Что означает последняя волна мега-инвестиций для израильского высокотехнологичного сектора?
Это лето было плодотворным для израильской высокотехнологичной промышленности, с тремя крупными сделками, в совокупности принесшими более 500 миллионов долларов за короткое время.
На прошлой неделе, тель-авивский стартап по разработке приложений для управления сотрудниками Monday.com Labs объявил о завершении раунда финансирования серии D на сумму 150 миллионов долларов. День спустя иерусалимский разработчик приложений для создания контента Lightricks объявил о раунде финансирования серии C в размере 135 миллионов долларов. 6 августа компания Cybereason, штаб-квартира которой находится в Бостоне, основанная ветеранами израильской военной разведки, объявила об инвестициях в размере 200 миллионов долларов от японского Softbank. Еще одна связанная с Израилем компания, нью-йоркская компания по недвижимости Compass, основанная Робертом Реффкином и израильским предпринимателем Ори Аллоном, в конце июля объявила о привлечении средств в размере 370 миллионов долларов.
Израильская высокотехнологичная индустрия может немного опоздать на глобальную инвестиционную вечеринку, но она определенно начинает танцевать под ее мелодии. Все вышеупомянутые раунды — наряду с еще одним раундом в размере 300 миллионов долларов во главе с Softbank для связанной с Израилем онлайн-страховой компании Lemonade в апреле — возглавляли неизраильские фонды. Местные фонды также процветают, но немногие среди них могут провести раунды финансирования на сотни миллионов долларов для компаний, генерирующих десятки миллионов долларов годовой прибыли. «Если бы кто-то предложил мне миллиард долларов для инвестиций в израильскую технологическую промышленность, я бы не взял его» – сказал в недавнем интервью Calcalist Ран Ахитув, управляющий партнер венчурной компании Entrée Capital со штаб-квартирой в Израиле. Entrée была одним из первых инвесторов Monday.com.
По словам Ахитува, Израиль просто слишком мал для этого. Он рассказал, что у Entrée есть еще один фонд, занимающийся разными стадиями финансирования, который инвестирует в компании, находящиеся на стадии роста за пределами Израиля, но не может сделать этого в Израиле. «У нас недостаточно ресурсов, – объяснил он, – вы просто не можете заключить все сделки». Как и большинство израильских стартапов, Monday.com привлек первоначальное финансирование от местных инвесторов, большинство из которых позже вышли из него. В феврале израильский венчурный фонд Genesis Partners, один из первых инвесторов Monday.com, продал четверть своего фондового портфеля, включая его долю в Monday.com, нью-йоркской венчурной и частной инвестиционной фирме Insight Venture Management. Insight была одним из участников последнего раунда финансирования Monday.com. Местная фирма Vintage Investment Partners также приняла в нем участие, но с гораздо меньшей долей.
В случае, если Monday.com станет публичной компанией или будет приобретена в течение нескольких лет, очень немногие израильские инвесторы выиграют от этого. Израиль стал «нацией увеличивающей масштабы» (scale up nation, по аналогии с частым обозначением Израиля как «startup nation» – нации стартапов), – сказал в интервью Майкл Айзенберг, управляющий партнер тель-авивской фирмы Aleph Venture Capital. Aleph инвестировала в первый раунд Lemonade. По словам Айзенберга, институциональные инвесторы не смогли приспособиться к изменениям, поэтому денег просто нет. «Большинство людей не верят, что вы можете построить большие компании в Израиле», – сказал он.
Как подчеркнул Айзенберг, компаниям, находящимся на стадии роста, необходим доступ к другим финансовым продуктам — банковским услугам, кредитам, кредитным линиям – а не только к финансированию, и это то, с чем международные инвесторы могут помочь лучше. Израильские институциональные инвесторы не обладают необходимым опытом для инвестиций в технологии и не хотят платить экспертам по внешним инвестициям, чтобы они провели необходимую работу за них, заметил Айзенберг. «Есть много израильтян, работающих в международных фондах, и они получают большую зарплату, чем готовы платить местные институциональные инвесторы», – сказал он. «Талант стоит дорого». По словам Айзенберга, от этого пострадают сами институциональные инвесторы, а также их клиенты, поскольку стартапы просто получат свои деньги в другом месте.
Он отметил, что во всем мире все большее число страховых компаний и крупных инвестиционных фондов переходят от инвестиций в традиционные отрасли к инвестициям в высокие технологии. Индустрия высоких технологий стала «огромной частью мировой экономики, и если вы не знаете, как в нее инвестировать, вы обязательно упустите момент», добавил он. Подход Айзенберга весьма характерен для местной индустрии высоких технологий, но Ахитув смотрит на вещи иначе. «Когда мы общаемся за пределами Израиля, мы рекомендуем инвестировать в высокие технологии от 2 до 2,5 % своих средств», – сказал он. Это связано не с высокими рисками, а с относительно небольшой долей рынка, которую занимает эта отрасль, сказал Ахитув. «В Израиле кажется, что 80 % мировой индустрии — это высокие технологии, а на самом деле все наоборот», – добавил он.
Важно отметить, что даже подавляющее большинство вложенных средств поступает из источников за пределами Израиля, в том числе семейных офисов или институциональных фондов. Согласно июльскому отчету исследовательской организации IVC Research Center, базирующейся в Тель-Авиве, и израильского офиса международной юридической фирмы «Zysman, Aharoni, Gayer & Co» (ZAG-S&W), во втором квартале 2019 года израильские инвесторы вложили 704 млн. долларов — самую значительную сумму за шесть лет — в местную высокотехнологичную отрасль через 174 сделки. Однако, согласно отчету, деньги израильских инвесторов — это только 30 % средств, поступивших в израильские высокотехнологичные компании. Несмотря на некоторые исключения, иностранные инвесторы, как правило, выбирают более зрелые компании и вкладывают в них больше денег.
Израильские институциональные инвесторы, похоже, опасаются сильно углубляться в местную технологическую индустрию; умный шаг, согласно Ахитуву. «Последнее, что я хотел бы, чтобы мои пенсионные накопления были в том же месте, что и моя зарплата», сказал он. Суть «экономики для чайников» в том, чтобы диверсифицировать инвестиции, а не класть все яйца в одну корзину, добавил он. Ахитув сказал, что он считает, что государство должно инвестировать большую часть пенсионных фондов страны в крупные международные фонды за пределами Израиля и только небольшой процент — на местном уровне.
Тот факт, что израильские компании начинают привлекать огромные инвестиции, возможно, связан не столько с местными достижениями, сколько с общей доступностью средств. По мере роста наличия капитала в мире, фонды ищут новые инвестиционные возможности, а в мире есть много развивающихся компаний. Международные фонды только расширяют свои «игровые поля», и израильские компании являются новыми бенефициарами этого расширения. Израиль также считается менее конкурентным рынком, поскольку местные фонды не любят или не могут поддерживать крупные раунды. «В конце концов, вы делаете огромный риск при инвестировании», – говорит Ахитув. «Вы сидите там с предпринимателями и вы должны верить, что они способны предпринять необходимые шаги, чтобы поддержать рост компании». Сегодня, по его словам, все больше и больше израильских предпринимателей хотят и могут это сделать.