Новости

Частный детектив, ставший охотником за нацистами, обвиняет пассивных еврейских лидеров в том, что 99,9% нацистских преступников ушли от ответственности

30 января 2019, 11:00 История, Холокост
Поделиться

Собирая материалы для своей докторской диссертации Сальваторе Романо из Университета Святого Павла в Белизе годами путешествовал по миру, ходя по домам, чтобы задавать вопросы бывшим солдатам Второй мировой войны об их военной службе.

Леденящие душу реальные истории исходили от людей, которые честно выполняли свои служебные обязанности. Некоторые были отмечены медалями и государственным признанием как герои. Другие рассказывали о событиях так ясно, как будто не прошло столько лет. Эти люди позировали для фотографий, сделанных Романо со своим служебным оружием; они располагались рядом с фотографиями своих командиров. Но сам Романо был фикцией, им был нью-йоркский еврей, настоящее имя которого Стивен Рамбам – частный детектив, который сделал своей миссией охоту на нацистов в надежде, наконец, привлечь их к ответственности. Представляя себя как молодого, аккуратного, крепкого мужчину в костюме и галстуке, Рамбам собирал эти истории на протяжении 1990-х годов, держа в руках блокнот и магнитофон. Подробно рассказанные «ученому из зарубежного университета», они исходили от нацистских военных преступников, которые несколько десятилетий комфортно жили на чужой земле, не стесняясь использовать свои настоящие имена и открыто говорить о том, что они сделали.

Первым человеком, которого Рамбам опросил и записал на пленку, был начальник полиции из Литвы Антанас Кенставичюс, который вместе с другими мужчинами убил за шесть дней 5000 евреев, включая детей, в городе Игналина. Кенставичюс запер их в конюшнях без еды и воды, а затем отвел их в канавы и расстрелял. Открыто обсудив это с «Романо», любезный хозяин Кенставичюс предложил гостю пироги и шнапс в своем доме в канадской провинции Британская Колумбия. «Я не сомневался, что, если бы он знал, кто я такой… он бы с удовольствием сделал это 5 001-й раз», – сказал Рамбам. «Я знал, что все эти люди были вооружены».

Один ответ поразил Рамбама. Когда он спросил, сопротивлялся ли кто-нибудь, жена нациста, и его сообщница, Стелла, даже подскочила: «они были как ягнята». Он приостановил расследование на несколько дней, чтобы мысленно перестроиться. «Если ты порядочный человек, кто-то должен говорить за убитого. Вы должны добиваться справедливости для них. В течение следующих двух лет я был одержим. Каждые выходные я приезжал, где бы я ни был. Я брал интервью, иногда два или три в день», – сказал Рамбам.

В преддверии Международного дня памяти жертв Холокоста 27 января Рамбам рассказал The Times of Israel о том, как он занялся охотой на нацистов и почему он продолжает добиваться справедливости. С 1981 года он закрыл 15 000 дел – от расследований убийств до расследований дел пропавших без вести. Он получил ряд иностранных военных наград и координировал усилия по разоблачению деятельности террористических группировок по сбору средств в Соединенных Штатах. И в течение почти трех десятилетий он также спрашивал, почему десятки тысяч нацистских военных преступников не были схвачены, преданы суду и наказаны. Но вместо того, чтобы ждать ответа, он искал их по всему миру, собирал информацию о них и боролся с их правительствами с целью привлечь их к ответственности.

Все началось с того, что Рамбам помог найти свидетелей по делу об охоте за нацистами в начале 1990-х годов. Незнакомец подошел к следователю и вручил ему список из 85 украинских нацистских коллаборационистов. «После имени каждого шел небольшой абзац, сжатое изложение того, что они сделали», – сказал Рамбам. «Один из них, к примеру «специализировался на убийстве детей». Незнакомцы регулярно сдавали ему, как частному сыщику, свои досье, и, разумеется, содержание некоторых из них, по словам Рамбама, было просто «безумно». Но хотя «безумно» действительно может быть подходящим обозначением для этого случая, содержание досье фактически оказалось правдой. Рамбам хотел расширить свою сеть, чтобы найти массовых убийц, где бы они ни прятались. Он и его команда нашли еще 1000 военных преступников из стран Европы всего за четыре месяца. Около 300 были найдены через телефонную книгу. Они явно не боялись системы правосудия, которая просто зевала в течение полувека.

Другие случаи требовали перекрестных проверок: поиска документов на землю, номеров телефонов, водительских прав, бизнес-лицензий, регистраций автомобилей. Рамбам сократил список до 200 самых злостных преступников, и его ресурсы были направлены на их поиск, идентификацию и получение признаний. Сам Рамбам брал интервью у 170 из них. «Эти старики… жили в хороших домах, некоторые получали прибыль от украденных еврейских денег», – сказал Рамбам. Первым делом нужно было создать вымышленную личность, и, к счастью для Рамбама, у него была фальшивая личность для более раннего дела. Так родился Сальваторе Романо из Университета Святого Павла в Белизе. Рамбам потратил на эту миссию более четверти миллиона долларов своих и пожертвованных средств.

В качестве прикрытия Романо якобы писал диссертацию на тему «Взаимозаменяемость гражданских и военных сил в роли правоохранительных органов в военное время». По словам Рамбама, в США по-прежнему живут около 8000 европейских военных преступников с кровью на руках, такое же количество в Канаде, около тысячи в Великобритании и Австралии, а также отдельные группы в Восточной Европе и Южной Америке. Рамбам говорит, что эти люди сотрудничали с нацистами и способствовали убийству евреев. Многие из них вступили в германскую армию или вспомогательные войска СС.

