Федерация

18 сентября состоялся прямой эфир с президентом Федерации еврейских общин России, раввином Александром Бородой. Впервые в таком интерактивном формате прошло общение раввина со слушателями.

В первую очередь, Александр Борода поздравил всех с наступающим еврейским новым годом, назвал прошедший год «активным». В качестве основного результата работы Еврейской общины он отметил увеличение прихожан: люди стали чащи посещать синагоги и общинные центры, более осознано относиться к своим традициям, соблюдать еврейский закон. Также важным событием стало открытие новых зданий и центров, но важнее – новые люди. Александр Борода подчеркнул, что это является заслугой всех подразделений Еврейской общины, которые работают для того, чтобы евреи возвращались к своим корням – что и является основной задачей Федерации. Уходящий год был назван годом «развития и укрепления». По словам Президента ФЕОР Еврейская община верит, что будущий год будет «благословенным» и для еврейской общины, и для России.

До эфира было прислано более 100 вопросов, но больше комментариев приходило в режиме онлайн. Слушателей интересовали разные темы: социальные и общественные, Тора и еврейские  обычаи, кашрут, личные вопросы к раввину, была даже затронута  тема «уколов красоты», прозвучало много слов благодарности.

Для понимания Торы раввин Александр Борода посоветовал  читать «Мишне Тора» Маймонида, так как в этом фундаментальном труде систематизированы и раскрыты знания Торы.

На вопрос о ситуации с общинами в малых городах раввин ответил, что есть определённый, естественный процесс, когда молодые люди переезжают в более крупные города на учебу и далее остаются там работать. Естественно, что общинная жизнь богаче в городах, где больше прихожан. Тем не менее, даже в малонаселенных городах, ФЕОР оказывает духовную и материальную поддержку общинам, соседствующие более крупные общины как бы берут опеку над малыми, в них приезжают раввины, проводят уроки и праздники. Но Президент ФЕОР подчеркнул – в  глобальной перспективе есть понимание, что еврейская жизнь будет консолидироваться в крупных городах.

Также прозвучал вопрос: что общего между евреями и христианами? Александр Борода в качестве главной общности отметил нашу жизнь на одной земле и любовь к нашей стране. В целом Еврейская община и Русская православная церковь делают многое совместно для продвижения идей духовности, для  укрепления человеческих ценностей в обществе и уважения к человеческой жизни.

Был озвучен острый вопрос об антисемитских акциях в Краснодаре.  «Под знаменами антисемитизма становятся люди с зачастую неадекватном поведением, – ответил Александр Борода, – я попросил правоохранительные органы обратить внимание на этот эпизод, так как там есть явный момент разжигания межнациональной розни. Это та инфекция, с которой надо бороться сразу».

Прозвучал вопрос о том, можно ли не евреям приходить на мероприятия и праздники? Раввин ответил, что синагога всегда открыта для всех людей и любой человек может прийти на молитву.

Конечно, многих интересовало спортивное увлечение раввина и его достижения, даже попросили продемонстрировать Медаль за Триатлон. Александр Борода сказал, что спорт помогает и лучше молиться, и лучше понимать Тору, потому что дает заряд сил. Ведь написано, что тело дано человеку  в аренду, и он должен охранять его и следить за ним как за чужим имуществом. Раввин раскрыл секреты своего правильного и здорового образа жизни.

Ссылка на эфир: youtu.be

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар поздравил учеников еврейских школ с началом учебного года.

Раввин посетил школу «Мир интеллекта» в Марьиной Роще, Среднюю школу «Бнот Менахем», Московскую еврейскую школу «Месивта».

Раввин отметил, что в этом году начало учебного года – 1 сентября весьма символично совпало с началом еврейского месяца Элул – последним месяцем перед праздником Рош а-Шана. В этом месяце принято анализировать свое поведение за прошедший год и осмыслять совершенные поступки.

Приветствуя учеников, раввин пожелал им преуспеть в личностном росте:

«Каждый должен подумать: Что я буду делать в этом году лучше, чем в прошлом? Кто-то в прошлом году был в первом классе, кто-то вообще не учился в школе… В этом году мы изучаем новые предметы, перед нами стоят новые задачи. Нужно подумать, как мы можем не только исправить прежние ошибки, но и как сделать лучше то, что было достигнуто раньше».

Так же как ученикам школьный звонок напоминает о начале уроков, в синагогах звучит шофар, напоминающий об уроках, которые каждый должен выучить из своего поведения за прошедший год, – отметил раввин.

Раввин пожелал ученикам, чтобы после летних каникул они с новыми силами еще лучше учились, соблюдали заповеди Торы и почитали родителей.

Система еврейского образования в России под эгидой Федерации еврейских общин России (ФЕОР) насчитывает свыше 100 образовательных учреждений. Среди них – четыре йешивы и Еврейский университет. Также действуют 30 общеобразовательных учебных заведений с еврейским этнокультурным компонентом, 94 воскресные школы и около 30 детских садов.

Поделиться
Отправить

Новое уютное общежитие было открыто в кампусе «Отрадное», отделении Еврейского университета. В кампус также входят учебные корпуса с аудиториями и лаборатории. В «Отрадном» обучаются еврейские юноши на факультетах «Экономика», «Прикладная информатика», «Юриспруденция», вскоре будет открыт набор на магистерскую программу «Цифровой маркетинг».

В Университете работают преподаватели из ведущих вузов Москвы, проводятся научные конференции.  Однако хорошее бесплатное образование – не единственная задача вуза. Молодые люди не только получают современную профессию, но и изучают основы иудаики.  У них есть возможность вести традиционный еврейский образ жизни, соблюдать шабат и кашрут. В числе студентов университета есть ребята из малообеспеченных семей, для которых обучение становится успешным стартапом во взрослую самостоятельную жизнь.

В 2019 году в университет будет зачислено 25 студентов, больше, чем в прошлом году. Новый корпус позволил принять больше ребят из регионов. В прошлом году в «Отрадном» обучалось 80 студентов из Москвы, Архангельска, Волгограда, Хабаровска, Екатеринбурга, Дербента. Нальчика, Нижнего Новгорода, Омска, Оренбурга, Пензы, Ростова – на Дону, Санкт-Петербурга, Томска, Хасавюрта.

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода: «У каждого еврея есть прямое религиозное предписание учиться. Даже ассимилированные еврейские семьи сохранили особую тягу к знаниям и серьезное отношение к образованию.  На отце семьи лежит обязанность учить своих детей. Если он по каким-то обстоятельствам не может этого выполнить, или если ребенок растет без него, то община берет на себя эту заботу. По сей день еврейская община старается сделать доступным качественное образование. В наш университет приезжают ребята со всех уголков России, однако не у всех родителей есть возможность содержать детей в столице. Поэтому одной из наших задач является создание комфортных бытовых условий для студентов.  Безусловно, это возможно благодаря помощи добрых людей. Их финансовая поддержка позволяет еврейским учебным заведениям постоянно находиться в реновационном процессе. Так весной мы открыли потрясающей новый корпус в детском пансионе «Наш дом», а летом – новой корпус для детского лагеря в Подмосковье».

Поделиться
Отправить

Уже 25 лет под эгидой Федерации еврейских общин России и при поддержке фонда «Ор Авнер» летом организуются оздоровительные и образовательные лагеря «Ган Исроэль», проходят серии досуговых мероприятий для детей и подростков. В них приезжают школьники от 7 до 17 лет со всей России и стран СНГ. В этом году в детских еврейских лагерях отдыхало свыше двух тысяч ребят.

«Нам важно, чтобы дети с уважением и интересом относились к традициям и истории своего народа. Для этого следует привлекательным для них способом, на языке, на котором говорят современные тинейджеры, донести необходимые знания. Объяснить важность таких неоспоримых ценностей, как любовь к ближнему, доброта, образование и саморазвитие. Эти простые и в то же время очень сложные уроки они усваивают гораздо легче в окружении сверстников и в неформальной обстановке», – президент ФЕОР, раввин Александр Борода.

Крупнейший лагерь «Ган Исроэль», в котором проходят 4 смены, располагается в Московской области в поселке Хуторки. В этом году открылось новое здание (архитектор Михаил Хайкин), включающее синагогу, актовый зал и столовую.  Здание оснащено современной цифровой кухней, прошедшей международную сертификацию ХАССП. На территории «Ган Исроэля» в этом году была установлена новая спортивная площадка, с канатными дорогами, горками, встроенными батутами.

Циклы досуговых мероприятий также проходят в Волгограде, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге. Участниками являются не только жители города организатора, но и ребята из соседних регионов. Для места проведения выбирают комфортные загородные базы отдыха, которые адаптируют для детей. В лагере предусмотрено пятиразовое кошерное питание, сбалансированное соответственно потребностям растущего организма.

