Адвокат по правам человека встречает в штыки экспорт израильского оружия
Эйтай Мак, адвокат, занимающийся правами человека, работающий над тем, чтобы остановить израильскую военную помощь режимам, которые совершают военные преступления и преступления против человечности, представил множество петиций в израильские суды в попытке привлечь внимание общественности к деталям торговли страны с такими режимами.
Он не одинок: немногочисленные депутаты и активисты поддерживают Мака, ставя под сомнение давно установившиеся табу в израильском обществе в отношении оборонной промышленностью страны. Согласно данным, опубликованным Министерством обороны в мае, в 2017 году израильский экспорт вооружений и оборонительных систем достиг нового рекорда, общий объем продаж составил 9,2 млрд. долларов. Согласно отчету Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), Израиль является седьмым по величине экспортером оружия в мире. Три израильских производителя оружия были среди 100 компаний по всему миру, которые заработали больше всего денег, продавая оружие в 2017 году.
В декабре министр юстиции Израиля Айелет Шакед была прервана в середине выступления протестующими против продажи оружия Израилем, когда она выступала на конференции Calcalist. Лишь около 4% доходов Израиля от его экспорта вооружений поступает от оружия, проданного странам Африки и режимам-изгоям, сказал Мак в интервью подкасту на иврите Calcalist HaKmusa с ведущими Ури Пасовским и Керен Цуриэль в начале этого месяца. Низкотехнологичные пулеметы и другое простейшее оружие, которое Израиль продает диктатурам третьего мира, не являются выгодной сделкой с точки зрения общих сумм, добавил он.
В подкасте Мак перечисляет продажи оружия Израилем нескольким сомнительным режимам: Азербайджану, Мьянме и Южному Судану, в том числе семье Дювалье, которая до 1986 года диктаторски правила на Гаити. Израиль – единственная западная страна, которая продала оружие определенным жестоким режимам, таким как Южный Судан и Мьянма, после эмбарго США и ЕС на военные поставки. В сентябре 2017 года бывший посол США в ООН Никки Хейли заявила, что «любая страна, которая в настоящее время поставляет оружие бирманским военным, должна приостановить эту деятельность».
Согласно SIPRI, Израиль в 2017 году продал Мьянме оружие на сумму 11 миллионов долларов. Ранее называвшаяся Бирмой, Мьянма осуждается Организацией Объединенных Наций за совершение геноцида рохинджа, мусульманского меньшинства в стране. Поскольку эти простые вооружения приносят очень небольшую часть общих доходов от экспорта израильского оружия, «Израиль может легко отказаться от него», – сказал Мак. Если финансовые последствия отказа от этих продаж настолько тривиальны, то почему Израиль продолжает делать это? По словам Мака, Израиль продает это оружие для того, чтобы купить голоса в ООН. Исследователи политики Израиля согласны: с тех пор, как израильские экспортеры оружия начали ориентироваться на зарубежный маркетинг в 1990-х годах, Израиль использовал свою мощь, чтобы даровать благосклонность странам, чьих услуг он добивается.
В ноябре президент Чада Идрисс Деби, находящийся у власти с 1990 года, посетил Израиль. Власти Чада арестовывают и преследуют по суду правозащитников, активистов и журналистов и неоднократно запрещали мирные собрания, сообщает Amnesty International. 10-й канал Израиля сообщил, что для возобновления дипломатических связей Деби и его делегация были «настойчивыми» в своих требованиях, которые в основном были сосредоточены на приобретении оружия, ссылаясь на израильских официальных лиц. Израильское новостное издание Yediot Ahronot сообщило, что Нетаньяху направлялся в Чад, Судан и Нигерию, чтобы получить права на использование воздушного пространства и сократить время полета в Южную Америку.
В 2016 году депутат Кнессета Тамар Зандберг, лидер левой партии МЕРЕЦ, подготовила совместный законопроект с членом правящей партии «Ликуд» Иегудой Гликом, чтобы попытаться остановить эти продажи. Члены кнессета как от правых, так и от левых партий подписали законопроект, который «не был поддержан министерским комитетом и не прошел предварительное чтение», рассказал пресс-секретарь МЕРЕЦ, беседовавший с Calcalist в 14 февраля.
Зандберг, постоянный критик израильской торговли оружием, выступила против возобновления связей Нетаньяху с Чадом в ноябре этого года, заявив, что израильское оружие «будет продано для преследования политических противников, правозащитников и журналистов». Израиль лишь частично ограничил типы оружия, которое он продает Южному Судану, сказал Мак в беседе с Calcalist 14 февраля. Африканская страна была вовлечена в гражданскую войну с 2013 года, всего через два с половиной года после того, как она стала самой молодой страной в мире и получила независимость от Судана. Приблизительно 382 000 человек погибли и более 4 миллионов стали беженцами, несмотря на присутствие 17 000 американских миротворческих сил.
Соединенные Штаты запретили экспорт оружия и оборонных услуг в Южный Судан в феврале 2017 года. Совет Безопасности ООН ввел эмбарго на поставки оружия в страну, охваченную войной, в июле 2017 года. Министерство обороны Израиля не ответило на просьбу Calcalist о комментариях.
Президент Филиппин Родриго Дутерте заявил, что во время государственного визита в Еврейское государство в сентябре он приказал своим военнослужащим приобретать устройства для сбора разведывательной информации и военную технику только у Израиля. Дутерте часто критикуют за его «войну с наркотиками», которая привела к гибели тысяч людей с тех пор, как он пришел к власти в 2016 году, и сравнил себя с Гитлером, говоря, что он будет «рад убивать» наркоманов. Израиль не устанавливает ограничений на экспорт оружия, объяснил Дутерте на встрече с президентом Израиля Реувеном Ривлиным в Иерусалиме. Мак не присутствовал на встрече Дутерте с израильской прессой.