Археологи говорят, что нашли город, где будущий царь Давид скрывался от Саула
Вновь разжигая споры об историчности библейского царя Давида, международная команда археологов утверждает, что обнаружила потерянный город Циклаг.
Основываясь на артефактах, найденных в ходе ведущихся с 2015 года раскопок, и результатах радиоуглеродной датировки, ученые предположили 8 июля, что археологические раскопки в Хирбет а-Раи в предгорьях Иудеи являются местом нахождения неуловимого филистимского города. Как засвидетельствовано в «Книгах Самуила», Циклаг, расположенный между Кирьят-Гатом и Лахишем, был убежищем будущего царя Давида, когда он бежал от царя Саула. После своего пребывания в Циклаге Давид взошел на престол в Хевроне.
Согласно совместному пресс-релизу Еврейского университета в Иерусалиме и Израильского управления древностей, археологи обнаружили останки филистимского поселения 12-11 веков до н.э., на смену которому пришло сельское поселение, датируемое началом 10 века до н.э. в соответствии с библейским описанием. Радиоуглеродная датировка, согласно пресс-релизу, подтверждает разработанную археологами хронологию и идентификацию.
Как записано в еврейской Библии, Давид жил в Циклаге в течение 14 месяцев под патронажем филистимского царя Гата Ахиша, с 600 его людьми и их семьями, и использовал его в качестве базы для набегов на соседние народы. В то время как тогдашний филистимский вассал Давид пытался присоединиться к армии своего патрона Ахиша, чтобы победить Саула, вторгшиеся амалекитяне разрушили город и ушли с женщинами и детьми израильтян вместе с большой добычей.
Согласно пресс-релизу, в дополнение к культурному переходу между филистимскими зданиями и предполагаемым более поздним израильским поселением, поселение эпохи Давида демонстрирует следы интенсивного пожара, который разрушил его. Позже город снова упоминается в еврейской Библии, в «Книге Неемии», как дом для евреев, которые вернулись из Вавилона.
В течение десятилетий археологи искали местонахождение неуловимого Циклага. Все гипотезы были в основном отклонены из-за отсутствия признаков перехода поселений от филистимской культуры к еврейской во времена Давида или из-за отсутствия доказательств разорения, совершенного амаликитянами, как описано в еврейской Библии. По словам проводивших раскопки археологов — проф. Йосефа Гарфинкеля, руководителя Института археологии при Еврейском университете в Иерусалиме; Саара Ганора из IАА; и д-ра Кайл Кеймер и д-ра Джил Дэвис из Университета Маккуори в Сиднее, Австралия, Хирбет а-Раши имеет все необходимые признаки.
В совместном пресс-релизе IАА и Еврейского университета говорится, что после семи сезонов раскопок, охвативших около 1000 кв.м., группа археологов обнаружила свидетельства жизни поселения эпохи филистимлян 12-11 веков до н. э., среди которых были массивные каменные сооружения и типичные филистимские культурные артефакты, включая стилизованную керамику в кладке фундамента — подношения для удачи, заложенные под полом здания. Эти артефакты, наряду с каменными и металлическими инструментами, похожи на найденные в других филистимских городах, включая Ашдод, Ашкелон, Экрон и Гат.
Название Циклаг имеет филистимское происхождение и не имеет корней в семитских языках. Недавно большое научное исследование ДНК филистимлян вывело их происхождение из Эгейского региона, где были сходные стили керамики в 12-м веке до н. э., когда, как считается, предки филистимлян мигрировали в землю Израиля. Сегодня в Хирбет а-Раи археологи обнаружили около 100 керамических сосудов, которые использовались для хранения вина и масла, а также для других целей.
По словам Гарфинкеля, который проводил раскопки в укрепленном иудейском городе Шаарайим (Хирбет Кейяфа), существовавшего в тот же период, глиняные кувшины и миски, с ручной полировкой типичны для периода царя Давида. Раскопки, приведшие к новой предполагаемой идентификации Циклага, финансировались Джои Сильвером из Иерусалима, Ароном Леви из Нью-Джерси, а также семьей Рот и Исааком Вакилем из Сиднея.