Блумберг на конференции AIPAC: я никогда не буду ставить условия помощи Израилю, независимо от того, кто будет премьер-министром
Кандидат в президенты США от демократов Майкл Блумберг 2 марта раскритиковал своего соперника Берни Сандерса за то, что он назвал конференцию Американского комитета по связям с общественностью Израиля платформой для ксенофобов и за то, что предложил США оказывать помощь Израилю на американских условиях.
Обращаясь к 18000 произраильских активистов на конфедерации AIPAC, бывший мэр Нью-Йорка продемонстрировал резкий контраст между своим подходом к американо-израильской политике и нынешним лидером среди кандидатов – демократов, который сказал, что он «абсолютно точно» рассмотрит возможность сокращения помощи еврейскому государству. «Если я буду избран президентом, я могу обещать вам, что всегда буду поддерживать Израиль», – заявил Блумберг собравшимся в Конгресс-центре Уолтера Вашингтона в столице страны, – «потому что Израиль имеет право защищать себя. А это значит, что я никогда не буду навязывать условия военной помощи, независимо от того, какое правительство будет находиться у власти». «Израиль находится на переднем крае борьбы с врагами США в регионе и делится с нами ценными разведданными и опытом», – добавил он. «Таким образом, выдвижение условий для помощи нарушит не только способность Израиля обеспечивать свою безопасность, но и нашу способность обеспечивать свою безопасность. Как президент, я даю вам слово, что никогда не буду идти на компромисс в отношении безопасности Израиля». Он также раскритиковал Сандерса за решение пропустить конференцию AIPAC этого года.
Сандерс, характеризующий себя как демократический социалист, подверг конференцию критике, заявив, что она предоставляет платформу для «выражения ксенофобии и противодействия основным правам палестинцев». «К сожалению, не все мои коллеги – демократы по этой гонке приняли участие в конференции AIPAC», – сказал Блумберг. «Один из них, сенатор Сандерс, 30 лет бойкотирует это событие, и, как вы уже слышали, он назвал AIPAC расистской платформой. Что ж, позвольте мне сказать вам, что он совершенно неправ».
И Блумберг, и Сандерс – евреи, и они выступили с резко противоположными позициями в отношении политики на Ближнем Востоке, причем первый в более традиционалистском направлении, а второй – в более прогрессивном, призывая к проведению политики, более симпатизирующей палестинскому делу. На конференции AIPAC Блумберг заявил, что его еврейское наследие стало основой его политики. Его мать, по его словам, была главой синагоги в штате Массачусетс, и у них был кошерный дом. «Мои родители научили меня, что иудаизм — это намного больше, чем наши ритуалы», – сказал бизнесмен – миллиардер.
Говоря об антисемитизме и растущем числе нападок на евреев в США, Блумберг связал это явление с антисионизмом, заявив, что «когда ненависть к евреям растет, то же самое происходит и с ненавистью к единственному в мире еврейскому государству». «Антисемитизм вряд ли является исключительной сферой деятельности какой-либо одной группы. Его можно найти как справа, так и слева – на городских площадях и в кампусах», – добавил он. «Я никогда не буду бездействовать перед лицом антисемитизма или перед лицом ненависти к кому-либо». Блумберг пообещал выступить против антиизраильской кампании «Бойкот, отчуждение и санкции» (BDS) и защитить еврейское государство в Организации Объединенных Наций.
Он также сказал, что сохранит посольство США в Иерусалиме, несмотря на его желание, чтобы его переезд произошел в контексте мирного соглашения. Сандерс сказал, что может перенести посольство обратно в Тель-Авив. «Я буду поддерживать усилия, направленные на то, чтобы к Израилю не применялись двойные стандарты в Организации Объединенных Наций, и хотя я полагал, что это должно быть сделано в рамках соглашения о мире, я всегда поддерживал переезд посольства США в Иерусалим, вечную столицу еврейского государства», – сказал он. «Как президент, я оставлю его там, потому что ему там самое место».
Блумберг подчеркнул, что в случае избрания он будет работать над решением задачи о создании двух государств. «Я также никогда не перестану работать над мирным планом, в основе которого лежит решение о двух государствах – одном еврейском и одном палестинском, созданных путем прямых переговоров», – сказал он, – потому что Израиль должен оставаться процветающей, безопасной и стабильной еврейской демократией и потому, что палестинцы заслуживают достоинства, демократии и возможностей». Блумберг также подтвердил свое несогласие с иранской ядерной сделкой. Он стремился убедить собравшихся, что он не даст Тегерану получить ядерное оружие, если он станет главнокомандующим. «Как и многие из вас, я был против иранской ядерной сделки, потому что эта сделка должна была сделать больше для решения иранской программы по баллистическим ракетам, потому что мы никогда не должны были размораживать их деньги, не требуя, чтобы они прекратили финансирование терроризма, потому что даты ряда ограничений уже истекли», – сказал он, ссылаясь на положения соглашения с истекшим сроком действия. Вместо этого бывший мэр Нью-Йорка заявил, что будет стремиться вести переговоры о новой сделке. «После нескольких лет соблюдения Иран вновь идет по пути развития потенциала ядерного оружия», – сказал он. «Как президент я буду работать над тем, чтобы заключить самую жесткую сделку, чтобы сдержать агрессию Ирана и навсегда положить конец их ядерной программе, потому что мир никогда не должен позволять Ирану угрожать Израилю и всему региону ядерным ударом».
Блумберг также стремился привнести юмор в свою речь, высмеивая нападки на него его оппонентов-демократов за самофинансирование его кампании и его историю поддержки политики «останови и обыщи» в Нью-Йорке и утверждения, что он поощрял культуру сексуальных домогательств в своей частной компании. «Мы знаем, что Израиль невелик, но устойчив и окружен противниками, – сказал он, – и если вы видели последние два раунда дебатов кандидатов в президенты, вы знаете, что я могу сопереживать».