250 редких библейских текстов выложены в Интернете, что делает их общедоступными
Глаза британского еврейского филантропа Дэвида Дангура блестят от гордости, когда он говорит о проекте «Открытие священных текстов», который включает в себя онлайн – публикацию Британской библиотекой более 250 редких религиозных текстов, ставших доступными для людей по всему миру.
«Я рад участвовать в таком важном и инновационном проекте, который впервые представляет общественности некоторые из самых древних и священных текстов в мире», – говорит Дангур, глава Образовательного фонда Дангура, который поддержал эту инициативу. «Эти тексты составляют основу нашей человеческой цивилизации, и если их сравнивать и противопоставлять, они продемонстрируют, что все наши священные тексты говорят на схожем языке человечности, сострадания и норм справедливого и равноправного общества. Всем им есть чему нас научить, и мы очень рады, что теперь они стали более доступными».
«Открытие священных текстов» предлагает широкой публике, преподавателям и студентам доступ к богатству и разнообразию текстов девяти великих мировых религий: христианства, ислама, иудаизма, буддизма, индуизма, сикхизма, джайнизма, бахаи и зороастризма. Одновременно с запуском онлайн – проекта Британская библиотека – крупнейшая национальная библиотека в мире – выставила кураторскую подборку в своей Галерее сокровищ, которую можно свободно посетить. К ним относятся Библия Иоганна Гутенберга – вероятно, самая известная Библия в мире и самая ранняя полномасштабная работа, напечатанная в Европе с использованием подвижного шрифта, Синайский Кодекс, самая ранняя сохранившаяся копия полного Нового Завета, датируемая 4-м веком – и Коран Маиль, одна из самых ранних рукописей Корана в мире, восходит к 8 веку. Она также содержит одну из немногих копий Талмуда, которая избежала публичного сожжения еврейских книг во времена Средневековья, первый полный печатный текст Мишны и Библию Гастера, один из самых ранних сохранившихся иудейских библейских кодексов, который, как считается, был создан в Египте примерно в 10 веке н. э.
«Филантропия моей семьи, которая теперь поднялась на новый уровень с «Открытием священных текстов», позволяет мне гордиться тем, что Британия, принявшая так много евреев, дала им возможность процветать и теперь протягивает руки всему миру», – говорит Дангур. «То, что мы делаем с этой коллекцией, показывает, как много у нас общего, как у людей, и сколько общих принципов и убеждений есть у многих конфессий: помогать другим, заботиться о пожилых и больных, быть порядочными, быть честными. Это тонкий способ сближения людей. Кроме того, я не возражаю против того, чтобы люди видели, как еврейское влияние проникло во все религии, особенно в христианство и ислам, хотя это никогда не было частью повестки дня».
На вопрос, какой его любимый текст, он говорит: «Меня однажды спросили об этом, и я сказал: «Я почти чувствую себя отцом, которого спрашивают, кто его любимый ребенок». Я бы не хотел отвечать на такой вопрос, потому что я люблю своих детей, каждого по-своему. И я бы сказал то же самое о священных текстах». 71-летний Дангур живет в Лондоне со своей женой Джуди, с которой у него четверо детей, двое сыновей и две дочери. «Моя любимая вещь в священных текстах — это совокупность богатства, которое создал человеческий дух, во многих случаях независимо», – говорит он. «Конечно, имело место перекрестное опыление, но было удивительно видеть в некоторых текстах, которые варьируются от 3000 лет до текстов бахаи, которым всего 150 лет, самостоятельное развитие. Вы видите так много заботы, так много красоты. Некоторые еврейские Библии, я думаю, были также красиво украшены. Я чувствую, что там так много разнообразия».
