейся дипломатической ссоре между Варшавой и Иерусалимом по поводу роли польского народа в Холокосте. «Были примеры, когда евреи были осуждены, ограблены или даже убиты поляками, но были также отдельные лица или даже организации, которые были очень активны в спасении евреев», – сказал он. Такие вопросы должны быть проанализированы историками, а не политиками, добавил он. Цивинский также затронул тему людей, называющих Аушвиц «польским лагерем смерти», называя это «искажением истории», которое необходимо оспорить среди всех других попыток исказить факты. «Это может быть обозначение Аушвица «польским лагерем» или сокрытие того факта, что 90 % жертв были евреями, или, например, манипулирование данными, фактами, количеством жертв», – сказал он.
Говоря о сохранении памяти о Холокосте, Цивиньски выделил несколько форм подобного сохранения: воспоминания, зафиксированные различным образом и собственно пространство Аушвица. Директор музея «Аушвиц-Биренау» отметил важность развития образования «не только с количественной, но и с качественной точки зрения». «Необходимо, чтобы память мотивировала к ответственности в современном мире, задавала требования к завтрашнему дню» – сказал он. Цивиньски также с одобрением отнесся к тому, что для многих посещение Аушвица становится своеобразным «обрядом посвящения». «Мы все верим, что человек, посвятивший некоторое время тому, чтобы сопоставить свои мысли с пост-лагерной реальностью, выйдет из этих размышлений более зрелым» – заявил он.
Хотя музей Аушвица считается государственным учреждением, правительственные чиновники не предпринимали никаких попыток помешать его выставкам или образовательным программам. Любое такое усилие приведет к «очень серьезному и громкому кризису», – поклялся Цивиньски. «Мы стараемся держаться подальше от текущих политических проблем. И мы просим политиков также не вмешиваться в пространство памяти Аушвица. В наши дни принято, что не историки, а политики публично говорят об истории. Это не является положительным явлением, поскольку политики стремятся быть эффектными и не обязательно придерживаться исторических фактов. Консолидация любой группы электората на основе оскорблений и искажений всегда очень недальновидна», – заметил директор музея «Аушвиц-Биркенау», подчеркнувший, что все еще считает ошибкой приятие польскими властями в 2018 году «недостаточно продуманного» закона, грозившего наказаниями за утверждения о массовом участии поляков в Холокосте.
Он также рассказал, что в 2019 году бюджет музея достиг почти 27 миллионов евро, из них почти 6 миллионов – от Министерства культуры, 3 миллиона – от Фонда «Аушвиц-Биркенау» и 2,3 миллиона – из фондов ЕС. Главный вклад его института в борьбу с нынешним подъемом антисемитизма заключается в том, чтобы показать миру, куда могут привести ненавистнические идеологии, сказал он. «Мне кажется, что наша способность реагировать на зло ослабла», – размышлял Цивиньски, отмечая, что мир, похоже, не смущен геноцидами, происходящими на наших глазах. «Это очень печально, и такая эволюция заставляет нас переосмыслить форму нашей памяти и ее отношение к нашей современной ответственности».
Говоря о возможном будущем музея Петр Цивиньски подчеркнул: «Пока голос Аушвица основывается на фактах, а не на идеологии, на достоверности, а не на нарративе, игнорирующем вспоминания выживших, я уверен, что этот голос будет необходим и услышан. Цивилизация может развиваться, культура может меняться, но невозможно так быстро изменить человека».