Блинкен: если Иран еще больше нарушит условия соглашения о ядерной программе, он может накопить материал для ядерной бомбы за несколько недель
31 января госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что Ирану осталось несколько месяцев до того, как он сможет произвести достаточно расщепляющихся материалов для создания ядерного оружия. И, по его словам, этот срок может быть сокращен до «нескольких недель», если Тегеран и дальше будет нарушать ограничения, на которые он согласился в рамках ядерной сделки 2015 года с мировыми державами, сообщает «The Times of Israel».
«Время, которое потребуется Ирану для производства достаточного количества расщепляющихся материалов для ядерного оружия, составляет, по нашему мнению, несколько месяцев», – подчеркнул Блинкен, отметив, что он полагался на официальные отчеты, а не на новые разведывательные данные. Блинкен отметил, что Ирану, вероятно, потребуется больше времени, чтобы создать настоящее ядерное оружие. «Но суть в том, что они приближаются к точке, где они будут либо пороговой ядерной державой, либо фактической ядерной державой. И это глубоко противоречит нашим интересам», – отметил он.
Блинкен подтвердил намерение администрации Байдена вернуться к соглашению, официально известному как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), если Иран сначала возобновит соблюдение условий, но снова предупредил, что возвращение к ядерному соглашению не будет быстрым. «Если он решит вернуться к соглашению — это может занять некоторое время, тогда нам потребуется некоторое время, чтобы оценить, действительно ли он выполнил свои обязательства», – заявил он.
В прошлом месяце Тегеран объявил, что начинает обогащать уран до 20% – намного больше, чем 3,5%, разрешенные соглашением, откуда остается относительно небольшой технический шаг до 90%, необходимых для создания ядерного оружия. Иран также заявил, что начинает исследования металлического урана, материала, который технически имеет гражданское применение, но рассматривается как еще один вероятный шаг к созданию ядерной бомбы. На прошлой неделе Иран заявил, что с конца февраля он также будет ограничивать краткосрочные инспекции подозрительных ядерных объектов. 28 января он сообщил, что планирует установить 1000 новых центрифуг на ядерном объекте в Натанзе, и что его ученые превысили предыдущие уровни обогащения урана.
Президент США Джо Байден 29 января назначил Роберта Мэлли, который участвовал в переговорах по соглашению о ядерной программе 2015 года, своим посланником по Ирану. Этот шаг рассматривается как еще один признак того, что администрация Байдена намерена вернуться к СВПД. Есть опасения, что Мэлли будет слишком мягким по отношению к Тегерану и недостаточно поддержит Израиль. Представитель Госдепартамента сообщил AFP, что Блинкен «создает специальную команду» во главе с Мэлли для рассмотрения отношений Вашингтона с Ираном.
Иран и администрация Трампа обменивались постоянным потоком угроз до истечения срока полномочий Трампа 20 января, а Иран совершал все новые нарушения ядерного соглашения. Считалось, что агрессивные действия Ирана частично направлены на усиление его позиций перед переговорами с Байденом. Иран предупредил 1 февраля, что США не могут вернуться к соглашению, просто снова подписав его, а должны сначала снять все санкции, которые они наложили на страну после того, как вышли из договора. Тегеран недавно принял позицию, согласно которой санкции США должны быть отменены, прежде чем он рассмотрит возможность принятия каких-либо примирительных жестов, одновременно усиливая давление на Вашингтон путем дальнейшего сокращения своих обязательств по соглашению. 31 января глава Корпуса стражей исламской революции заявил, что его страна находится в таком положении, когда она может работать над преодолением санкций, не оставаясь при этом в соглашении по ядерной программе.
Между тем Иран настаивает на том, что он не стремится к разработке ядерного оружия, – позиция, которую повторил на прошлой неделе его министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф. Ожидается, что политика администрации Байдена в отношении Ирана станет предметом разногласий между новой администрацией США и Израилем. Официальные лица Израиля выразили решительные возражения против присоединения США к соглашению о ядерной программе, а также выступили с угрозами в адрес Ирана. Израиль, наряду с Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном, пытаются отговорить администрацию Байдена от возврата к соглашению с Ираном по ядерной программе в его первоначальной форме. Администрация Байдена пообещала проконсультироваться с Израилем и другими его союзниками на Ближнем Востоке, прежде чем принимать решения по Ирану.
Министр обороны Бени Ганц заявил в интервью, которое было показано 31 января, что Израиль все еще оставляет открытой возможность принятия мер против ядерного проекта Тегерана в случае необходимости. 26 января глава Генерального штаба ЦАХАЛа Авив Кохави выступил с редкой публичной критикой планов США и заявил, что приказал военным разработать оперативные планы по нанесению ударов по ядерной программе Ирана. Позже Ганц упрекнул Кохави за эти комментарии.