Федерация

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода выразил соболезнования в связи с кончиной одного из последних живущих в России Праведников народов мира Михаила Зирченко.

Подвиг, который во время войны совершили Михаил Зирченко и его отец, сложно себе представить. В течении двух лет они помогали скрываться в не очень большом селе, находившемся на территории, оккупированной нацистами, более чем 30 евреям, отлично зная, что оккупанты назначают за это «преступление» единственное наказание — смерть всех членов семьи укрывавшего.

Михаил Зирченко и подобные ему Праведники народов мира были лучами света в том царстве тьмы, которое пытался установить на подвластных ему территориях нацистский режим. Еврейская община России выражает свои искренние соболезнования родным и близким Михаила Зирченко. Мы будем делать все, чтобы память о его подвиге и подвиге подобных ему Праведников народов мира не потерялась в веках, а сохранялась в живой памяти» – отметил Александр Борода.

Справка: Михаил Зирченко (1926-2019) — в годы войны вместе с отцом спас от нацистов 32 человека из числа еврейских беженцев, пришедших в их село на территории Днепропетровской области, скрывая их в течении двух лет оккупации. Поле войны Зирченко стал художником, переселился в Ростов-на-Дону, где и прожил до конца жизни.

В 2004 году музей и мемориал Холокоста Яд Вашем присвоил Михаилу Зирченко почетное звание Праведника народов мира, которое получают неевреи, спасавшие евреев во время Холокоста. В 2010 году Михаил Зирченко стал лауреатом премии Федерации еврейских общин России «Человек года» в номинации «Мужество». При вручении премии зал аплодировал ему стоя.

Поделиться
Отправить

В Еврейском музее и центре толерантности при поддержке Федерации еврейских общин России состоялась ежегодная церемония зажжения свечей, приуроченная к Международному дню памяти жертв Холокоста и открытие выставки «Анна Франк. Дневники Холокоста».

В церемонии приняли участие представители российских государственных структур, международных организаций, дипломатических миссий, бизнес-сообществ, религиозные деятели.

Во время церемонии зачитывались отрывки из дневников, написанных подростками, находящимися в гетто и зонах оккупации, слова сопровождались видеорядом из хроник Холокоста.

Вел церемонию руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин.

С официальными речами выступили Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, главный раввин России Берл Лазар, президент Федерации еврейских общин России и генеральный директор Еврейского музея Александр Борода, посол США в РФ Джон Мид Хантсман-младший, посол Германии в РФ Рюдигер фон Фритч, председатель попечительского совета музея Виктор Вексельберг.

В речах прозвучали слова о важности сохранения исторической памяти, об общественном неприятии любых даже малейших проявлений антисемитизма и ксенофобии.

К торжественному зажиганию шести поминальных свечей были приглашены раввины Берл Лазар и Александр Борода, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, посол США Джон Мид Хантсмон, посол Польши в РФ Владзимеж Марчиняк, посол Латвии в РФ Марис Риекстиньш.

В конце церемонии каждый из гостей зажег поминальную свечу в Зале Памяти.

Осмотр выставки «Анна Франк. Дневники Холокоста» завершил мероприятие. Экспозиция представляет истории шести девушек — Анны Франк, Элен Берр, Евы Хейман, Мэри Берг, Элизабет Кауфманн и Рутки Ласкер — восстановленные по материалам дневников и личных архивов. Рассказы о девушках интерпретированы произведениями известных художников, для которых тема Холокоста, стала одной из центральных. В их числе: немецкий художник Ансельм Кифер, польский скульптор и видеохудожник Мирослав Балка, французский мультимедийный художник Кристиан Болтански, австрийский акционист Герман Нитч, российский художник Хаим Сокол, израильский фото- и видеохудожник Ори Гершт, авангардист и скульптор Вадим Сидур, а также создатель «саморазрушающегося искусства» Гюстав Мецгер.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар встретился 23 января 2018 года с премьер-министром Италии Джузеппе Конте на 49-м Всемирном экономическом форуме в Давосе.

В ходе беседы стороны обсудили ряд гуманитарно-образовательных вопросов, культурно-просветительское сотрудничество, а также коснулись некоторых наболевших проблем в сфере межнациональных отношений в Европе.

Раввин рассказал главе правительства Италии о жизни еврейской общины России, о программах по воспитанию подрастающего поколения, а также об инфраструктуре, необходимой для полноценной еврейской жизни, созданной в стране. Глава правительства Италии проявил живой интерес к жизни еврейских общин в России.

Берл Лазар поблагодарил итальянского премьера за его отношение к проблеме антисемитизма. Джузеппе Конте 18 января посетил синагогу в Риме и в ходе этого визита назвал разгорающуюся в последнее время ненависть к евреям одной из серьезнейших проблем Европы. Он почтил память жертв теракта 1982 года, среди которых был двухлетний ребенок. По словам премьера, «следует извлекать уроки из прошлого, даже сегодня, когда мы порой безразличны к проявлениям антисемитизма».

В октябре текущего года Джузеппе Конте посетил Москву с официальным визитом. В беседе с Берлом Лазаром он отметил, что остался весьма доволен своим визитом. По его словам, поездка укрепила уже имеющиеся тесные отношения между Россией и Италией.

В ходе встречи премьер-министра с главным раввином была достигнута договоренность об ознакомительной поездке группы российских студентов по еврейским общинам Италии. Она запланирована на май нынешнего года, планируется, что в ней примут участие около тысячи учащихся российских вузов. Джузеппе Конте отметил, что итальянская сторона сделает все возможное, чтобы эта поездка была интересной и способствовала взаимопониманию между двумя странами.

Также в рамках форума Берл Лазар провел ряд встреч с религиозными лидерами различных конфессий.

Всемирный экономический форум (ВЭФ) проводится с 1971 года. На нем встречаются лидеры государств, политики, представители бизнеса, общественные деятели, журналисты. Они обсуждают наиболее актуальные мировые проблемы, которые помимо экономики и политики, могут включать здравоохранение, охрану окружающей среды и многое другое.

В этом году форум стартовал 21 января. Он проводится под девизом«Глобализация 4.0: В поисках глобальной архитектуры в век четвертой промышленной революции». На форуме собралась политическая и деловая элита из 110 стран. Число участников, по данным организаторов, превышает 3 тысячи человек.

Поделиться
Отправить

В понедельник, 17 декабря в здании Московского еврейского общинного центра в Марьиной Роще состоялась встреча главного раввина России Берла Лазара с израильским политическим деятелем, главой Еврейского агентства Израиля Ицхаком Герцогом.

В ходе встречи обсуждались вопросы взаимодействия с российскими властями при проведении образовательных, культурных и социальных программ агентства. Стороны также обсудили перспективы сотрудничества Израиля и еврейской диаспоры России и противодействие антисемитизму.

Берл Лазар, отметил, что в современной России сложилось вполне дружественное отношение к евреям со стороны властей. Проблемы с представителями «Сохнута» или иных израильских организаций, которые иногда возникают в некоторых регионах, являются, скорее, недоразумениями или инициативой отдельных чиновников. Раввин заверил гостей в том, что он будет оказывать поддержку в продвижении социально значимых программ агентства.

В свою очередь Ицхак Герцог поблагодарил раввина Лазара за содействие. Также израильский политик высоко оценил экспозиции и общую атмосферу Еврейского музея, который он посетил в тот же день перед встречей с раввином.

По завершении встречи израильский парламентарий подарил Берлу Лазару книгу о своем дедушке – Ицхаке Айзике Герцоге, который с 1919 по 1937 год был главным раввином Ирландии, а после переезда в Землю Израиля с 1937 по 1959 год представлял интересы ашкеназской общины в качестве главного раввина страны.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар выступил на заседании общественной организации Межрелигиозный совет России, посвященном ее 20-летию.

Раввин подчеркнул, что за прошедшие два десятилетия участники Совета ни разу не имели каких-то внутренних конфликтов и работали без разногласий. Он назвал это обстоятельство «убедительным доказательством того, что вера в Б-га объединяет людей». При этом, по его словам, за конфликтами на религиозной почве и терроризмом под религиозными лозунгами стоит отнюдь не религия, а нечистоплотная политика.

– Те, кто использует религиозные лозунги для пропаганды ненависти – на самом деле враги Б-га, потому что вера говорит нам о том, что мы все дети Б-жьи. А кто может ненавидеть детей Б-жьих? Только тот, кто ненавидит самого Б-га, – считает Берл Лазар.

Раввин отметил, что Россия может служить для большинства государств примером стабильности и доброжелательного отношения между людьми. И в этом, по его мнению, есть в том числе заслуга МСР.

Берл Лазар назвал «символичным» то обстоятельство, что юбилейное заседание МСР совпало с днями еврейского праздника Ханука, поскольку идея этого праздника – победа добра над злом, света над тьмой, духа над грубой силой.

– Сегодня мы способны дать людям главное – возможность преодолевать трудности с оптимизмом, жить по правде, с теми ценностями, которые помогают человеку каждый день, в каждой области жизни. Это вечные ценности – которые были принесены нам всем Б-гом и которые являются общими для всех наших религий!

Раввин также рассказал о положительном опыте еврейской общины по объединению религиозных предпринимателей, созданию бизнес-клуба, который помогает бизнесменам участвовать решать их проблемы и участвует в работе общины.

Берл Лазар выступил с инициативой создания межрелигиозного объединения верующих бизнесменов – христиан, иудеев, мусульман и буддистов. Первый проект этой организации, согласно предложению раввина, должен быть направлен на помощь детям.

– Я уверен, что вместе они смогут очень много сделать и для общин, и для всей страны. Хотел бы в этой связи предложить создать с помощью этого нового объединения фонд помощи детям с особыми потребностями. Ведь дети – наше общее будущее, и если мы вместе занимаемся проблемами страны и общества, начать лучше всего именно с помощи детям, — сказал Берл Лазар.

В заключение раввин привел слова мудрецов о том, что 20 лет это как раз тот возраст, когда надо начинать самим зарабатывать на жизнь.

Межрелигиозный совет России (МСР) был создан 23 декабря 1998 года на встрече глав и представителей основных религиозных объединений страны – Московской патриархии, Совета муфтиев России, Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ, Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России и Буддийской традиционной сангхи России. Высшим органом управления МСР является Президиум Межрелигиозного совета, формируемый Учредителями. Целью организации является противодействие использованию религии для разжигания межэтнических конфликтов, утверждение в обществе традиционных духовных ценностей, согласия и стабильности, диалог с государственной властью России и других стран.

Поделиться
Отправить

В рамках проекта будет проведено 6 двухдневных семинаров-тренингов по повышению антинаркотической информированности и эффективности представителей социально ориентированных профессий, в которых примут участие не менее 350 специалистов.

Мероприятия пройдут в городах Владивосток, Севастополь, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Калининград и Якутск.

Участниками семинаров станут представители профессий, включающих в себя взаимодействие с населением по социально значимым вопросам: социальные работники и педагоги; школьные учителя и психологи; инспектора по делам несовершеннолетних и представители органов опеки; участковые психологи; участковые инспектора полиции и сотрудники управлений по борьбе с наркотиками МВД РФ; пенитенциарные психологи; медицинские работники.

Участники мероприятий проекта приобретут дополнительные навыки эффективного взаимодействия с гражданами из группы риска, получат современную практическую информацию о методах предупреждения, выявления и оперативного решения проблем употребления наркотиков и злоупотребления алкоголем в семье, школе, на предприятии и в обществе в целом.

В результате проведенной работы будет внесен вклад в развитие качества психологического и информационного сопровождения лиц из группы риска и людей, столкнувшихся с проблемами алко- и наркозависимости в регионах проведения мероприятий проекта.

Выбор регионов для проведения мероприятий проекта опирается на опыт взаимодействия с представителями социально ориентированных профессий (порядка 1000 специалистов), которые приняли участие в десятках мероприятий антинаркотической направленности, проводимых Федерацией еврейских общин России с 2015 года в регионах РФ (Центральный ФО, Южный ФО, Приволжский ФО, Уральский ФО, Сибирский ФО, Дальневосточный ФО), а также на независимое аналитическое исследование эффективности антинаркотической работы субъектов Российской Федерации, проведенное Федеральным проектом «Трезвая Россия».

Поделиться
Отправить

К акции присоединился 31 регион, включая Россию и СНГ, среди которых  Москва,Хабаровск, Казань, Астрахань, Великий Новгород, Ростов-на-Дону, Калининград, Бобруйск, Иркутск, Волгоград, Самара, Нальчик, Тольятти, Смоленск, Нижний Новгород, Рига, Бишкек, Кострома, Пенза, Оренбург, Малаховка, Омск, Баку, Биробиджан, Уфа, Питер, Красноярск, Могилев, Минск, Саратов.

В проекте приняли участие более 500 добровольцев в возрасте от 18 до 30 лет.

Молодежным клубам при еврейских общинах предлагалось разработать свой волонтерский проект, который будет реализован в течение праздника Ханука (3-10 декабря). Например, активисты из Минска оказывают безвозмездно свои профессиональные услуги: создание картины с художником, урок английского с носителем языка и многое другое; в Нальчике добровольцы проводят уроки Торы с одинокими пожилыми людьми; различные проекты направлены на сбор средств на покупку мебели и книг в синагогу, организацию праздников и уход за пожилыми людьми.

ФЕОР ежегодно реализует благотворительные программы к празднику Ханука. В этом году были переданы подарочные наборы (праздничный светильник – ханукия и свечи) в общину Луганска.

По словам президента ФЕОР Александра Бороды: «Благотворительность является одним из основных направлений нашей работы, и мы стараемся развивать идею помощи ближним среди всех наших прихожан, в том числе среди молодежи. Мы понимаем, что не всегда есть возможность оказать финансовую помощь, поэтому волонтерство – это прекрасный способ претворения добрых дел, а также это командная работа, сплочение еврейских ребят. Одна из идей Хануки – распространение света. Наши гуманитарные и волонтерские программы работают круглый год, но именно в Хануку активисты всегда с большим энтузиазмом вовлекаются в процесс, ведь это время чудес, в которые необходимо не только верить, но и творить самостоятельно».

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар вечером 3 декабря выступил перед участниками еврейского клуба Московского государственного института международных отношений (МГИМО).

Темой лекции раввина стала символика праздника Хануки и послание, которое евреи и еврейский народ стремится донести до всего мира.

– Ханука – это единственный праздник, который мы отмечаем открыто и стремимся рассказать о нем как можно большему числу людей. Мы зажигаем свечи на улицах, ставим ханукальные меноры на центральных площадях городов, хотим рассказать всем народам, что есть такой праздник, – отметил Берл Лазар.

Раввин обратил внимание аудитории на то, что смысл Хануки – прежде всего в победе над эллинистическим мировоззрением, которое ставит во главу угла материализм.

– В отличие от других наших врагов, поборники эллинской культуры не хотели уничтожить еврейский народ. Напротив, они говорили: живите, развивайтесь, богатейте и даже учите Тору, но только не говорите, что есть что-то выше разума и человеческой логики, – сказал он.

По его словам, секрет необыкновенной выживаемости еврейского народа заключается именно в приверженности надматериальным ценностям, заключенным в Торе.

– Если человек действует сам по себе, то он ограничен, но если он чувствует, что с ним Б- г, это значит, что он может все, – подчеркнул раввин.

В конце своего визита в МГИМО Берл Лазар зажег перед студентами вторую ханукальную свечу и пожелал присутствующим раскрыть свет внутри себя.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар принял участие в церемонии зажжения первой свечи в честь восьмидневного еврейского праздника Ханука. Торжественное событие состоялось на Площади Революции в Москве.

«Ханука – единственный праздник, который мы обязаны отмечать не только в синагоге и дома, но и на улице, чтобы было видно всем. В этом смысл заповедей праздника – нести всем людям весь о чуде Б-жьем. Чтобы любой человек не только верил в Б-га, но твердо знал, что он всегда может положиться на помощь Б-га в решении своих проблем», – сказал раввин перед зажжением первой свечи.

Он также поблагодарил руководство города и страны за то, что те дают возможность евреям «выполнять заповедь Г-спода открыто, с гордостью, на глазах у всех людей». По словам раввина, он видит в этом доказательство высокой духовности страны, ее преданности вечным ценностям.

В церемонии также принял участие посол государства Израиль в России Гарри Корен. В своей приветственной речи он вспомнил 1991 год, когда впервые в Москве была поставлен большой ханукальный светильник на площади. По его словам, это было «поистине чудо после долгих лет тьмы». Обратившись к присутствовавшим на площади израильтянам на иврите, посол отметил, что он счастлив отмечать праздник вместе с еврейской общиной Москвы и всей России.

В продолжение вечера был устроен красочный фейерверк с веселыми танцы под традиционную еврейскую музыку.

Информация о празднике Ханука

Празднование Хануки начинается в 25 день месяца кислев и продолжающийся восемь дней. В 2018 году эти дни приходятся на период с вечера 2 декабря по 10 декабря. Название этого праздника происходит от выражений хануккат ха-Баит (освящение Храма). Традиция связывает этот праздник с еврейским восстанием 167 г. до н.э. против сирийского царя Антиоха IV, желавшего эллинизировать иудеев.

После изгнания захватчиков из Израиля и взятия Иерусалима войсками Иуды Хасмонея по прозвищу Макаби (Молот), евреи восстановили оскверненный и частично разрушенный Храм. В день его освящения следовало зажечь главный храмовый светильник – менору, огонь которого надо поддерживать постоянно. Но масла для светильника, оказалось совсем мало (на изготовление нового елея, по еврейской традиции, требуется восемь дней). Когда же с помощью найденного масла зажгли менору, огонь горел без перерыва все восемь дней, пока готовилось новое масло. В память об этом чуде Хануку празднуют восемь дней, каждый вечер, зажигая по одной новой свече в специальном праздничном восьмисвечнике.

Поделиться
Отправить

Как подчеркнул в связи с этим президент ФЕОР Александр Борода за прошедшие годы вручение премии стало одним из самых значительных событий в жизни еврейской общины России : «Для нас эта премия – возможность выразить благодарность людям, которые своими идеями, поступками, словами и инициативами внесли вклад в развитие еврейской жизни. Мы вручаем «Скрипача на крыше» в праздник Ханука не случайно: именно в эти дни мы вспоминаем о чуде, которое сотворила вера человека во Всевышнего, и этим символизмом мы хотим подчеркнуть, что будущее еврейской общины в руках каждого из нас».

По словам главного раввина России Берла Лазара: «Когда мы зажигаем ханукию, наш дом в каком-то смысле становится малым Храмом – источником света для нас и всех окружающих! Миссия каждого из нас – постоянно нести свет, постоянно думать о том, как лучше всего доставить свет другим людям, как улучшить мир вокруг нас».

В номинации «Общинная жизнь» лауреатом премии за вклад в развитие общинной жизни в Калининграде стал председатель попечительского совета еврейской общины города Калининград Владимир Кацман. В номинации «Благотворительность» премию за вклад в развитие еврейского образования и общинной жизни в России получил меценат, учредитель Фонда целевого капитала Еврейского музея и центра толерантности Алексей Лихтенфельд. В номинации «Кинематограф» премия досталась актеру и режиссеру Константину Хабенскому за отображение героизма узников нацизма в фильме «Собибор». Премию «Скрипач на крыше» в номинации «Мужество» за самоотверженную борьбу за права евреев в СССР получил Носон Вершубский — раввин, проведший несколько лет в заключении в 1980-х по ложному обвинению в краже книг из синагоги. В номинации «Театр» премию получил Театр имени Евгения Вахтангова за постановку спектакля «Наш класс», посвященного событиям в польском городе Едвабне, где местные жители в 1941 г. убили всех своих соседей-евреев. В номинации «Общественная деятельность» лауреатом премии стал глава иерусалимского отделения центра Симона Визенталя, «охотник за нацистами», Эфраим Зурофф — за противодействие ревизионизму Холокоста. В номинации «Образование» премии за популяризацию изучения еврейской истории в России был удостоен профессор факультета истории и директор Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Олег Будницкий. В номинации «Журналистика» лауреатом премии «Скрипач на крыше» стал телеведущий Константин Эггерт за цикл передач «Трудно быть с Б-гом» на телеканале «Дождь». В номинации «Издательская деятельность» премию получила издательская группа «Точка» за издание книги «Черта», посвященной т. н. «черте оседлости» — региону, в котором было разрешено проживание евреев в императорской России. «Человеком-легендой» был признан художественный руководитель Московского академического театра Сатиры Александр Ширвиндт.

Справка: премия «Скрипач на крыше» (до 2011 г. именовалась «Человек года») вручается Федерацией еврейских общин России с 2003 г., став самой престижной наградой вручаемой еврейской общиной России. Церемония награждения приурочена к еврейскому празднику Ханука. Среди лауреатов премии в прошлые годы были кинорежиссеры Андрей Кончаловский, Павел Лунгин, Петр Тодоровский, Павел Чухрай, и Сергей Урсуляк, актеры Владимир Машков и Вадимир Этуш, театральные режиссеры Лев Додин, Армен Джигарханян, Миндаугас Карбаускис, Марк Розовский,Кама Гинкас и Гениетта Яновская, художники-мультипликаторы Юрий Норштейн и Гарри Бардин, основатель и глава фонда «Керен Едидут», раввин Йехиэль Экштейн, певцы и общественные деятели Иосиф Кобзон и Александр Розенбаум, историк Геннадий Костырченко, президент научно-просветительского фонда «Холокост» Алла Гербер, предприниматель и глава Попечительского совета ФЕОР Роман Абрамович, председатель Попечительского совета Еврейского музея Виктор Вексельберг, председатель Совета директоров группы «Интерфакс» Михаил Комиссар, председатель Московской Хельсинкской Группы Людмила Алексеева, генеральный директор всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино Екатерина Гениева, балетмейстер Борис Эйфман, детский врач Леонд Рошаль, искусствовед Иосиф Бакштейн, руководитель Российского фонда помощи Лев Амбиндер, журналисты Марк Дейч, Леонид Млечин, Леонид Парфенов, Николай Сванидзе, Александр Ступников, адвокат Генри Резник, академик и нобелевский лауреат Жорес Алферов, председатель Еврейского агентства «Сохнут» Натан Щаранский, легендарный самбист и создатель школы «Самбо-70» Давид Рудман, танкист, врач и поэт Ион Деген, участник восстания в лагере смерти Собибор» Аркадий Вайспапир, многолетний директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирина Антонова.

Поделиться
Отправить

В преддверии праздника Ханука, который в этом году начинается вечером 2-го декабря и продлится в течение следующих восьми дней, главный раввин России Берл Лазар обратился к еврейской общине:  «Дорогие друзья, братья!   ​Поздравляю вас с радостным праздником Хануки 5779 года. В эти дни мы вспоминаем о великом чуде, которое даровал Б-г нашему народу – чуде света, чуде ханукальной меноры.

Одновременно, как и во всякий еврейский праздник, мы размышляем о том, какой урок преподал Б-г не только нашим предкам, но каждому из нас – здесь и сейчас. ​

История, которая лежит в основе праздника, произошла в тяжелые для нашего народа времена. Страна была оккупирована могущественной языческой империей, которая располагала самым большим по тем временам войском. Освобождение Иерусалима, освобождение Храма – это уже само по себе могло считаться великим чудом!

Но празднуем мы не победу – а то, что освященное масло в храмовой меноре горело восемь дней, хотя его должно было хватить только на сутки. Именно это для нас главное чудо, именно оно дает главный урок!

​На первый взгляд, это странно: получается, что зажигание храмового светильника важнее, чем освобождение от язычников самого Храма! Да и само чудо светильника тоже странное. Может показаться, что Б-г сотворил его с единственной целью – чтобы позволить людям соблюсти одну из Его заповедей! А ведь всё на свете происходит по воле Б-жьей: получается, что сначала Г-сподь приказал нам зажигать менору, потом сам создал для этого непреодолимое препятствие, позволив язычникам осквернить священное масло – а еще потом сотворил чудо, чтобы наши предки все-таки выполнили заповедь. ​

Парадокс? Ничуть. Именно здесь скрыт главный урок Хануки – урок, который мы должны усваивать в каждом поколении, в каждой общине, в каждом еврейском доме. Урок для множества ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни едва ли не каждый день. И проще всего сформулировать этот урок так: если ты действительно хочешь соблюдать Закон и заповеди Г-спода – ты обязательно сможешь это сделать. Никакие «объективные препятствия» тебе не помешают. Более того: ты вдруг обнаружишь в себе такие силы, о которых прежде и помыслить не мог! ​

Наши предки во времена Хасмонеев пришли в Храм, хотели зажечь менору, чтобы исполнить заповедь – и обнаружили, что освященного масла хватит только на один день. А чтобы изготовить новое, нужно восемь дней. Они могли бы сказать: сейчас мы не можем выполнить заповедь, потому что есть объективные препятствия, а вот через неделю начнем выполнять. Но они сказали иначе: Б-г заповедал – мы сделаем, а там как Б-г даст! И Б-г дал – масло, которого должно было хватить на сутки, горело беспрерывно до тех пор, пока не подоспело новое. ​Иными словами, Б-г говорит: чудо произошло благодаря вам, потому что вы пошли до конца в выполнении Моей заповеди! ​И так всегда будет – если вы сами будете идти до конца. ​И сегодня, когда мы действительно полагаемся на Б-га и творим Его волю, мы тоже раз за разом получаем подтверждение наших сил, нашего потенциала творить добро, нести свет. Недаром Хануку называют еще «праздником света».

Свет не только символизирует добро и праведность, он еще и указывает людям правильный путь в окружающем их мраке, позволяет улучшать собственную жизнь и жизнь окружающих. Именно в этом главная задача человека на земле, именно за приверженность этой цели Б-г дал нашим предкам чудо ханукальной меноры. Так пусть же свет Хануки еще ярче воссияет в каждом еврейском доме, в каждой еврейской душе. ​С праздником света вас!»

О празднике Ханука

Празднование Хануки начинается в 25 день месяца кислев и продолжается восемь дней. Название этого праздника происходит от выражения хануккат ха-баит (освящение [обновление] Храма) или хануккат бейт Хашмонаим (освящение дома Хасмонеев). Традиция связывает этот праздник с еврейским восстанием 167 г. до н.э. против сирийского царя Антиоха IV, желавшего эллинизировать иудеев.  После изгнания захватчиков из Израиля и взятия Иерусалима войсками Иуды Хасмонея по прозвищу Макаби (Молот), евреи восстановили оскверненный и частично разрушенный Храм. В день его освящения следовало зажечь главный храмовый светильник – менору, огонь которого надо поддерживать постоянно. Но масла для светильника, оказалось совсем мало (на изготовление нового масла, по еврейской традиции, требуется восемь дней). Когда же с помощью найденного масла зажгли менору, огонь горел без перерыва все восемь дней пока готовилось новое масло. В память об этом чуде Хануку празднуют восемь дней, каждый вечер зажигая по одной новой свече в специальном праздничном восьмисвечнике.

Ежегодно еврейские общины устанавливают ханукальные восьмисвечники на центральных площадях крупнейших российских городов. В ходе этой церемонии руководители общин поздравляют иудеев с праздником, после чего произносят благословения и зажигают первую свечу. Вечер продолжается красочным фейерверком и веселыми танцами под традиционную еврейскую музыку. Каждый гость вечера получает сладкие пончики (суфганиет), которые наряду с восьмисвечником являются еще одним символом Хануки и подаются к столу в каждом еврейском доме в течение всех дней праздника.  В Москве торжественная церемония зажигания праздничного ханукального восьмисвечника состоится 2 декабря в 17.00 на Площади Революции. В мероприятии примет участие главный раввин России Берл Лазар.

 

Поделиться
Отправить

«Дорогие друзья!

От лица Федерации еврейских общин России и от себя лично поздравляю всех с праздником Ханука!

Как известно, Ханука длится восемь дней, в каждый из которых мы добавляем по одной свече на специальном восьмисвечнике. Само название «Ханука» имеет общий корень со словом «хинух» – воспитание, и это не случайно: история праздника несет в себе множество уроков, которые не теряют своей актуальности спустя тысячелетия.

Война с греко-сирийскими войсками была войной не только за территорию, это была борьба евреев за духовную свободу, за возможность чтить традиции предков, жить по Торе. Менора, которая вопреки законам природы, горела восемь дней, не только освятила Иерусалимский Храм, она стала символом силы нашей веры, в котором так нуждались наши предки в то непростое время.

Хотя события, о которых мы вспоминаем в праздник Ханука, произошли во II веке до нашей эры, но нашему миру и сегодня, не меньше прежнего, необходимы доброта и свет. И Ханука служит нам прекрасным напоминанием, что истинная вера во Всевышнего способна сотворить любое чудо.

Сегодня вечером по всему миру в еврейских домах, синагогах и на главных площадях городов зажжется первая из восьми свечей праздника. Наши столы украсят традиционные угощения – пончики, картофельные оладушки и многое другое. Мы споем ханукальные песни, и будем любоваться красотой праздничных свечей, ненадолго забыв о повседневных заботах.

Надеюсь, что в эти дни свет наших сердец озарит все вокруг теплотой и любовью!

Искренне желаю всем вам счастья, здоровья и благополучия в каждый дом!

Веселой Хануки!»

Информация о празднике Ханука

Празднование Хануки начинается в 25 день месяца кислев (может выпадать на период с конца ноября до конца декабря) и продолжается восемь дней. Название этого праздника происходит от выражений хануккат ха-баит (обновление Храма) или хануккат бейт Хашмонаим (освящение дома Хасмонеев). Традиция связывает этот праздник с еврейским восстанием 167 г. до н.э. против сирийского царя Антиоха IV, желавшего эллинизировать иудеев.

После изгнания захватчиков из Израиля и взятия Иерусалима войсками Иуды Хасмонея по прозвищу Макаби (Молот), евреи восстановили оскверненный и частично разрушенный Храм. В день его освящения следовало зажечь главный храмовый светильник – менору, огонь которого надо поддерживать постоянно. Но масла (елея) для светильника, оказалось совсем мало (на изготовление нового елея, по еврейской традиции, требуется восемь дней). Когда же с помощью найденного масла зажгли менору, огонь горел без перерыва все восемь дней, пока готовилось новое масло. В память об этом чуде Хануку празднуют восемь дней, каждый вечер, зажигая по одной новой свече в специальном праздничном восьмисвечнике.

Поделиться
Отправить

Выбор редакции