Новости

97-летняя героиня голландского Сопротивления хочет обеспечить запоздалое признание своим товарищам – еврейским бойцам Сопротивления

27 января 2020, 12:00 История, Холокост
Поделиться

Вскоре после ее ареста нацистами в 1944 году участница голландского Сопротивления Сельма ван де Перре была переведена из обычной тюрьмы в худший концентрационный лагерь в Нидерландах.

Ван де Перре прибыла в печально известный концлагерь Вюгт примерно через пять месяцев после того, как его командир Адам Грюневальд убил 10 женщин, втиснув их и 64 других заключенных в невентилируемую камеру площадью 100 квадратных футов и держал там в течение 14 часов. Вместе с остальной частью страны она слышала о том, что до сих пор известно здесь как «зверство в бункере». И все же, как рассказала 97-летняя ван де Перре на прошлой неделе на лекции в Национальном музее Холокоста в Нидерландах, она была «довольна» прибытием в лагерь.

Музей, который открылся в 2017 году, является частью группы из пяти еврейских учреждений в голландской столице, известной как Еврейский культурный квартал. Хотя ван де Перре была еврейкой, Сопротивление дало ей фальшивые документы. То, что она выдавала себя за арийку, было единственным, что спасло ее от попадания в газовую камеру. Замечательная история выживания ван де Перре рассказана в ее первой книге, которая выходит в этом месяце в преддверии 75-й годовщины освобождения Европы от нацистов. Книга также призвана обеспечить запоздалое признание в значительной степени игнорируемому вкладу в Сопротивление голландских евреев, которые, как все считают, были несчастными жертвами нацистов, а не жизненно важными партнерами в борьбе с ними.

«На самом деле бесчисленное множество евреев работало вместе с неевреями в Сопротивлении – гораздо больше, чем мы знали во время войны», – пишет ван де Перре в книге. «Часто предполагалось, что евреи, избежавшие депортации, сразу же прятались, но это не всегда имело место. В интересах евреев было не быть идентифицированными как таковые. Это в значительной степени объясняет, почему в то время было известно о таком малом числе евреев в Сопротивлении». Хрупкая, но сообразительная ван де Перре – одна из немногих живущих сейчас голландских бойцов Сопротивления. Хотя лидеры Сопротивления знали, что она еврейка, ее товарищам по борьбе никогда не говорили об этом.

Послевоенная атмосфера антисемитизма также способствовала дальнейшей маргинализации роли евреев в Сопротивлении. Этот недостаток знаний был очевиден в июне: правый голландский сенатор Тойн Бекеринг вызвал скандал, сказав, что не может понять, почему «евреев, таких мужественных и воинственных людей, загнали в газовые камеры, как кротких маленьких ягнят». По словам Дэвида Барноу, бывшего научного сотрудника Голландского института изучения войны, Холокоста и геноцида, Бекеринг принес извинения после возмущения голландских евреев, но его мнение является преобладающим. Хотя нет конкретных цифр об участии евреев в организованной деятельности Сопротивления, «фактических их число было выше, чем считалось в течение десятилетий после Второй Мировой войны», – сказал Барноу JTA.

Одним из самых известных героев войны в Нидерландах был еврей Джордж Мадуро, который был убит в концентрационном лагере Дахау после того, как нацисты поймали его на помощи в возвращении домой сбитых британских пилотов. В 1952 году его родители построили в его память миниатюрный город Мадуродам, одну из самых популярных туристических достопримечательностей Голландии. В прошлом году одна писательница написала бестселлер, основанный на ранее неизвестной истории двух сестер – евреек, которые управляли убежищем Сопротивления прямо под носом у Дебаты.

Участие евреев в нидерландском Сопротивлении имеет огромное значение, потому что эта страна породила одну из самых мощных антинацистских сетей в Европе. Нидерланды увидели первый публичный акт массового неповиновения участи евреев во время февральской забастовки 1941 года. Нидерланды также занимают второе место в мире по количеству людей, признанных Израилем Праведниками народов мира за то, что они рисковали своими жизнями, чтобы спасти евреев от Холокоста. Но в Нидерландах также был самый высокий уровень погибших евреев в оккупированной нацистами Западной Европе, и эта цифра была достигнута в немалой степени благодаря местным «охотникам за евреями», которым платили за каждого еврея, которого они доставляли нацистам. В своей книге, англоязычная версия которой должна быть опубликована в сентябре, ван де Перре описывает страх быть узнанной одним из них на улице.

Ван де Перре присоединилась к Сопротивлению в возрасте 20 лет. Выдав себя за медсестру, чтобы избежать депортации, она организовала убежище для себя, своей матери и 15-летней сестры. Ее отца отправили в концлагерь, где его убили. Но ее мать и сестра некоторое время были в безопасности, что позволило ей посвятить свое внимание борьбе с немцами. В конце концов ее мать и сестра также были депортированы и убиты. Ван де Перре сама была отправлена ​​из Вюгта в лагерь Равенсбрюк в Германии, где она пребывала до тех пор, пока лагерь не был освобожден советскими войсками. До ее ареста ван де Перре помогала бойцам антинацистского Сопротивления, перемещаясь по Нидерландам для распространения газет Сопротивления.

«В то время это только смутно приходило мне в голову, но молодая девушка, путешествующая с большим чемоданом, на самом деле была довольно заметной фигурой», – сказала она в своей лекции. «Я не понимаю, как я это делала. Это была просто серия чудесных спасений». Быть в составе Сопротивления «возможно, звучит страшно и опасно, и это так, но это также становится обыденным», сказала она. Тем не менее, несколько миссий были особенными. Однажды ван де Перре должна была проникнуть в немецкую штаб-квартиру в Париже, чтобы доставить конверт разведчику Сопротивления и получить некоторую корреспонденцию, которую он передаст ей. Ей сказали, что это жизненно важно для спасения захваченных бойцов, находящихся во Франции. «Я решила флиртовать с солдатами у входа, создавая впечатление, что мне нужно было доставить что-то родственнику, возможно, брату, но в то же время мне нравилось быть в центре внимания нескольких молодых людей», – вспоминает она. Через несколько минут ван де Перре почувствовала, что солдаты привыкли к ее присутствию, поэтому она попросила их вызвать своего связного. Когда он прибыл, они обменялись нелегальной перепиской — под наблюдением солдат. Ван де Перре кокетливо помахала им рукой и сказала, что «выбралась оттуда так быстро, как только могла».

Во время другой миссии она целовалась с немецким офицером и украла у него документы, чтобы помочь Сопротивлению подделать нацистские документы, которые они могли использовать для проникновения на базы, где содержались их бойцы. Два старших брата ван де Перре пережили войну в Соединенном Королевстве, куда она тоже переехала позднее, создав семью и работая журналистом. Когда ее попросили дать совет для молодых слушателей, она сказала: «Я бы хотела порекомендовать толерантность. Но не обязательно в политическом смысле. Старайтесь быть толерантными к окружающим вас людям. Людям в вашей жизни. Избегайте драк. Драки становятся конфликтами, а конфликты становятся войнами. Попробуйте быть милыми. В конце концов, любовь — это все, что имеет значение».

jta.org

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции