Бразильские евреи чувствуют себя так, словно выбирают «между крестом и мечом»
Когда легенда бразильского футбола Неймар недавно заявил о своей поддержке переизбрания крайне правого президента Жаира Болсонару, в социальных сетях его засыпали как поддерживающими, так и ненавидящими сообщениями, пишет журналист JTA Маркус М.Гильбан.
То же самое произошло с поп-звездой Аниттой, которая ранее в этом году стала первой бразильянкой, возглавившей глобальный чарт «Spotify», когда она объявила, что болеет за левого экс-президента Луиса Инасио Лула да Силва, более известного как Лула. В то время как обе эти нееврейские звезды были не прочь разозлить четверть миллиарда своих последователей в «Инстаграме» (управляющая социальной сетью компания «Meta» признана в РФ экстремистской организацией), лидеры бразильских еврейских организаций избрали совершенно иной подход, скрывая свои предпочтения между двумя оставшимися кандидатами в президенты страны. Эти лидеры боятся подлить масла в огонь, бушующий в их 120-тысячной общине, которая, как и большая часть остальной части страны, сильно поляризована после бурного первого президентского срока Болсонару. Но многие бразильские евреи, высокообразованная группа, которая в значительной степени разделена между средним и высшим классом, также чувствуют себя застрявшими между двух полюсов, желая иметь стабильного лидера для улучшения повседневных условий жизни, который также должен быть решительно произраильским.
Болсонару и да Силва, похоже, выходят за эти рамки. «Мой кандидат не идеален, но он превосходит альтернативу. Я чувствую себя как мои сефардские предки, которым пришлось выбирать между крестом и мечом», — заявила психолог Лусиана Леви, имея в виду португальских евреев, которые были вынуждены выбирать между обращением в христианство или смертью во время инквизиции. Она не раскрыла своего предпочтительного кандидата. Выбор между Болсонару и да Силвой во втором туре 30 октября — это, безусловно, выбор между двумя совершенно разными мировоззрениями и наборами политик. Ни один из них не получил более 50% голосов по всей стране 2 октября — 48% за да Силву, 43% за Болсонару — что привело к второму туру. Предсказывалось, что Болсонару будет отставать от да Силвы еще больше, чем в первом туре; но согласно одному опросу их шансы равны. «Теперь мы должны выбирать между дьяволом и демоном», — добавила Леви.
Болсонару и евреи
67-летний Болсонару — военный в отставке и ярый националист-христианин, который воспользовался внезапным всплеском популизма и победил на президентских выборах в 2018 году, которого многие наблюдатели сравнивают с Дональдом Трампом. «Тропический Трамп», как называет его бывший президент США, стал известен своими подстрекательскими заявлениями во время и до своего пребывания в должности, такими как заявление о том, что он предпочел бы иметь мертвого сына, чем сына – гея, и сравнение потомков черных рабов с животными. Его засняли на камеру, когда он говорил женщине – политику, что не станет ее насиловать, потому что она этого не достойна. Болсонару также руководил одной из самых катастрофических в мире реакций на пандемию Covid-19, назвав вирус «небольшим гриппом» и отложив закупку вакцины, что привело к тому, что число умерших в Бразилии резко возросло (официальное число погибших в настоящее время превышает 687000 человек, уступая только Соединенным Штатам). Он позволил вырубке лесов Амазонки достичь самого высокого уровня за последние десять лет. Но многие евреи обратили внимание на то, что Болсонару был близок с Израилем как ни один бразильский лидер до него. Он укрепил свои отношения с бразильской еврейской общиной в апреле 2017 года, когда его, тогда конгрессмена пригласили выступить в клубе «Hebraica» в Рио, центре спортивных и культурных мероприятий, основанном в 1957 году еврейскими иммигрантами из Европы. «Мое сердце зеленое, желтое, синее и белое», — заявил он, имея в виду израильский и бразильский флаги, вызвав аплодисменты внутри (и протест снаружи здания), когда он приветствовал еврейское государство за его власть и систему социального обеспечения. Говоря, что это должно вдохновить крупнейшую нацию Латинской Америки.
В качестве президента Болсонару быстро подружился с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, который стал первым действующим премьер-министром Израиля, посетившим Бразилию, когда он присутствовал на инаугурации Болсонару 1 января 2019 года. Во время поездки они посетили синагогу в Рио-де-Жанейро, где Болсонару чествовали как короля, и Болсонару подтвердил свое предвыборное обещание перевести посольство Бразилии из Тель-Авива в Иерусалим. (Год спустя Бразилия открыла новый торговый офис в Иерусалиме в качестве первого шага к переезду посольства, но сам переезд пока не произошел.) Всего через три месяца пребывания у власти Болсонару нанес официальный визит в Израиль, где по прибытии в аэропорт Бен-Гурион заговорил на иврите и совершил исторический визит к Западной стене вместе с Нетаньяху. Но дома Болсонару неоднократно вызывал у евреев удивление.
В 2019 году после посещения мемориала Холокоста Яд Вашем в Иерусалиме Болсонару заявил, что нацизм — это левое движение. Две недели спустя он заметил, что преступления Холокоста можно простить. В 2020 году он использовал лозунг о борьбе с коронавирусом, напоминающий печально известную нацистскую надпись на входе в концлагерь Аушвиц: «Arbeit macht frei», или «Работа делает свободным». А в 2021 году он приветствовал визит ультраправого немецкого депутата Беатрикс фон Шторх, чей дед был министром финансов Гитлера, что подверглось резкой критике со стороны нескольких еврейских организаций.
Для евреев, опасавшихся многолетнего правления антисионистских лидеров, безудержной коррупции в правительстве и прошлых репрессий за свободу слова, Болсонару стал освежающей переменой. «Во время правления Болсонару бразильской демократии ни разу не угрожали. Не было ни преследований политических оппонентов, ни закрытия газет, ни какой-либо цензуры. Наоборот, мы всегда наслаждаемся полной свободой», — заявил карикатурист – еврей Леандро Шпетт, живущий в Сан-Паулу. В прошлом месяце он был одним из организаторов чемпионата Авраама по хумусу, праздничной встречи евреев и арабов в клубе Hebraica. «Для нас, евреев, это фундаментальное условие нашего существования и сосуществования с нашими соседями других вер и религий».
Ультраправая позиция и риторика Болсонару шокировали и оттолкнули других евреев, утверждающих, что его правительство не уделяет приоритетного внимания меньшинствам, и даже сравнивают его с Гитлером. Либеральная еврейская ЛГБТК-организация «Gaavah», насчитывающая 70 членов и базирующаяся в пяти городах, сравнила Болсонару с неонацистом в манифесте о выборах, опубликованном в минувшие выходные. 22-летний координатор группы Андре Либерман заявил, что Болсонару «нарушает наши еврейские ценности и не уважает наш бразильский закон». «У Болсонару, еще до того, как он пришел к власти, уже были авторитарный стиль и позиция. В своей политической кампании он заявил, что меньшинства должны склониться перед большинством», — заявила школьная учительница в Рио-де-Жанейро и бывшая участница левого сионистского еврейского молодежного движения «Ха-Шомер Хацаир» Диана Сихель. «В демократическом обществе большинство включает в себя все меньшинства. Мы, евреи, меньшинство. Все начинается с риторики. Прямо как в «Майн кампф»».
Да Силва и евреи
Да Силва столь же популярен среди левых, как и Болсонару среди правых, несмотря на то, что бывший президент отсидел в тюрьме 580 дней. Бывший профсоюзный организатор, ставший политиком-демократическим социалистом, да Силва был президентом Бразилии с 2003 по 2010 год, в течение которого он реализовывал амбициозные социальные программы, такие как экономическое движение по борьбе с неравенством доходов, получившее прозвище «лулизм», и уделял приоритетное внимание внешней политике. Но его пребывание в должности сопровождалось скандалом. В 2017 году его признали виновным в коррупции и отмывании денег — что он отрицал — и отправили в тюрьму. Да Силва также пытался принять закон о печати, призывающий к изменениям в правилах, регулирующих деятельность журналистов, что, как некоторые опасались, могло привести к медленному возврату к эпохе диктатуры. Кроме того, он поддерживал диктаторские режимы по всему миру в таких странах, как Куба, Венесуэла, Сирия, Ливия и нескольких африканских странах.
Правительства да Силвы и его политической преемницы Дилмы Руссефф, которая сменила его на посту президента, но в конечном итоге была отстранена от должности за манипуляции с бюджетом, сталкивались с постоянными трудностями и противоречиями в отношении Израиля, что привело к конфронтации с местной еврейской общиной. В 2009 году да Силва тепло приветствовал бывшего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, печально известного отрицателя Холокоста, чей режим преследовал меньшинства и критиков, и визитом которого в Бразилию вызвал международную критику. Во время своего первого официального визита в Израиль в 2010 году да Силва отказался посетить могилу Теодора Герцля, которая была частью маршрута визита иностранных лидеров в честь 150-летия отца сионизма. Через несколько дней он возложил венок к могиле Ясира Арафата в Рамаллахе. В последний месяц его правления его правительство официально признало Палестину государством.
При Руссефф палестинские лидеры открыли посольство в Бразилии, первое в Западном полушарии. Ее правительство спровоцировало дипломатический кризис с Израилем в 2015 году из-за отклонения выбранного Иерусалимом в качестве посла в Бразилии правого политика. Некоторые говорят, что Бразилия мстила за то, что годом ранее высокопоставленный израильский дипломат назвал ее «дипломатическим карликом» после того, как южноамериканская страна отозвала своего посла из Тель-Авива в знак протеста против нападения Израиля на ХАМАС во время летней войны в Газе. «Когда Болсонару видит признаки сочувствия неонацистам к его консервативной речи, он очень хорошо знает, как отогнать их», — утверждает Флавио Стангер, бывший президент совета советников Еврейской федерации Рио-де-Жанейро. «Его оппонент, с другой стороны, снисходительно относится к ульралевым радикалам, включая палестинских чиновников и террористические группировки, что означает, что он против евреев».
Джайме Фукс, давний еврейский ультралевый активист из Рио-де-Жанейро, уехавший 40 лет назад, чтобы поселиться в израильском кибуце, попал в заголовки бразильских газет после посещения да Силвы в тюрьме в 2018 году. Накануне Йом-Кипура, одетый в кипу и талит, Фукс, который работает гидом, но также называет себя светским раввином-гуманистом, выступил в защиту экс-президента. «Я надеюсь, что Лулу выберут еще раз. Элита, ненавидящая бедных, не хочет перемен. Болсонару опасен для евреев и для Бразилии. Лула – это надежда. Любой, кто сможет отстранить этого негодяя от власти, — спасение», — заявил Фукс JTA на этой неделе. «Иудаизм не придерживается левого или правого режима. Меня больше всего беспокоит не критика, а «синат ахим», свободная ненависть. Это ужасно». Пауло Гейгер, известный редактор, который переводил на португальский язык книги израильских писателей Амоса Оза и Давида Гроссмана, согласен с этим. «Болсонару — это только вершина айсберга. Речь идет не только о том, чтобы сказать «нет» ему, но и всему, что с ним придет. Ни один еврей не будет в безопасности в обществе, которое представляют ультраправые», — сказал он.
Еврейское голосование
Ни один опрос не уловил, как собираются голосовать евреи или приверженцы других конфессий. Президент Бразильской конфедерации исраэлитов, еврейской организации страны, Клаудио Лоттенберг признал, что еврейская община в настоящее время очень поляризована. Лоттенберг заявил, что он «работает над уменьшением» поляризации, «показывая, что наша еврейская община весьма многочисленна и разнообразна». Адриана Гринер, которая работает в муниципалитете Рио, является одной из многих евреев, голосующих за да Силву из-за ее жесткой оппозиции Болсонару. «Для меня вопрос не в том, лучше Лула для евреев или нет. Мой голос против Болсонару, расиста, женоненавистника и нарцисса. Как евреи, мы знаем, что для того, чтобы расизм уступил место нацизму нужен небольшой прыжок», — заявила она. Бизнесмен Роберто Юстус, который прославился во время своего многолетнего пребывания на посту ведущего бразильской версии трамповского шоу «Стажер», чувствует то же самое, но голосует в противоположном направлении. «Я не согласен со всем, что говорит и делает Болсонару, но я не согласен со всем, что сделал и собирается сделать Лула. Мы не можем назвать нормальным то, что морально неприемлемо. Честность должна быть нашей главной ценностью», — заявил он в видеоролике, который набрал более 15 миллионов просмотров в «Инстаграме». «Это не просто очередные выборы. Это знаковое решение о том, куда мы хотим двигаться как общество».
Председательница отделения еврейской женской организации WIZO в Рио Даниэль Балассиано Птак, проголосовала за Симону Тебет, правоцентристского кандидата, занявшего третье место в первом туре. За кого голосовать во втором туре Балассиано Птак еще не решила. Она заявила, что Бразилия «отстает от Израиля» на «световые годы» в таких вопросах, как аборты, суррогатное материнство и фемицид, вопросы в областях, в которых работает ее организация. «Я надеюсь, что тот, кто победит, сосредоточится на государственной политике по защите прав женщин, не придавая ей политической позиции», — заметила она.