Газета «The Washington Post» недавно сообщила, что один из главных прокуроров Германии по военным преступлениям нацистов, Йенс Роммель, отметил «значительный прогресс» и рост числа арестов военных преступников в последние годы из-за пересмотра правовой базы, позволяющей властям обвинять нацистов в преступлениях просто из-за их присутствия в лагере смерти. Это касается и Якова Палия, который был депортирован из США в августе 2018 года года в возрасте 95 лет. Палий скончался в Германии в начале этого месяца, не подвергаясь уголовному преследованию. Недавно Оскар Грёнинг, известный как «бухгалтер Освенцима», был осужден по обвинению в соучастии в убийстве 300 000 человек и приговорен к четырем годам лишения свободы. Он умер, не отбыв срок. Ласло Чатари, скончался три года назад в Будапеште в возрасте 98 лет, ожидая суда за содействие убийству 15 000 евреев из гетто в Кассе, на востоке Словакии. 94-летний Майкл Каркок из Миннесоты был выслежен и ожидает экстрадиции в Польшу. Он подозревается в командовании нацистской вспомогательной частью, ответственной за массовые убийства мирных жителей.

В начале 1990-х годов Рамбам, как и многие другие, считал, что на военных преступников охотились и ловили их. Первым среди них был Адольф Эйхман, который был похищен в Аргентине израильскими агентами в 1961 году, а затем предан суду и казнен в Израиле. Но, как он узнал позже, это было редкое исключение. Международное равнодушие оставляет пожилых преступников свободными. Помимо скрытного проникновения, некоторых преступников приветствовали, когда они демонстрировали свои татуировки СС или хвастались тем, что они были антикоммунистами. Аргентина разрешила нацистам вступать в ряды своей армии. США тоже были виноваты: около 1000 бывших нацистов были на государственной службе во время Холодной войны. Никакого преследования, разоблачения, никакой так называемой охоты.

После того, как он разыскал людей, совершивших убийство своими руками, его самым большим шоком было то, насколько они не боялись. Они не были обеспокоены и были уверены, что им нечего бояться, что никто не собирается их беспокоить, сказал Рамбам «Подавляющее большинство этих военных преступников были истово верующими», – сказал он. Среди них был и Антанас Сепонис, у которого на холодильнике была фотография Гитлера. Рамбам сфотографировал его, позирующего с винтовкой рядом с фотографией в его доме в Торонто. «Никакого стыда, никакого страха. Он признался, говорил о преследовании и расстреле евреев», – сказал он. Результат? Власти изъяли винтовку.

Рамбам считает, что значительная доля вины за отсутствие судебного преследования ложится на еврейский истеблишмент, который провалил свою моральную обязанность. Он сказал, что еврейское руководство было вне себя от того, что он разоблачил их пассивность этими смущающими откровениями. «Нет никаких причин, по которым этих нацистов не могли найти и преследовать. Я доказал это», – заявил он. По словам Рамбама, подразделение по военным преступлениям Королевской канадской конной полиции пожало плечами. Если евреи все эти годы не желали, чтобы справедливость восторжествовала, почему этим должен заниматься кто-то еще, полагали его сотрудники.

Позднее средства массовой информации сообщили о полученных данных и воспроизвели аудиозаписи с рассказами 10-12 военных преступниках, опрошенных Рамбамом, в том числе в программе «60 минут» в 1997 году. После этого Рамбаму позвонил профессор Монреальского университета Конкордия Альберт Лолье, который был охранником концентрационного лагеря Терезиенштадт. Лолье хотел, чтобы Рамбам узнал о его командире, Юлиусе Виэле. «Как он сказал мне, Виэль просто по своей прихоти, во время завтрака, отложил еду, взял винтовку, застрелил семерых евреев в канаве и вернулся к завтраку», – сказал Рамбам. Лолье, который не убивал ни одного еврея, хранил эту тайну, пока не решил связаться с другом-евреем, чтобы выступить в качестве посредника на встрече с Рамбамом. Чтобы убедиться, что это не было подставой, Рамбам встретил его в аэропорту Монреаля под пристальным наблюдением правоохранительных органов. Лолье передал ему конверт, полный документов.

Первым делом нужно было выяснить, жив ли Виэль и где он может быть. Используя контакты в Германии, они отследили вероятного кандидата, который обосновался в городе Ванген-им-Альгау. «Я зашел в мэрию и смог получить у них адрес Виэля, притворившись дальним родственником из США», – вспоминает Рамбам. Они установили слежку, сфотографировали Виэля, сравнили эти снимки с фотографиями времен войны, показали их Лолье и установили его личность. Германия предприняла попытку осудить Виэля в 1964 году, но потерпела неудачу; в этом случае свидетеля «случайно» сбил автомобиль.

С помощью немецкого новостного канала ZDF и журналиста Стефана Шлентриха они создали досье на Виэла. Они узнали о важных документах из Терезиенштадта, находившегося в Чехословакии — один из них был дневником заключенного концентрационного лагеря, который тайно велся, описывая весь эпизод. Рамбам представил собранные доказательства в Staatsanwaltschaft – прокуратуру по военным преступлениям. Виэль был приговорен к 12 годам тюремного заключения в возрасте 83 лет.

«В течение 55 лет никто не делал этого. Я до сих пор не понимаю почему», – сказал Рамбам. Его часто спрашивают, нужна ли еще охота на нацистов. «Вы услышите: это старики. Ты будешь обвинять, депортировать, 85-летнего? Мы хотим привлечь их к ответственности», – сказал Рамбам. «Если вы беспокоитесь, что люди будут жалеть его, просветите их. Скажите им, какой он монстр, – сказал он. «Представьте, если бы 17 членов вашей семьи были убиты – разве вы не хотели бы, чтобы монстр предстал перед судом?»

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции