Федерация

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода опубликовал поздравительное послание в честь 70-летия Государства Израиль.

«Создание Государства Израиль 70 лет назад стало не только политическим актом, но и примером осуществления высшей справедливости в отношении целого народа. Еврейский народ, спустя почти две тысячи лет пребывания в изгнании и многочисленных преследований, наконец получил возможность создать собственное государство на своей земле, земле описанной в Торе, земле, где жили его величайшие герои и мудрецы — в Эрец Исраэль.

За прошедшие 70 лет Израиль более чем доказал свою жизнеспособность. Сегодня весь мир знает, что Израиль – это сильная армия, наносившая поражения многократно превосходящим армиям врагов; что в этой стране, значительная часть которой расположена в пустыне, успешно процветает сельское хозяйство; а развитие науки сделало Израиль мировым центром научно-технического прогресса.

Кроме того, Израиль стал единственной в регионе демократической и веротерпимой страной, где представители всех религий имеют беспрепятственный доступ к своим святыням, а все существовавшие ранее на этот счет ограничения, были отменены.

К сожалению, до сих пор находятся люди, стремящиеся демонизировать Израиль, часто используя темные антисемитские наветы прошлых веков. Впрочем, в последние годы, этот процесс, слава Богу, все чаще встречает сопротивление.

Где бы ни жил еврей, Израиль для него всегда «историческая Родина», – это не просто точка на карте мира, это место духовного притяжения, где потомки Авраама, Ицхака и Якова могут в особенной степени почувствовать себя частью народа с многовековой историей, прикоснуться к великому наследию наших предков.

От имени еврейской общины России, одной из крупнейших еврейских общин в современном мире, я поздравляю народ Израиля с 70-летием существования этого государства, и желаю ему долгого и безмятежного существования.

Нельзя не отметить прекрасные дипломатические отношения между Россией и Израилем, которые достигнуты руководством двух стран в последние годы в самых разных сферах – политика, бизнес, образование, культура, медицина, сельское хозяйство и многих других. Мы надеемся, что дружба между государствами будет только крепнуть, и мы, со стороны ФЕОР, обещаем и впредь содействовать этому благотворному процессу».

Поделиться
Отправить

При поддержке ФЕОР в Москве откроется самый большой в России и странах СНГ магазин еврейской литературы. 19 апреля в 15.00 по адресу ул. Образцова 19/к2 состоится торжественная церемония открытия флагманского магазина издательства «Книжники», где также будет представлена эксклюзивная еврейская религиозная и художественная литература на русском, английском, иврите и идише.

В день открытия покупателей будут ждать специальные предложения и акции на приобретение книг. Магазин представляет собой уютное двухэтажное пространство с аккуратными книжными полками и удобной навигацией – все литературные направления и авторы будут расположены по отдельным зонам. Магазин рассчитан на самую разную аудиторию: в нем будет представлена историческая, художественная, научная, религиозная литература, книги известных всему миру еврейских писателей-классиков, современных израильских писателей, книги о Второй мировой войне и Холокосте, кулинарные книги еврейской кухни, труды великих раввинов, детские книги и многое другое.

Издательство «Книжники» было основано в 2007 году главным редактором журнала «Лехаим» и директором одноименного издательства, руководителем департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борухом Гориным при поддержке ФЕОР и благотворительного фонда «Ави Хай». На сегодняшний день «Книжники» стали самым успешным еврейским издательством в постсоветской России. Под эгидой издательства выпускаются детские книги, художественные и научно-популярные произведения. За 11 лет, в рамках двенадцати серий в издательстве «Книжники» было выпущено 497 изданий (некоторые из них представляют собой многотомные издания). Общий тираж изданных книг превысил уже полтора миллиона экземпляров. В настоящий момент все издания «Книжников» делятся на серии, в зависимости от автора, темы и целевой аудитории произведения: Проза еврейской жизни, Чейсовская коллекция, Детская серия «Кешет/Радуга», Библиотека еврейских текстов, История евреев, Место встречи, Блуждающие звезды, Художественная литература, Эксклюзивные издания, Искусство, Научно-популярная литература и Иудаика.

Издательство принимает активное участие в крупнейших международных книжных выставках в России и за рубежом: Московской международной книжной выставке-ярмарке, фестивале «Книги России, Санкт-Петербургском международном книжном салоне, ярмарке Non/Fiction , ярмарке «Зеленая волна» в Одессе, литературных салонах в Англии, Израиле, Франции и других стран. Книги издательства распространяются во всем мире через интернет – магазин, образовательные учреждения и еврейские общины. Ранее по данному адресу работал небольшой магазин, но с притоком заинтересованных клиентов было принято решение о расширении пространства.

Поделиться
Отправить

11 апреля во всем мире отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Он установлен в память о восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года.

К этой памятной дате главный раввин России Берл Лазар сделал заявление для общественности:

«День освобождения узников фашистских концлагерей, который сегодня отмечает мировое сообщество – это, прежде всего, день, когда надо сказать спасибо нашим ветеранам. И тем, кто прошел концлагеря и чудом выжил – и, разумеется, тем, кто их спас: солдатам и офицерам стран-союзников, в первую очередь солдатам и офицерам Красной армии, которая освободила большинство нацистских «фабрик смерти».

Одна из главных заповедей, которую дал нам Г-сподь – это заповедь, называемая в Торе «акарат а-тов» – «признательность за добро». Наши мудрецы учат, что только исполняя эту заповедь мы можем реально отделить добро от зла. Поэтому каждый день мы начинаем молитвой, в которой благодарим не только Б-га, но и людей, которые в различных обстоятельствах нам помогли, сделали для нас доброе дело. И особенно заслуживают благодарности те, кто делал это добро с риском для собственной жизни!

 Давайте оглянемся вокруг: может быть, кто-то из этих героев живет рядом с нами, и мы можем выразить им свою признательность, словом и делом!

Но есть еще одна вещь, которую мы обязаны сделать для бывших узников и для их освободителей – тех, кто жив, и тех, кто, к сожалению, уже ушел от нас. Мы должны усвоить уроки той страшной трагедии: должны ясно осознать, почему она стала возможной, и сделать все необходимое, чтобы исключить любую возможность ее повторения где бы то ни было.

70 лет назад, когда на Нюрнбергском процессе были обнародованы страшные факты о нацистской системе геноцида и массового истребления людей, родился лозунг: «Не забудем, не простим». Я верю, что он и сегодня сохраняет свою актуальность. Преступления, совершенные во время Второй мировой войны, это не просто история – это история, продолжающая влиять на современность. Недаром до сих пор продолжаются попытки преуменьшить масштаб преступлений нацизма, попытки пересмотреть ответственность тех или иных лиц или движений, сотрудничавших с нацизмом, даже объявить их «борцами за национальное освобождение»! Любым таким действиям необходимо давать самый решительный отпор, вплоть до уголовной ответственности: это наш долг и перед бывшими узниками нацизма, и перед теми, кто рисковал жизнью, освобождая этих узников из лагерей.

И точно так же, как нельзя позволить забыть историю, нельзя прощать те государства и режимы, которые так или иначе повторяют нацистскую практику в наши дни. К сожалению, есть еще немало стран, правители которых проводят в жизнь расистские законы, создают концлагеря для оппозиции, ведут войну с собственным народом и устраивают провокации против соседей. Иные из них даже тянутся к ядерному оружию! Убежден, что с существованием подобных режимов нельзя мириться. Здесь недопустимы рассуждения о «государственном суверенитете» или «невмешательстве во внутренние дела»: ведь такое «невмешательство» оборачивается гибелью многих тысяч людей.

Мировое сообщество после Второй мировой войны создало механизмы для обуздания террористических режимов: надо просто их реально использовать, чтобы не было больше нигде концлагерей, чтобы не было репрессий против гражданского населения, чтобы не лилась кровь невинных».

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода выступил с обращением по случаю Международного дня освобождения узников концлагерей. «Сегодня мы вспоминаем миллионы людей, евреев и не евреев, ставших жертвами невероятно жестокого нацистского тоталитарного режима, покрывшего всю Европу сетью чудовищных концлагерей, где люди гибли от голода, болезней, издевательств охранников, становились жертвами чудовищных медицинских экспериментов, где их массово расстреливали и уничтожали в газовых камерах.

Все это стало следствием принятия в качестве догмы идеологии ненависти к «иным», «не арийцам», принятой в нацистской Германии. Мы всегда будем помнить об этом, поскольку именно воспоминание о том, к чему приводит следование подобным идеологиям – лучшая прививка от их повторного применения.

Мы также помним и чтим героизм солдат стран антигитлеровской коалиции, благодаря которым ворота концлагерей были открыты, миллионы узников обрели свободу, а ряд их палачей понес заслуженное наказание. Сегодня мы стараемся сделать все возможное, чтобы не дать человечеству забыть о страшнейшей трагедии, чтобы она никогда не повторилась вновь, чтобы почтить память невинных жертв нацизма.

Один из актуальных проектов – конкурс на разработку творческой концепции памятника на территории Еврейского музея и Центра толерантности, посвященной героям сопротивления в концлагерях и гетто в годы Второй мировой войны. Мы надеемся, таким образом, привлечь внимание к вопросу увековечивания памяти жертв трагедии в современном обществе среди творческих коллективов, которым не чужда эта тема, которые готовы делиться своими мыслями и идеями со зрителями».

Справка: в годы Второй мировой войны нацистская Германия создала на подчиненных ей территориях примерно 14000 концлагерей, через которые прошли 18 миллионов узников. 12 миллионов из них погибли. Международный день освобождения узников фашистских концлагерей был установлен ООН в годовщину восстания узников концлагеря Бухенвальд, произошедшего 11 апреля 1945 года, которое закончилось освобождением лагеря. В год 75-летия восстания в нацистском лагере смерти Собибор Еврейский музей и центр толерантности объявляет конкурс на разработку концепции архитектурной композиции под открытым небом, посвящённой героям сопротивления в концлагерях и гетто в годы Второй мировой войны.

Конкурс пройдёт с 20 марта по 20 мая 2018 года. Объявление итогов состоится 30 мая 2018 года. Трём финалистам будут выплачены денежные премии. Конкурсные предложения троих финалистов будут экспонироваться в Еврейском музее и центре толерантности в период с 20 мая по 1 июня 2018 года.

Собибор – единственный лагерь уничтожения, где заключенным удалось совершить восстание. Под руководством советского офицера Александра Печерского 14 октября 1943 года более трехсот заключенных бежали из лагеря. Упорство и отвага заключенных, оказавших сопротивление фашистским репрессиям, сделали их героями. Церемония закладки первого камня будущей композиции состоялась 29 января 2018 года в присутствии президента России Владимира Путина и премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху.

Поделиться
Отправить

Накануне праздника Песах в молельной комнате в Рязанской исправительной колонии №6 прошел урок о традиции и истории праздника, и пасхальной Агаде (сказании о выходе из Египта), а также заключенные – иудеи получили мацу и кошерный виноградный сок.

Второй визит сотрудников еврейской общины состоялась уже в будние дни праздника Песах.

Открытие молельной комнаты для иудеев в ИК 6  состоялось 20 февраля.

Поделиться
Отправить

28 марта 2018 года состоялась рабочая встреча, в которой приняли участие заместитель начальника полиции – начальник Управления ГИБДД Главного управления МВД России по г. Москве генерал-майор полиции Виктор Коваленко, член Общественного совета при МВД России Аарон Гуревич, члены Общественного совета при ГУ МВД России по г. Москве Вадим Бреев и Александр Хаминский.

Встреча, посвящённая вопросам взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества в целях культурно-просветительской работы с населением, а также патриотического воспитания детей и юношества, прошла конструктивно и предварялась приятным событием. В качестве главы Департамента Федерации еврейских общин и организаций России по взаимодействию с Вооруженными Силами, МЧС, правоохранительными учреждениями и ветеранскими организациями РФ Аарон Гуревич вручил генерал-майору полиции Виктору Коваленко и членам Общественного совета столичного Главка МВД Вадиму Брееву и Александру Хаминскому благодарственные письма от имени президента Федерации еврейских общин России Александра Бороды за помощь в организации экскурсии в Музей ГИБДД для воспитанников детского дома «Пансион «Наш дом».

Раввин Гуревич отдельно отметил вклад Виктора Коваленко, лично проведшего экскурсию в Музее ГИБДД для детей-сирот, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в психолого-педагогическую, культурно-просветительскую и профориентационную работу с подрастающим поколением.

После, обсуждая конкретные мероприятия культурно-просветительской направленности, которые правоохранительные органы смогут в ближайшем будущем осуществлять для населения, в т.ч. при поддержке Правительства Москвы, все участники встречи пришли к выводу, что в целях формирования гражданского общества и активной позиции каждого из его членов имеет смысл сконцентрироваться на организации взаимодействия с людьми посредством актуальных информационных каналов. Таким образом, первостепенные задачи будут направлены на развитие интересного гражданам материала присутствия представителей правоохранительных органов в рунете, на телевидении, а также на музейной карте столицы.

Поделиться
Отправить

Вышел в свет апрельский номер альманаха «Лехаим». Альманах объединяет самые разные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.

Свою традиционную колонку  главный редактор журнала Борух Горин посвящает манипуляциям исторической памятью в Польше и Украине.

Традиционно, первый раздел номера – «Дом учения» – посвящен изучению еврейской мысли на основе Торы. В этом номере публикуются продолжение составленной Мендлом Калменсоном книги, посвященной воззрениям Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона на такие темы как  утешение людей, понесших тяжкую утрату. Одна из основных мыслей книги: ни завоеватели, ни даже сама смерть не могут властвовать над еврейской душой, принадлежащей Всевышнему. Душа остается бессмертной, а после смерти тела может в полной мере наслаждаться благами духовной близости к Творцу.

Главный раввин России Берл Лазар посвящает свою статью проблемам разрешения споров, отмечая, что  у каждого из спорящих — своя правда, а задача судьи-посредника — найти компромисс, позволяющий сторонам «сохранить лицо».

В разделе также публикуется глава из недавно вышедшей в издательстве «Книжники» книги ученого и бизнесмена Эдуарда Шифрина «От бесконечности до человека», сопоставляющей данные Торы и современной науки, посвященной Б-жественному провидению, и продолжение капитального труда еврейского философа первой половины ХХ века Гилеля Цейтлина «Основные направления в учении хасидизма».

Американский поэт и литературный критик Адам Кирш изучает очередной дневной лист Талмуда, пытаясь выяснить — какие виды работ выполняли древние израильтяне.

Второй раздел, «Академия», открывает материал Авиталь Чмижик-Гольдшмидт из Forward, посвященный отношению движения Хабад к женщинам.

Михаил Горелик размышляет об общих сюжетах у «короля ужасов» Альфреда Хичкока и Пасхальной Агады. Здесь же — очередной отрывок из мемуаров раввина Натана Вершубского, рисующий жизнь религиозного еврейского подполья в СССР начала 1980-х.

В подрубрике «Свидетельские показания» публикуется интервью, данного поэтом, узником гетто и еврейским партизаном Абой Ковнером режиссеру Клоду Ланцману для знаменитого фильма «Шоа», но в фильм так и не вошедшее.

Мартин Крамер в статье «Кто спас Израиль в 1947 году?» рассматривает роль СССР и США в возникновении и признании нового государства. Он отмечает, что вопреки современной мифологии о «вечном союзе Израиля и США» именно усилия СССР поддержали еврейскую общину Палестины, а затем и Государство Израиль в 1947-1949 гг.

Материал Саймона Гансингера из Fathom посвящен антисионистской кампании 1968 г. в Польше, приведшей к изгнанию тысяч уцелевших во время Холокоста евреев.

Раздел «Перекресток», анализирующий политические и культурные события, открывает статья посвященная еврейским ученикам школы в Паркленде, выжившим во время  случившейся там стрельбы в феврале с.г.

Материал Зеэва Хафеца из Bloomberg посвящен знаменитому американскому евангелисту Билли Грэму, сделавшему очень много для поддержки еврейского государства со стороны евангелистов.

Статья Джозефа Бергера из New York Times рассказывает о конкуренции производителей кошерного виноградного сока на рынке Нью-Йорка.

В материале Офера Матана и Эли Мендельбаума на сайте Ynet рассказывается об охватившей Израиль «моде на кашрут».

Под рубрикой «Об этом надо поговорить» идут небольшие заметки о некоторых событиях марта, «зацепивших» еврейские общины в России и в мире.

Раздел «Парк культуры» открывается репортажем Ирины Мак о посмертной выставке знаменитого художника Владимира Янкилевского.

Материал Ивора Дэвиса посвящен кинорежиссёру, сценаристу и актеру Мелу Бруксу.

Аркадий Ковельман анализирует знаменитую песню «Под небом голубым» из фильма «Асса», находя истоки ее образов и образов самого фильма в речениях пророка Иезекиля.

Дэвид Роскис в статье «Холокост польского Иуды» анализирует как преломлялся образ поляка-коллаборациониста в польской и польско-еврейской литературе.

В статье Давида Горовица из The Times of Israel рецензируется книга Ронена Бергмана «Поднимись и убей первым», посвященная разоблачению ряда популярных мифов о израильских спецслужбах.

В разделе также опубликована речь писателя Бена Хекта, произнесенная в 1948 г. в поддержку боевиков организации «Иргун» сражавшихся за существование Израиля параллельно с официальной Хаганой; продолжение сборника рассказов писателя Аврома Рейзена «Такие люди были раньше»; продолжение исследования Алекса Тарна о поэтических колонках Натана Альтермана в газете «Давар» и интервью  в New York Times Чарльза Макграта с писателем Филипом Ротом. 

Поделиться
Отправить

«Дорогие друзья!

От лица Федерации еврейских общин России и лично от себя поздравляю вас с праздником Песах!

Сегодня вечером мы соберемся в наших общинах и в семьях на праздничный седер, мы будем читать Агаду – сказание о выходе из Египта, где наши предки были рабами 400 лет. В этот праздник мы говорим о свободе, но сам ли еврейский народ получил свободу? Конечно нет, Всевышний творил невероятные чудеса ради ее обретения. Поэтому в Песах мы должны особенно осознавать, что все, что происходит в нашей жизни – происходит при помощи Творца.

Мы должны всецело доверять Создателю, исполнять его волю. Когда евреи бежали из Египта, они сделали это немедля, оставив все страхи и сомнения. Хотя, казалось бы, им предстоял долгий тернистый путь, и они могли дождаться, когда поднимется хлеб, который мог бы помочь им в пути в пропитании. Но нет, они послушались Б-га, и ушли поспешно. И символом этой «спешки», символом абсолютного доверия Творцу стала маца – пресный хлеб, который мы едим всю неделю Песаха.

Но перестав быть рабами физически, уже свободные от фараона евреи, остались рабами духовно, – и это стало новой преградой для наших предков в пустыне, перед тем как войти в Эрец Исраэль. И, я думаю, что это «духовное рабство» является проблемой для современного человека. У каждого оно свое, и пусть Песах – время, когда нам надо выйти из зоны комфорта, станет для вас временем новой ступени на пути к гармонии и к саморазвитию.

Веселого и кошерного Песаха! И, как принято у нас желать – в следующем году в Иерусалиме!»

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Песах, который в этом году начинается вечером 30 марта, главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:

«Дорогие друзья!

Вот и пришел к нам Песах – праздник свободы нашей. В эти дни мы с особой силой осознаём, что свобода – один из самых ценных подарков, которые мы получаем от Г-спода. Наверное даже самый ценный после священного дара жизни! Ведь нам есть с чем сравнивать – мы обрели свободу совсем недавно, старшее поколение хорошо помнит, каково было жить в безбожном государстве тотальной несвободы. Мы знаем, что это такое – когда за посещение синагоги можно было потерять работу, за обучение Торе угодить в тюрьму; когда нет свободы слова, нет свободы передвижения, отсутствует свобода веры… И слава Б-гу, что нашему поколению довелось выйти из того рабства на нынешнюю нашу свободу, сесть за столы седера свободными людьми в свободной стране!

Однако возникает вопрос: если это праздник свободы – почему на седере нас ждет столько ограничений? Обязательно есть мацу, обязательно есть марор, который далеко не всем по вкусу; такой жесткий порядок действий за праздничным столом… На первый взгляд – несколько странный способ радоваться свободе.

На самом деле, все заповеди Песах, все наши слова и действия на седере имеют глубокий смысл. Мы вспоминаем о египетском рабстве, о бедах, об угнетении – потому что по-настоящему ценить свободу способен лишь тот, кто побывал в неволе. Именно поэтому в дни Песах каждый должен не просто помнить о тех событиях, но ощущать себя так, словно это он сам выходит из Египта – здесь и сейчас. Кроме того, истинная свобода – это не анархия, не вседозволенность: это осознанный выбор, четкое понимание того, куда ты идешь, каковы твои цели и ради каких ценностей ты живешь. Наши предки покидали Египет даже без хлеба, только с мацой – потому что для них освобождение было результатом веры в Б-га, возможностью служить Ему, идти за Ним хоть в пустыню! На седере мы вспоминаем историю нашего народа и понимаем, что не только свобода евреев, но само их выживание стало возможным лишь благодаря вере в Б-га и служению Ему.

Наконец, обретение свободы – это не одноразовый акт, а длительный процесс. Выполняя заповеди седера одну за другой мы осознаём, что надо подниматься шаг за шагом – от рабства к свободе, затем от свободы к еще большей свободе. Задача седера, задача всего праздника Песах – мобилизовать каждого из нас на дальнейший подъем: каждый год увеличивать степень своей свободы!

Как это выглядит практически? Сегодня у нас есть свобода веры, есть демократические свободы, как в любой нормальной стране. Но у каждого имеется еще своего рода «территория несвободы» – те области, где мы зависим от неблагоприятных внешних обстоятельств или от собственных вредных привычек. И Песах мобилизует нас, чтобы уменьшить эту «территорию несвободы», чтобы сокращать ее год от года – и, соответственно, подниматься все выше по пути свободы – пути, который ведет к Б-гу!

Желаю вам сегодня, чтобы, идя на седер, каждый  по достоинству оценил все дары, которые получил от Вс-вышнего – свое здоровье, благосостояние, друзей, общину. И дай вам Б-г использовать все эти дары правильно, чтобы шаг за шагом, ступень за ступенью наращивать свою свободу – вплоть до окончательного избавления с приходом Мошиаха!».

 История праздника

Песах – восьмидневный праздник весны и свободы начинается накануне 15 дня месяца Нисана по еврейскому лунному календарю. Он посвящается одному из главных событий библейской истории – Исходу из Египта и освобождению от 400-летнего рабства, рождению еврейского народа, как нации.

Слово Песах означает «прохождение мимо». Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет.

Точную дату Исхода и имя фараона, которого пророк Моисей заставил отпустить евреев, определить очень трудно, поскольку библейское повествование является единственным источником, рассказывающим об этом событии. Большинство ученых считают, что это произошло около 1200 года до н.э.

До наступления пасхальной недели в доме и на всех других принадлежащих еврею территориях собирают все квасное (хамец) и сжигают в последнее утро перед Песахом. Во время пасхальной недели хамец в пищу не употребляется. Посуду, использовавшуюся под хамец, можно употреблять в Песах только после специальной обработки погружением в кипящую воду; посуда, которую ставят на огонь, прокаливается докрасна; если посуду нельзя обработать никаким из этих способов, ее не используют в Песах. Часто в семье хранится особая посуда для Песаха.

Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза – седер («порядок»), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (Агада) и едят особые символические блюда. Это пресный хлеб – маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень – марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина – харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода. Вся еда раскладывается на кеаре – особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеару кладутся еще три символических блюда, которые не едят: зроа – прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме, бейца – крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас – кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). В ходе трапезы выпивают четыре бокала красного вина. По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии, который в канун Песаха должен вернутся на землю.

Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами приветствия: «В будущем году – в Иерусалиме!».

Поделиться
Отправить

В среду, 28 марта в здании Московского еврейского общинного центра в Марьиной Роще состоялась встреча главного раввина России Берла Лазара с председателем Международного Центра Межконфессионального Диалога в Дохе, профессором Ибрагимом Аль-Найми.  

Стороны обсудили перспективы сотрудничества верующих людей, пути предотвращения конфликтов и насилия, возрастающую необходимость укрепления отношений между представителями монотеистических конфессий, с учетом сохранения фундаментальных различий в их учениях. 

Профессор Аль-Найми рассказал о деятельности представляемой им организации и пригласил раввина принять участие в очередной международной Конференции, которая проводится под патронажем Министерства по делам вакфов и ислама государства Катар. Он также коснулся вопроса взаимодействия с еврейскими организациями Европы и США и отметил, что «у Центра налажен полноценный контакт со многими известными раввинами из этих стран».

Главный раввин России поблагодарил профессора за приглашение и сказал, что будет рад принять участие в следующей Конференции. Он также рассказал о специфике выстраивания межнационального диалога в России и подчеркнул, что «здесь сложилась уникальная ситуация, при которой верующие люди настроены не просто на мирное  сосуществование, но и на активную взаимопомощь».

В завершение встречи, г-н Аль-Найми  заявил, что в минувшие выходные в Дохе торжественно открыли перекрестный Год культуры между Россией и Катаром. По его словам, «это мероприятие призвано помочь людям лучше узнать культуру и традиции двух стран, в том числе это касается и вопросов, связанных с религией и развитием межконфессионального диалога».

Центр Межконфессионального Диалога в Дохе был создан в Катаре в  2010 году. Его целью является поддержка и развитие культуры диалога между авраамическими религиями, укрепление мира, поиск единства и взаимопонимания для решения общих проблем, стоящих перед человечеством.

Поделиться
Отправить
Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода выразил соболезнования семьям погибших и пострадавших при пожаре в торговом центре «Зимняя вишня» в городе Кемерово.
«Смерть человека, а особенно  — смерть ребенка, это всегда трагедия. Но это еще большая трагедия, когда такая смерть — следствие не так называемых  естественных процессов, а человеческого разгильдяйства и безотвественности.  Я выражаю вам свои самые искренние соболезнования. Еврейская община России готова  предоставить все возможные меры духовной поддержки для того, чтобы помочь вам справиться с той чудовищной болью, которая обрушилась на вас.
Мы будем молиться , чтобы эта чудовищная трагедия стала последней, и чтобы Всевышний даровал скорейшее утешение вашему горю» – отметил Александр Борода.
Справка: 25 марта в торговом центре «Зимняя вишня» в городе Кемерово вспыхнул пожар (по некоторым данным — в результате поджога). Его жертвами стали  не менее 64 человек (в том числе — десятки детей, пришедших в находившийся внутри ТЦ кинотеатр), еще свяше 50 пострадали. При этом пожарные выходы в ТЦ были заблокированы, а сигнализация — отключена. В Кемеровской области 26 марта был объявлен трехдневный траур в память о погибших в «Зимней вишне».
Поделиться
Отправить

25 марта 2018 года в торгово-развлекательном центре “Зимняя вишня” в Кемерово произошел пожар. По предварительным данным Следственного Комитета, погибли 64 человека, среди них много детей. Пропавшими без вести числятся 11 человек.

Узнав о трагедии, главный раввин России Берл Лазар направил письмо с соболезнованиями губернатору Кемеровской области Аману Тулееву:

«Уважаемый Аман Гумирович!

Прошу Вас принять самые искренние соболезнования, от моего имени и от имени всей еврейской общины России, в связи со страшной катастрофой, унесшей жизни десятков жителей Кемерово. Сейчас все мы молимся за то, чтобы Б-г упокоил души погибших, ниспослал утешение их родным и близким; за то, чтобы люди, получившие ранения и ожоги, и находящиеся сейчас в больницах, как можно скорее выздоровели.

Наши сердца со всеми, кто оплакивает сейчас своих близких, вне зависимости от происхождения и религиозной принадлежности. Ведь каждый человек – это целый мир, и каждая потерянная жизнь – целый мир, ушедший от нас безвозвратно. Особенно трагично, когда гибнут дети и подростки, только начавшие жить.

Время от времени Б-г посылает нам тяжелые испытания. Но именно в такие часы Он ждет от нас проявления лучших черт, заложенных в человеке – сострадания, солидарности, готовности помочь. Хочу заверить, что еврейская община Россия готова предоставить весь свой потенциал для оказания помощи людям, за жизнь которых сейчас ведут борьбу кемеровские врачи. В частности, если пострадавшим нужна специфическая медицинская помощь или особые лекарства, которых нет в России, мы могли бы получить их за рубежом с помощью наших единоверцев в Израиле, США и других странах».

Поделиться
Отправить

Выбор редакции