Израиль намерен перейти к мониторингу телефонов больных коронавирусом
Израиль давно известен своим использованием технологий для отслеживания перемещений палестинских боевиков. Теперь премьер-министр Биньямин Нетаньяху хочет использовать аналогичную технологию, чтобы остановить распространение коронавируса.
15 марта кабинет Нетаньяху, несмотря на опасения сторонников гражданских свобод, что такая практика вызовет серьезные проблемы с конфиденциальностью, разрешил агентству безопасности «Шин Бет» использовать свою тактику слежения по телефону для наблюдения за пациентами с коронавирусом, подтвердил знающий об этом чиновник. Чиновник говорил на условиях анонимности в ожидании официального заявления об этом.
Вечером 14 марта Нетаньяху объявил о своем плане в телевизионном обращении, в котором сообщалось, что здоровье населения будут защищать с помощью решительных мер, хотя это также «повлечет за собой определенную степень нарушения конфиденциальности».
В Израиле выявлено более 200 случаев заболевания коронавирусом. Основываясь на интервью с этими пациентами об их передвижениях, чиновники здравоохранения выпустили публичные рекомендации, предписывающие десяткам тысяч людей, которые, возможно, вступили с ними в контакт, оправиться на домашний карантин. Новый план будет использовать технологию отслеживания мобильных телефонов, чтобы дать гораздо более точную историю перемещений инфицированного человека до того, как ему был поставлен диагноз, и идентифицировать людей, которые могли бы подвергнуться воздействию.
В своем обращении Нетаньяху признал, что эта технология никогда не применялась по отношению к гражданским лицам. Но, по его словам, беспрецедентная угроза здоровью, которую представляет вирус, оправдывает ее использование. У большинства людей коронавирус вызывает лишь легкие или умеренные симптомы. Но для некоторых, особенно пожилых людей и людей с существующими проблемами со здоровьем, это может серьезной проблемой. «Это не второстепенные меры. Они влекут за собой определенную степень нарушения неприкосновенности частной жизни тех же самых людей, которых мы будем проверять, чтобы увидеть, с кем они контактировали во время болезни и что предшествовало этому. Это эффективный инструмент для обнаружения вируса», – сказал Нетаньяху.
Это предложение вызвало жаркие споры по поводу использования секретных технологий безопасности, кто будет иметь доступ к этой информации, и что именно будет с ней сделано. Ницан Горовиц, лидер либеральной оппозиционной партии «Мерец», заявил, что отслеживание граждан «с помощью баз данных и сложных технологических средств может привести к серьезному нарушению неприкосновенности частной жизни и основных гражданских свобод». Он сказал, что любое использование технологии должно контролироваться с «четкими правилами» использования информации.
Нетаньяху 15 марта провел серию встреч с представителями спецслужб и здравоохранения, чтобы обсудить этот вопрос. Отвечая на вопросы о конфиденциальности, он сказал поздно вечером 15 марта, что он распорядился внести ряд изменений в план, в том числе сократить объем собираемых данных и ограничить количество людей, которые могут видеть информацию, для защиты от ее неправомерного использования. Единственное место, где, как полагают, использовали аналогичные технологии для борьбы с коронавирусом, — это Тайвань, где правительство использовало мобильные телефоны, чтобы убедиться, что инфицированные люди не покинули карантин.
Офис Нетаньяху заявил, что «Шин Бет» не будет участвовать в обеспечении соблюдения карантинных предписаний в отношении больных пациентов. Он также сказал, что этот приказ, который все еще нуждается в одобрении парламентского подкомитета, будет действовать не более 30 дней.
Юваль Елович, глава исследовательского центра кибербезопасности в израильском Университете имени Бен-Гуриона, сказал, что есть способы минимизировать проблемы с конфиденциальностью, включая возможность анонимного сбора данных, и что преимущества слишком велики, чтобы их игнорировать. «Нет никаких сомнений в вопросе конфиденциальности», – сказал он. «Но в технологическом обществе имеет смысл использовать такие возможности для спасения жизней. Я лично решительно поддерживаю это».