Председатель правления Еврейского музея и Центра толерантности Борух Горин принял участие в мемориальной церемонии в иерусалимском музее «Яд ва-Шем»
Председатель правления Еврейского музея и Центра толерантности Борух Горин принял участие в мемориальной церемонии зажжения шести факелов в иерусалимском музее-мемориале «Яд ва-Шем» в память о шести миллионах евреев — жертвах нацистов, прошедшей в рамках Дня Катастрофы и героизма.
«В этот день мы вспоминаем шесть миллионов человек — мужчин, женщин и детей, которых нацисты и их приспешники уничтожили за двенадцать лет своего нахождения у власти. Кто-то может сказать — зачем эти воспоминания, ведь прошло больше семидесяти лет, зачем ворошить прошлое? Я могу ответить зачем «ворошить прошлое». Во-первых, пока мы помним об ужасах Холокоста, у общества есть прививка по отношению к радикальному национализму, требующему «этнически чистых» территорий, поскольку люди видят, к чему привела подобная деятельность. Если 80 лет назад антисемитизм рассматривался как идеология, приемлемая для части истеблишмента, то после Холокоста время подобной приемлемости закончилось. Политики, испытывающие соблазн «очистить территорию» тоже помнят — чем закончилось подобное «очищение» для его инициаторов и ряда исполнителей. Кроме того, вспоминая погибших, мы оказываем дань уважения этим людям, большинство из которых встретили смерть в чудовищных условиях расстрельных ям, газовых камер и т.д.
Для Еврейского музея и Центра толерантности сохранение памяти о жертвах Холокоста — одна из основных задач. Это актуально не только для евреев— мы хорошо помним, что даже если «очищение» начинается с евреев, оно отнюдь не заканчивается на них. Можно вспомнить в этой связи знаменитый «перечень Нимеллера». Участие в церемонии зажжения факелов — подтверждение важности этой темы для нас. С другой стороны, приглашение на церемонию свидетельствует о том, что «Яд ва-Шем» признает наши усилия по сохранению памяти о Холокосте и противодействию ксенофобии», – отметил Борух Горин.
В День памяти Катастрофы и героизма читают поименные списки жертв Холокоста, несут к памятникам венки с черными лентами, траурная музыка и фильмы о войне вытеснили из теле- и радиоэфира развлекательные передачи, звучат воспоминания очевидцев.
Один из них – Макс Привлер. Он рассказал, что у него на глазах немцы и их пособники расстреляли отца, повесили мать, убили младшего брата. Ему самому, 11-летнему ребенку, чудом удалось спастись. Он присоединился к партизанам, позже стал разведчиком Красной армии. “У меня было только в голове: убивать их и мстить им. И я мстил”, — говорит Привлер, участвовавший в боях за польский город Краков и в освобождении узников концлагеря Освенцим.
“Исчезла ли ненависть? Нет, она никуда не делась… Что же касается равнодушия мирового сообщества, то, может быть, хоть здесь что-то изменилось? К сожалению, ответ отрицательный”, — заявил он, напомнив о призывах “диктаторских режимов востока” к уничтожению еврейского государства.
Тот, “кто угрожает Израилю, сам ставит себя под угрозу”, предупредил Нетаньяху. “Это не преувеличение, это не провокация — то, что я говорю. Мы обязаны обеспечить свое будущее, и в наших силах это сделать”, — сказал он.
Справка: День Катастрофы и героизма был установлен законом, принятым Кнессетом (парламентом Израиля) 12 апреля 1951 г. В качестве дня, к которому была привязана эта траурная дата, было выбрано 27 нисана — день еврейского календаря, когда в 1943 г. было подавлено восстание в Варшавском гетто. В 2017 г. 27 нисана приходится на 24 апреля, а главные траурные мероприятия начинаются накануне вечером. Основная официальная церемония зажжения факелов начинается в мемориальном комплексе “Яд ва-Шем”. В ней традиционно принимают участие премьер-министр и президент страны. В рамках церемонии зажигают шесть факелов — в память о шести миллионах евреев уничтоженных во время Холокоста. В дальнейшем к подножию этих факелов возлагают траурные венки. В эти сутки. В эти сутки звучит двухминутная сирена, которая слышна по всей стране. На эти две минуты жизнь в Израиле замирает — все чтят память жертв Холокоста. Телевидение и радио в этот день транслируют программы о Холокосте.
Использован материал РИА “НОВОСТИ”