Новости

Берл Лазар: «Есть на свете неудачники, которые пытаются списать свою недееспособность на какую-нибудь “вражью силу”»

18 июня, 17:00 Берл Лазар
Поделиться

В интервью «Газете.Ru» главный раввин России Берл Лазар рассказал о положении еврейской общины в стране, росте интереса к религии, отношениях с Западом и Украиной, восприятии антисемитизма и о том, почему, по его мнению, мифы о «мировом заговоре» до сих пор живут.

Об антисемитизме

«Мы фиксируем рост антисемитской и юдофобской пропаганды под видом антиизраильской, в интернете, в соцсетях. Но тут главное — как это выплескивается на улицы. Махачкалинские события показали, что у нас в России угроза такого выплеска на улицы реально существует», — сказал раввин.

При этом он подчеркнул: «Правоохранительные органы и российская власть в целом заняли чёткую и недвусмысленную позицию: нулевая терпимость к любым проявлениям уличного антисемитизма. Мы с большим вниманием следили за последствиями махачкалинских событий и видели, что следствие велось на очень глубоком уровне, организаторы беспорядков получили серьёзное уголовное наказание».

Он добавил, что эти инциденты несопоставимы с масштабом антисемитских кампаний в Европе и США.

О мифах и информационной политике

«Миф о “еврейском заговоре” или “еврейском засилье” живуч просто потому, что есть на свете неудачники, которые пытаются списать свою недееспособность на какую-нибудь “вражью силу”», — заявил Лазар.

«Запретить таким людям распространять свои вымыслы, к примеру, через социальные сети — дело заведомо безнадежное. Поэтому мы идём по пути позитива: не вступаем в бесполезные дискуссии, а просто делаем более доступной правду о нас, о нашей вере, о нашей культуре, о нашем народе. Наши синагоги открыты для всех, наши интернет-платформы приглашают всех, наш Еврейский музей осуществляет десятки образовательных и воспитательных проектов. Чем больше людей имеют возможность получить объективную информацию о нас, тем меньше веры всяческим антисемитским мифам».

О Биробиджане

«В ЕАО есть евреи, есть общинный центр, есть синагога, а в ней замечательный раввин Эфраим Колпак. Община реализует десятки программ, в том числе для детей и молодёжи, проводит фестивали еврейской культуры — короче, растёт и развивается. И в то же время бережно хранит историю этого места».

«Думаю, мало кто знает, что в конце 20-х годов, во время создания Еврейской области на Дальнем Востоке туда приехали евреи из США, Африки, Англии… Биробиджан — вовсе не курьёз. Он не стал краем еврейского счастья, но ведь весь советский проект был утопией, и Биробиджан был его частью».

О молодёжи

«Мы уделяем особое внимание молодежным программам, потому что это гарантия нашего будущего. И должен вам сказать, что число молодых ребят, которые активно работают в общине, увеличивается с каждым годом. Вот только один пример. У нас для молодежи есть программа ежегодного посещения одной из диаспор, и в этом году посетили Китай. Так вот: число участников поездки (а это все именно молодые активисты из разных общин) достигло 800 человек. Это больше, чем в любом из прошлых лет».

Об отъездах и возвращениях

«Мы не знаем точного числа евреев в России. Мы можем делать какие-то выводы только на основании участия евреев в работе наших общин. В феврале 2022 года в больших городах мы увидели отток, но ситуация быстро нормализовалась. Да и сейчас отъезд за границу — не то, что в прошлом веке, когда это был билет в один конец. Теперь люди уезжают и возвращаются, ведут бизнес за границей и здесь, учатся за границей, работают то здесь, то за рубежом. Так же, как в других странах».

Об Украине и Западе

«Российские и украинские евреи, по сути, один народ: всегда дружили и дальше будем дружить. Что касается поиска мира — мы всегда готовы этому способствовать и открыто об этом говорили, но подробности в таких ситуациях излишни».

«Мы поддерживаем контакты с общинами и на Западе, и на Востоке, и где угодно. Мы религиозная община, у нас есть международная деятельность, касающаяся весьма широкого круга вопросов. Поймите, мы один народ».

О жесте Илона Маска

«Я не знаю, что он имел в виду, но публичный деятель, на мой взгляд, должен всегда принимать во внимание то, как его слова или жесты будут восприниматься публикой. Полагаю, что этот инцидент должен был Маска смутить. И надеюсь, последствия его отрезвили в этом отношении».

«Не так уж важно, что Маск имел в виду, важно, что люди восприняли это крайне негативно. И я надеюсь, что другим это послужит уроком».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции