Внучка охотника за нацистами на 75-летии со дня освобождения Маутхаузена
Рахель Крейсберг впервые посетила Маутхаузен, разросшийся нацистский концентрационный лагерь, в котором с 1938 по 1945 год содержалось около 200000 заключенных. Меньше половины из его заключенных пережили Вторую мировую войну. Одним из них был дед Крейсберг Симон Визенталь – архитектор по профессии, который стал самым знаменитым в мире охотником за нацистами.
1 марта Крейсберг возглавила торжественную церемонию, посвященную 75-й годовщине освобождения лагеря американскими войсками в 1945 году. Мероприятие в Маутхаузене – в двух часах езды к западу от Вены – завершило выходные, посвященные изучению, культуре, музыке и общению евреев, организованные «Лимудом FSU (постсоветского пространства)» образовательной организацией, объединяющей русскоязычных евреев по всему миру. Это был второй случай, когда организация, которая была основана в 2006 году, провела свое мероприятие в Западной Европе после мероприятия в Лондоне в 2017 году.
Держа таблички с надписью «Никогда не забывай, никогда больше», участники молча прошли мимо казарм, в которых размещались заключенные – евреи, а также неевреи из 28 стран, – и возле памятников, установленных после войны правительствами некоторых из этих стран, в том числе Францией, Италией, Испанией, Люксембургом и СССР. Подойдя к 16-футовой черной меноре из нержавеющей стали, воздвигнутой в память о 38120 евреях, которые умерли в Маутхаузене, участники шествия зажгли свечи, когда главный кантор Вены Шмуэль Барзилай спел «Ани Маамин» («Я верю») и читал молитвы за 6 миллионов еврейских жертв Холокоста.
«В феврале 1945 года мой дед прибыл сюда, на конечный пункт марша смерти», – сказала 53-летняя Крейсберг, прилетевшая на церемонию из Израиля. «По прибытии он был слишком слаб и болен, чтобы работать в каменоломнях, поэтому его отправили в так называемую лагерную больницу, где он должен был умереть. Но вопреки всему он выжил, веся всего 35 килограммов — 77 фунтов». Солдаты 11-й танковой дивизии 3-й армии США освободили лагерь 5 мая 1945 года. После войны Визенталь предложил американцам помочь в опознании нацистских преступников и их пособников. Визенталь, которому было 37 лет, воссоединился со своей женой Шейлой, пережившей принудительный труд в Германии, и переехал в соседний город Линц, где начал работу всей своей жизни.
«Одна из первых квартир, где он жил, в Линце, была расположена на той же улице, где жила жена Адольфа Эйхмана, – сказала Крейсберг. «Это было началом 15-летнего поиска архитектора «Окончательного решения» – масштабной, спланированной попытки уничтожить всех евреев». «Он также внес значительный вклад в борьбу с отрицанием Холокоста путем поиска и установления личности полицейского, арестовавшего семью Анны Франк в Амстердаме», – сказала она, имя ввиду Карла Зильбербауэра. «За 96 лет жизни Симон Визенталь предал правосудию 1100 нацистов и их пособников». Визенталь умер в 2005 году. В его честь названы как Центр им. Симона Визенталя, так и Венский институт исследований Холокоста.
«Мы собрались здесь сегодня, чтобы почтить память Симона Визенталя и оплакать гибель стольких невинных жертв», – заявил Хаим Чеслер, основатель «Лимуда FSU», на церемонии 1 марта. «Мы в Лимуде FSU, гордимся тем, что после войны он посвятил свою жизнь преследованию нацистских преступников, а также его преданности их разоблачению и выслеживанию».
Дед Вероники Иоффе, Нандор Кляйн, также пережил ужасы Маутхаузена. «Он был доставлен в Аушвиц в начале войны. Ему было всего 14 лет», – вспоминает Иоффе, родившаяся в Беларуси, но живущая в Германии, где она работает в «Лимуде FSU». «Нацисты заставили его решить, идти ли с матерью или отцом. Он сказал, что пойдет со своим отцом. Ему повезло. Если бы он остался в Аушвице, он бы умер. Для Иоффе, 31-летней исследовательницы, это был второй визит в Маутхаузен. Первый был в 2017 году. «Я не думала что вернусь в это место, но некоторые люди в нашей организации никогда не посещали его», – сказала она. «Сегодня я полна эмоций – грустно, конечно, но я также рада встрече с Рахели Крейсберг и горжусь тем, что такие люди, как наши деды, выжили и эта жизнь продолжается».
Нью-йоркский бизнесмен и филантроп Мэтью Бронфман, председатель правления «Лимуда FSU», воспользовался случаем, чтобы осудить безразличие мировых лидеров и простых людей, которые сегодня закрывают глаза на антисемитизм в Европе. «Чтобы зло процветало, нужно только, чтобы добрые люди ничего не делали», – сказал Бронфман, цитируя известную поговорку. «Стоя здесь сегодня, на окраине оживленного рыночного городка, который носит то же имя, что и это ужасное место, и наблюдая за живописными деревнями, расположенными на этих красивых холмах, невозможно по-настоящему понять, почему многие решили остаться на обочине истории, ничего не делая и ничего не говоря».
Он добавил: «Итак, это один из важных уроков, которые мы можем извлечь: сделать все, что в наших силах, для просвещения будущих поколений. Никогда не оставайтесь в стороне, когда вы видите несправедливость. Всегда принимайте чью-то сторону и всегда говорите». Бронфман закончил свою речь цитатой из произведений еще одного выжившего в Холокосте, писателя и лауреата Нобелевской премии Эли Визеля. Йоэль Раппель, близкий друг Визеля и основатель его архива, был в числе участников церемонии. «Мы всегда должны принимать чью-то сторону. Нейтралитет помогает угнетателю, а не жертве. Молчание поощряет мучителя, но никогда – мучимого. Противоположностью любви является не ненависть, а безразличие», – сказал он. «Никогда не забывайте. Никогда больше».