Сын покойного девелопера и филантропа сэра Наима Дангура, Дэвид Дангур провел свои первые годы в Багдаде, уехав с родителями и братьями в 1960-х годах в Великобританию. «Для нас, как еврейской семьи с Ближнего Востока, быть связанными с культурными начинаниями, такими как «Открытие священных текстов», — это замечательная привилегия», – говорит Дангур. «Моя семья родом из Ирака. Мой прадедушка был главным раввином в Багдаде около 90 лет назад. Как и во всех еврейских общинах на арабских землях, им больше не были рады и во многих случаях изгоняли. Мы должны были построить нашу жизнь заново в другом месте». «Для меня эта история евреев, покидающих арабские земли и в основном отправляющихся в Израиль, является фантастической иллюстрацией динамизма еврейского духа. Мы были изгнаны, и что мы могли бы сделать, так это потратить наше время на судебные разбирательства по поводу нашей собственности, стоны и жалобы. Но, как и многие другие евреи, мы жили своей жизнью, и многие евреи из арабских стран теперь гордятся тем, что они перебрались сюда». «Вы приезжаете в другую страну, вы начинаете строить, вы восстанавливаете свою семейную жизнь, вы восстанавливаете свою личную финансовую безопасность, а затем, как и многие евреи, вы чувствуете, что должны что-то вернуть».
Дангур верит в благотворительность в адрес как евреев, так и неевреев. Это урок, который он усвоил у своего отца. «Я помогаю многим нееврейским благотворительным организациям, но я всегда думал, что мы должны заниматься благотворительностью как евреи. Мой отец в 2004 году создал тысячу стипендий для студентов из бедных семей, где никто никогда не учился в университете. Они получили название «Стипендий Дангура» и имели большой успех, поэтому в 2006 году он создал новые, уже для 4000 студентов, но решил сменить название на «Стипендии Элиягу Дангура» (в честь его отца). И я узнал, что это важная вещь. Если вы делаете добро для всего общества, сделайте одолжение своей собственной общине, идентифицируя себя как еврей».
В течение последних 14 лет, отмечает Дангур, он и его жена поддерживают Вестминстерскую академию, выдающуюся школу в западном Лондоне для учеников в возрасте от 11 до 18 лет, не занимающуюся селекцией при наборе учащихся. «Девяносто процентов этих учеников — дети из семей иммигрантов», – говорит он. Дангур более десяти лет был вице-президентом Всемирной организации евреев – уроженцев Ирака (WOJI) и стремился использовать свое происхождение «для обеспечения более тесных отношений между евреями и арабами». Он возглавляет Фонд Экзиларха, лондонскую благотворительную организацию, которая инициировала и поддерживала различные сферы деятельности от образования до здравоохранения, в том числе Британо-израильский технологический центр, Научный институт Вейцмана, Центр персонализированной медицины и Центр универсального монотеизма в Университете Бар-Илан.
Университет Бар-Илан наградил Дангура почетной докторской степенью в 2017 году, за его «неустанные усилия по развитию образования, культуры и искусства в Великобритании и Израиле», а в 2019 году он был удостоен Золотого межконфессионального медальона Штернберга.
На вопрос, что мотивирует его филантропию, Дангур рассказывает интересную личную историю, преподавшую ему жизненный урок, который он никогда не забудет. «Когда мне было 18 лет, я одолжил машину у родителей и по дороге домой машина перестала работать. Было темно, я открыл капот, а затем посмотрел на датчик уровня бензина, и он был на нуле. У меня не было денег, и я не знал, что делать. Я поднял капот, и кто-то подъехал и спросил: «В чем проблема?» Я сказал ему. Он вынул из своей машины канистру с бензином, вылил половину из нее в мой бензобак и сказал: «Я думаю, этого должно хватить на поездку домой». Я не знал, как поблагодарить его и сказал ему об этом. И он сказал: «Если вы хотите поблагодарить меня, возьмите с собой канистру с бензином и сделайте то же самое для кого-то другого». Это был урок всей моей жизни, потому что лучший способ отблагодарить кого-то, попытаться сделать то, что сделали для вас.