Новости

Битва между Израилем и Польшей из-за наследия жертвы Холокоста

27 августа 2023, 16:00 Польша-Израиль
Поделиться

На прилавках появилась книга Бенджамина Балинта «Бруно Шульц: Художник, убийство и похищение истории», в которой представлены аргументы сторон в одном из случаев, когда Израиль пытается защитить культурные ценности жертв Холокоста, пишет в статье в «The Jerusalem Post» директор Центра Симона Визенталя в Израиле по делам Восточной Европы и координатор SWC по исследованию нацистских военных преступлений во всем мире Эфраим Зурофф.

19 мая 2001 г. трое израильтян – архивариус «Яд Вашема» Марк Шраберман, директор реставрационных лабораторий Музея Израиля Йосеф Шенхав и Элияху (Илья) Мацкин – отправились в жилой дом в украинском городе Дрогобыч, который был резиденцией гауптшарфюрера СС Феликса Ландау, известного садиста, участвовавшего в массовых убийствах, совершаемых айнзацгруппами по всей Восточной Галиции. Израильская команда действовала по приказу председателя правления «Яд Вашема» Авнера Шалева, который послал их снять несколько фресок, написанных польским еврейским художником и писателем Бруно Шульцем по просьбе Ландау, для его детей. Израильтяне забрали самые важные фрески, нарисованные Шульцем, оставив несколько других, которые через год были сняты украинскими реставраторами и отреставрированы, а сейчас экспонируются в Дрогобычском музее.

Вывоз израильтянами фресок вызвал огромный скандал и обвинения местных чиновников в сговоре, взятках со стороны израильтян и нарушениях украинского, польского и международного права. По иронии судьбы, вывоз фресок привлек гораздо больше внимания, чем когда-либо получали литературные и художественные произведения Шульца, будь то в городе и стране его проживания, Дрогобыче, Украина, где он был убит нацистами, или в Польше, стране его проживания и гражданства, на чьем языке он писал.

Предыдущая книга Бенджамина Балинта «Последнее испытание Кафки»; Книга «Дело о литературном наследии», получившая премию Сэмми Рора в области еврейской литературы, стала блестящим отчетом о юридической борьбе за право собственности на архив Франца Кафки между Национальной библиотекой Израиля и семьей секретаря Макса Брода, ближайшего друга и доверенного лица Кафки. Балинт проделал мастерскую работу по представлению противоречивых утверждений и аргументов обеих сторон, некоторые из которых имели далеко идущие последствия, касающиеся роли Государства Израиль в сохранении культурных ценностей уничтоженного европейского еврейства и тех семей, которые стали жертвами Холокоста. Таким образом, он был в высшей степени способен представить различные стороны интенсивных и увлекательных дебатов о том, где следует сохранить художественное и литературное наследие Бруно Шульца.

В данном случае вопрос памяти о Холокосте имел первостепенное значение, учитывая тот факт, что Шульц был убит во время Холокоста, и на некоторые из его работ повлиял его опыт во время Холокоста. Балинт отмечает резкую критику различных польских писателей и СМИ, таких как «Gazeta Wyboreza», которая, например, обвинила Израиль в «краже Шульца». Или «Rzeczpospolita», опубликовавшая карикатуру, где был изображен грузовик с надписью «Институт Яд Вашем», которым управляют бородатые евреи с пейсами, увозящий на трейлере целый польский город.

Балинт правильно указывает, что на этот вопрос также повлияли разногласия по поводу открытия того, что поляки, а не немцы, вырезали евреев Едвабне в 1941 году, что подлило немало масла в огонь местного антисемитизма. Однако контраргументы весьма убедительны, и Балинт отдает должное Израилю, приводя дополнительные случаи, когда еврейские культурные ценности, созданные за пределами Израиля были привезены в еврейское государство либо для обеспечения их безопасности, такие как Кодекс Алеппо 10 века, самая авторитетная версия еврейской Библии, написанная в Сирии и доставленная в Иерусалим в 1957 году; или коллекция картин Марка Шагала, привезенная из Парижа в Музей Израиля мэром Иерусалима Тедди Коллеком в апреле 1990 года.

Старейшина историков Холокоста профессор Иегуда Бауэр резюмирует аргументы в пользу привоза работ Шульца в Израиль следующим образом: «Я признаю законность борьбы Польши за сохранение произведений Шульца. Но Шульца убили потому, что он был евреем, а не из-за его польского гражданства. В глазах польских современников он был евреем, а не поляком, каковы бы ни были его собственные взгляды… Я думаю, что, поскольку он был убит за свое еврейство, есть все основания хранить его работы в «Яд Вашеме», учреждении, созданном для увековечения памяти евреев, убитых за то, что они были евреями, независимо от их формального гражданства». «Бенджамин Балинт выпустил вторую книгу уникальной важности, посвященную национальной памяти и поминовению, и он представляет проблемы всесторонне и справедливо, что позволяет его читателям принимать собственные решения о том кто прав. Я очень рекомендую обе книги», – пишет Э.Зурофф.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции