Новости

«Человек должен что-то почувствовать и прожить там»

20 мая 2020, 09:00 украина
Поделиться

18 мая интернет-издания «Медуза» опубликовало интервью с режиссером и художественным руководителем Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» Ильей Хржановским, в котором значительная часть была посвящена ситуации вокруг Мемориального центра.

Храновский рассказал, что изначально он был «одним из тех людей, с которыми члены наблюдательного совета обсуждали, как эту трагическую историю можно рассказать и сделать ее эмоциональной, какой для этого нужен язык». «Постепенно этих разговоров становилось все больше, я говорил о проекте с другими деятелями культуры, искусства, философии. Тогда у нас возник еще один вопрос: что будет собой представлять музей в будущем? Если представить, что он будет построен через 5-6 лет, то через 30 лет это по-прежнему будет новый музей. И уже сейчас нужно найти тот язык, который в будущем будет слышен и актуален. Цель — создать живую память, а не памятник в советском понимании этого слова, в этом была задача, и в эту сторону шло размышление» – отметил он.

Хржановский подчеркнул, что его выбрал не лично один из спонсоров проекта, предприниматель Михаил Фридман, с которым он был знаком и ранее, а наблюдательный совет, решивший, что у центра должен быть художественный руководитель: «Мой взгляд и предложения по развитию проекта показались наблюдательному совету наиболее интересными, и я получил предложение стать художественным руководителем мемориального центра». Он заявил, что собирается «сделать так, чтобы в музей «Бабий Яр» ходили миллионы людей», а также сделать его одним из возможных механизмов, который будет помогать людям «сохраниться и выжить в смысле души».

Говоря о направлении, в котором он планирует развивать Мемориальный центр Хржановский отметил, что основной метод взаимодействия с посетителями предполагает индивидуальный опыт для каждого приходящего, «человек должен что-то почувствовать и прожить там. Он должен что-то почувствовать к тому миру, который был уничтожен, — ведь еврейский мир в Украине, в Восточной Европе был практически уничтожен… Этот уничтоженный мир надо почувствовать, его нужно почувствовать и полюбить. Нельзя полюбить, не почувствовавши, и нельзя сопереживать, не полюбивши. Для этого нужно найти язык, для этого нужно найти способ. Полюбить, почувствовать, прожить можно только через соприкосновение. И соприкосновение для 10-летнего ребенка, 35-летнего взрослого и для 85-летнего старика — должно быть разным, потому что каждый из них придет в музей со своим опытом. В этом нам помогут современные технологии и так называемая big data, с помощью которой мы сможем говорить с человеком на том языке и о том, что он в состоянии воспринимать…

Надо понимать, что мы живем во времена иммерсивного театра, иммерсивных проектов, инсталляций, перфомансов, голограмм, VR — все это является языком современной реальности, и как следствие, культуры. Восприятие человека изменилось, и в этом нужно себе отдавать отчет. Чтобы что-то работало в будущем, нельзя это строить по лекалам прошлого. Иначе мы всегда будем производить автомобиль «ВАЗ» или «ЗАЗ», и даже если мы переименуем его в «Ладу» или «Таврию», «Теслой» он не станет».

Режиссер также рассказал, что согласно разрабатываемой концепции, покупая билет, человек будет регистрироваться в системе, параллельно принимая решение, какой объем доступа к своим данным он готов дать. Регистрация позволит сделать его маршрут более индивидуальным. В дальнейшем во время маршрута посетитель, по словам Хржановского, «все время будет делать тот или иной выбор и сам определять, что он увидит дальше». «История этого музея — это история про выбор, потому что вся история человечества — про выбор» – завил он.

Таким образом, по его мнению, человек сможет посмотреть, как в нем самом срабатывают психологические механизмы. «Я считаю, что это не может травмировать, это может дать понять, где в твоей душе те грани, которые ты не должен пересекать», – подчеркнул режиссер, заметив, что, возможно, это поможет найти ключ к ответу на вопрос о причинах массового озверения людей и народов в 20 веке.

Коснувшись языка отображения он отметил: «Дальше вопрос: можно ли так говорить про травму? Я считаю, что только так про нее и можно говорить, потому что ее нужно прожить и прочувствовать. Только таким образом можно от нее избавиться и пройти через нее… Никто не будет ходить в музей, в котором неактуальным языком будут рассказывать, сколько хороших евреев было убито плохими немцами. Это никому не будет интересно. А это значит, что этот урок истории не будет усвоен». «Музей — это место, в которое ты приходишь, чтобы что-то пережить и прожить, иначе оно не имеет никакого смысла. Дань памяти — не столько в том, чтобы построить здание, сколько в том, чтобы построить место и территорию, где человек сможет что-то понять для себя, а следовательно, для будущих поколений», заключил Илья Хржановский.

Говоря о нынешнем скандале вокруг концепции развития Мемориального центра, Хржановский отметил, что речь не идет о его авторском проекте. «Нужно также помнить, что это все же не авторский проект, у него есть наблюдательный совет, общественный совет, научный совет, который отвечает за исторически разработанный нарратив. Этот проект публичный. Тем не менее находятся люди, которые занимаются выдергиванием фактов и их компиляцией, чтобы создать дискредитирующий образ, ведь то, что сейчас происходит с проектом и со мной, называется дискредитацией, клеветой» – сказал он.

meduza.io

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции