Борьба за признание прав евреев, бежавших из арабских стран
Еврейская активистка, родившаяся в Египте, призвала к большему официальному признанию евреев из арабских стран как беженцев, заявив, что компенсация тем, кто вынужден покинуть свои дома, может помочь установить мир в регионе.
Левана Замир, покинувшая свой дом в Каире в 1948 году в возрасте 10 лет, в настоящее время работает совместно с израильскими властями, чтобы повысить осведомленность международного сообщества по этому вопросу. «Я работаю над этим в течение 20 лет, я обращалась в Кнессет и просила признания», – сказала она. «И это не только я; мы все работаем вместе – иракские евреи, сирийские евреи, ливийцы и йеменцы. Теперь, когда у нас есть признание нашей истории в Израиле и во всем мире, мы хотим создать международный фонд для арабских и еврейских беженцев». Она добавила, что вначале правительство Израиля не хотело, чтобы они чувствовали себя беженцами: «Они не хотели, чтобы мы просили их о компенсации. Даже когда у Египта и Израиля было мирное соглашение, Израиль не требовал у Египта выплат в нашу пользу. Это говорит о многом».
Но теперь писательница и мать двоих детей полна решимости повысить осведомленность об этой проблеме. Как президент Коалиции организаций евреев из арабских стран и Ассоциации дружбы Израиль-Египет, г-жа Замир рассказывала свою историю на серии мероприятий, прошедших в Великобритании за последнюю неделю. Многие люди на этих мероприятиях, проходивших в разных места по всей Великобритании – от синагог до университетов, не знали истории евреев – жителей арабских стран, вынужденных покинуть земли, на которых они жили в течение тысяч лет, в результате усиления антисемитизма после создания Государства Израиль в 1948 году. «Люди только начали говорить об этом», – говорит Леевана Замир в своем гостиничном номере в Лондоне после того, что она назвала «марафон презентаций и лекций», который привел ее из Университета Глазго в Университетский колледж Лондона. И ее историю стоит рассказать.
Г-жа Замир родилась в 1938 году в семье, которая успешно управляла типографией. Она росла, играла на пианино и посещала христианскую школу, в которой участвовала в «трио» друзей: девушка – мусульманка, девушка – христианка и она сама, девушка – еврейка. «Но после того, как Бен-Гурион провозгласил государство Израиль, все изменилось». Левана Замир отчетливо помнит египетских офицеров, обыскивавших ее дом – опустошавших ящики и разрывавших матрасы: «Я не плакала, потому что мои мать и отец были в доме, и они оставались очень спокойными». «На следующий день для меня все изменилось. Я услышала, что полиция арестовала моего дядю Хабиба и посадила его в тюрьму. Я побежала домой к плачущей маме и спросил ее: «Он преступник?»». «Моя мама сказала мне, что его арестовали за то, что он еврей; это меня расстроило, потому что я еврейка. Я думала, что я тоже буду «преступницей»».
Вскоре семейный бизнес был конфискован и продан с аукциона властями. Затем ее пианино было продано, и две домработницы больше не работали в семейном доме. Через полтора года Левана, ее братья и сестры и родители оказались в лагере беженцев во французском Марселе. Ее отец Виктор нашел работу, но ее мать Эстер настояла на переезде в Израиль, где они оказались в другом лагере беженцев под открытым небом в Тверии. «Моя мама не хотела, чтобы мы снова столкнулись с антисемитизмом. И она была права. Посмотрите на всех этих молодых французских евреев, которые уезжают и приезжают в Израиль каждый день». Ее семья отправилась в Тель-Авив, чтобы устроить там свой новый дом, и там же г-жа Замир вышла замуж. Она работала на нескольких должностях, которые впоследствии привели ее к кампании по осознанию того, что ей, как и многим другим, пришлось строить свою жизнь с нуля.
В своей последней роли она вновь посетила Египет, в том числе синагоги в Каире и Александрии, которые в настоящее время перестраиваются на государственные средства. Она была удивлена, увидев, какое эмоциональное воздействие это оказало на ее внука, который помогал документировать ее визит. Видеозапись визита показывает, как они трубят в шофар и поют перед египетскими пирамидами. «Вы можете вывести еврея из Египта, но вы не можете вывести Египет из еврея. И это верно для многих поколений. Мой внук сказал мне: я чувствую, что вернулся домой». Большая часть ее работы связана с Министерством социального равенства Израиля.
Ранее в этом году глава министерства Гила Гамлиэль («Ликуд») рассказала о продолжающейся оценке имущества еврейских общин, оставленного в арабских странах, на сумму более 190 млрд. фунтов стерлингов. Левана Замир говорит, что компенсация не является ясным вопросом, но может решить такие вопросы, как требования о праве на возвращение. «Конечно, мы заслуживаем компенсации. Почти миллион евреев из арабских стран, вынужденных покинуть свои дома, заслуживают компенсации. Но мы знаем эти арабские страны, они не могут дать ни цента – они бедны», – говорит она. На вопрос, является ли компенсация приоритетной, она ответила: «Я добиваюсь признания. Если однажды компенсация придет из международного фонда, было бы хорошо, потому что это принесет мир. Если это принесет мир, то да».