Бат-мицва слепой девочки приводит к технологическим инновациям Брайля
Когда 12-летняя еврейка из Вашингтона, округ Колумбия, сказала своей семье, что хочет устроить себе бат-мицву, как и все девочки из ее окружения, это стало довольно сложной задачей. Дело было не в том, что Батья Сперлинг-Милнер была женщиной — ее семья принадлежит к модерн ортодокс – а в том, что она слепа.
Мальчики и девочки, проходящие соответственно бар-мицву или бат-мицву часто читают отрывок из Торы, а также проводят другие части субботнего богослужения. И хотя Библии, набранные шрифтом Брайля, предназначенным для слепых, существуют, у Брайля нет символов для кантилляций – специальных обозначений, которые указывают, как должно быть спето каждое слово. Некоторые слепые дети учат кантилляции наизусть.
Но отрывок Торы у Сперлинг-Милнер был особенно длинным, и в ее общине – хотя она и либеральна в некоторых областях – даже одно ошибочное прочтение было бы проблемой. Сперлинг-Милнер во время одной репетиции сказала: «Когда я стою здесь, я думаю о людях, которые читают передо мной, и я хочу сделать то, что сделали они. Я хочу делать то, что ты должен делать в соответствии с еврейским законом». Семья наняла своего израильского друга, инженера-программиста Дэнни Садиноффа, чтобы создать совершенно новые символы Брайля для кантилляций и разработать программу, которая может взять любой текст с нотами и превратить его в текст Брайля с музыкальными символами. Садинофф даже создал символ Брайля, который предупреждает читателей о появлении нотной записи, поэтому они не будут застигнуты врасплох.
Семья столкнулась с другой проблемой – сомнительной легитимностью чтения Торы слепыми для некоторых течений в иудаизме. Этот вопрос долгое время был спорным, и некоторые раввины настаивали на том, что читающий должен видеть свиток, когда зачитывает текст. Это привело к тому, что мать Батьи, Ализа Сперлинг, подготовила 2,5-часовую лекцию для прихожан по этому вопросу в преддверии церемонии. В конце концов право Батьи на бат-мицву было принято всеми, и праздничный день прошел без сбоев.
Лидер общины, раввин Шмуэль Херцфельд, подытожил: «Каждый человек в синагоге пришел, чтобы услышать, как она читает, и мы все чувствовали, что мы находимся рядом с чем-то великолепным».