Борьба с бедностью среди переживших Холокост
Фруми Сиснер вспоминает, как в первый раз она стала свидетелем того, как пережившая Холокост копалась в мусоре – как женщина вытащила коробку с выпечкой из мусорного контейнера перед бруклинской синагогой. «Это было душераздирающе», – сказала Сиснер. «Вам и в голову не придет, что они живут в такой нищете». И все же, это не редкость.
Спустя десятилетия после того, как они перенесли невыразимые ужасы в концентрационных лагерях, многие пережившие Холокост в Соединенных Штатах живут в бедности и полагаются на пожертвования, потому что они изо всех сил пытаются заплатить за квартиру и даже еду. Шокированная Сиснер, увидев, как выжившие роются в мусоре, побудила свою организацию, «Нахас, сеть по охране здоровья и семьи» ежедневно кормить десятки выживших, которые посещают центр, находящийся в Бруклине. «Нахас» (что на идиш значит «радость») является частью сети общинных центров, которые предлагают всевозможные услуги пережившим Холокост. Около 40 выживших приезжают сюда, чтобы пообщаться, получить юридическую помощь, изучить Тору, позаниматься спортом, получить консультацию и поесть.
«Еврейские жертвы нацистских преследований, живущие в США, с большей вероятностью, чем другие пожилые евреи и другие пожилые американцы, живут в бедности», – говорится в докладе нью-йоркской Конференции по материальным претензиям евреев к Германии. «Исследование показывает, что 25% всех жертв нацизма живут на уровне или ниже официального порога бедности в США». По данным неправительственной организации «Самопомощь — общинные услуги», которая занимается изучением переживших Холокост и предоставляет им соответствующие услуги, эта цифра еще выше в мегаполисе Нью-Йорка, где проживает более 38000 человек, переживших Холокост.
«У последнего поколения выживших будут сложные потребности. 35% выживших столкнуться с серьезными или хроническими заболеваниями, а 41% будет нуждаться в помощи при выполнении повседневных задач», – говорится в докладе организации. «52% будут «бедными» в соответствии с федеральными нормативами» в 2020 году, говорится в докладе. «Это сложная статистика, которая с трудом укладывается в голове. После того, что выжившие пережили ранее в своей жизни, безусловно, трудно иметь дело и с этим», – говорит Сэнди Майерс, вице-президент по внешним связям и коммуникациям в «Самопомощи». «Многие люди не знают об этом, потому что говорить о бедности нелегко для любого из нас, а они невероятно сильны, горды и жизнерадостны», – подчеркнула она. «Они иногда говорят: «Мы выжили при Гитлере, поэтому мы можем пережить все что угодно». Это очень гордое поколение, и ему трудно говорить о своих трудностях».
Многие из них были татуированы, острижены и использовались в качестве рабов. Некоторые чуть не умерли от голода и стали свидетелями гибели членов семьи. Иногда они делятся этим опытом, но в основном они предпочитают сосредоточиться на деятельности, которая поддерживает их жизнь.
После занятий по фитнесу Ризи Горовиц, который руководит в «Нахас» проектом связанным с выжившими во время Холокоста, раздал группе контейнеры с кошерной едой. Они также взяли по еще одной порции домой. «Каждый раз, когда они приходят сюда, они идут домой с контейнерами с едой», – сказал Горовиц. В некоторые дни центр организует «вечер пиццы», объединяя ужин и общение.
«Это замечательно для нас», – говорит 92-летняя Ширли Фернбах. «Что бы я делала дома? Таким образом мы выходим и встречаемся с людьми». «И мы делимся историями!» заметила 89-летняя Берта Айнхорн. Они сидели за столом с 94-летней Лилли Кляйн. Три подружки родились в Венгрии, пережили Аушвиц, а также прошли маршем смерти в концентрационный лагерь Берген-Бельзен. Но они встретились только спустя десятилетия в «Нахас». «Мы собираемся вместе, как единомышленницы», – говорит Кляйн, которая потеряла семерых братьев и сестер и 34 племянницы и племянника во время Холокоста. «Мы все прошли через одно и то же».
В нескольких кварталах оттуда «Клуб Ниссим» предлагает широкий спектр мероприятий для выживших: от плавания, кулинарии и уроков хора до кино, декоративно-прикладного искусства и поездок в музеи и парки. Программа, начавшаяся в 2001 году, поддерживается Ассоциацией молодых еврейских мужчин и женщин Боро-Парка. Название «Ниссим» происходит от еврейского слова «чудо», которое было выбрано выжившими, потому что они чувствовали, что это чудо – быть живым. Директор Симона Хиршхорн говорит, что «Ниссим» также пытается предложить мероприятия, которые они, возможно, пропустили, потому что их детство часто проходило в борьбе за простое выживание. Недавно она организовала пижамную вечеринку для женщин, в комплекте с завтраком с блинами. «Это не детский сад для пожилых людей. Речь идет о том, чтобы дарить радость людям, у которых была очень тяжелая жизнь», – сказала она.
Программы для выживших во время Холокоста в «Нахас» начались в середине 1990-х годов как попытка получения репараций. Это произошло после того, как правительство Швейцарии решило создать фонд для выживших, говорит Горовиц. Это решение последовало за критикой еврейских организаций, заявивших, что швейцарские банки заблокировали деньги выживших и их наследников после Второй мировой войны, заявив, что они не могут найти счета. С тех пор «Нахас» помог вернуть тысячи долларов репараций сотням выживших, некоторые из которых также рассчитывают на репарационные деньги, которые они получают от Германии в рамках программы, начатой в 1952 году. Горовиц сказал, что денег недостаточно, поэтому выжившие часто обращаются за помощью, чтобы оплатить аренду и другие расходы.
«Нахас» получил финансирование от различных организаций, включая Фонд Эли Визеля и Конференцию по еврейским материальным претензиям к Германии, которая ведет переговоры о компенсации с правительством Германии. Часть денег по-прежнему идет на оплату групповых занятий и терапию. «Это групповая терапия. У них не было друзей, потому что, когда они вернулись после Холокоста, у них не было времени на эту роскошь иметь друзей», – говорит Яфа Фетман, социальный работник, который более десяти лет руководил консультациями и уроками Торы в «Нахасе». «У них есть два варианта: они могут пойти в кабинет врача или приезжать сюда три раза в неделю». «У нас есть упражнения, у нас лекции и фильмы. И это заставляет нас жить дальше».