Смены готовят заранее, продумывая насыщенную программу, в которую входят занятия по еврейским традициям, творческие мастерские, развлекательные мероприятия.  В лагерях работают вожатые – студенты высших еврейских образовательных учреждений, раввины и преподаватели.  Особенностью «Ган Исроэля» является большое количество вожатых, а значит дополнительная забота и внимание к детям. На 3-5 детей приходится по одному вожатому, помимо них также работают раввины и преподаватели, приглашённые гости проводят мастер-классы.

На встречу с ребятами приезжают интересные личности, так Главный раввин России Берл Лазар, посетив московский «Ган Исроэль», сыграл с детьми в футбол.

Дети каждый год мечтают попасть в «Ган Исроэль», ведь там они не только интересно проводят время, заводят новых друзей, но и учатся быть самостоятельными, у них появляется возможность проявить себя совершенно по-новому. Вырастая, они снова возвращаются, но уже в качестве вожатых.

Раввин Нижнего Новгорода Шимон Бергман: «Цель организации такого детского досуга – привить им еврейские ценности и показать, что они касаются не только ортодоксальных евреев, а близки нам всем. Мы показываем, что всем мы, каждый из нас, – часть большой общины. Также мы даем возможность родителям пообщаться с детьми в особой обстановке, где дети порой знают больше, чем взрослые, так как в течение дня они узнают очень много нового. А ведь это так важно с точки зрения воспитания! Говорить с детьми нужно от сердца к сердцу, что отлично делают наши вожатые».

Ярким событием этого летнего сезона стал цикл детских досуговых мероприятий «Лето. Лучшее. Еврейское. Моё» в Анапе. Более трехсот ребят от 12 до 17 лет провели 10 дней в кругу друзей на базе «Малахит». В Анапу отправились постоянные участники подростковых клубов EnerJew, работающих при еврейских общинах по всей России.

Программу для ребят разрабатывали специалисты неформального образования из команды подросткового клуба. Смены были объединены тематикой «EnerJew World», ребята изучали историю человечества от сотворения мира, каждый день останавливаясь на ключевых мировых и еврейских событиях. В качестве досуга: ежедневное купание в море и в бассейне, занятия спортом, участие в творческих мастер-классах, экскурсии в Анапу, дельфинарий и на рыцарский турнир. В завершении дня интеллектуальные или творческие конкурсы, победители которых получали фирменные стильные призы. Главным духовным событием становилась совместная встреча Шабата, погружение в особую атмосферу этого дня.

Программа еврейских лагерей построена так, что помогает ребятам отвечать для себя на важные экзистенциальные вопросы. Поиск собственной самоидентификации, личностное выражение – этапы взросления, через которые проходит каждый подросток, удача в это время оказаться в правильном месте, в окружении понимающих и любящих людей.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода выступили с обращением в преддверие самой трагичной даты в еврейской истории – траура 9 Ава. В этот день евреи оплакивают разрушение Иерусалимского Храма, соблюдают суточный пост (предполагающий полный отказ от еды и питья) и устраивают траурные собрания в синагогах. В этом году 9 Ава приходится на субботу 10 августа. Но поскольку в субботу запрещено поститься и устраивать какие-либо траурные мероприятия, пост переносится на следующий день – воскресенье 11 августа.

Раввин Берл Лазар, обращаясь к евреям накануне самого печального дня еврейского календаря, сказал:

– Собираясь на молитву в синагогах 9 Ава, наш народ просит Б-га вернуть Храм. Мы верим, что с приходом Мессии Храм будет вновь воздвигнут в Иерусалиме, и тогда из мира исчезнут вражда и войны, терроризм и ненависть.

По его словам, чтобы заслужить приход Мессии и последующее избавление, необходимо «усвоить уроки 9 Ава».

– Почему Г-сподь дважды допустил разрушение Храма? Наши мудрецы объясняют, что причиной была «синъат-хинам», «беспричинная ненависть», распространившаяся тогда в народе. То, что Создатель за этот грех лишил нас Храма, – единственного места в мире, где Его присутствие было явленным и очевидным, – этого уже достаточно, чтобы понять, насколько любая ненависть отвратительна в глазах Б-га.

Как отметил глава еврейской общины России, чтобы исправить ошибки прошлого и вновь получить от Б-га Храм и благословения, нужно нечто противоположное беспричинной ненависти, а именно беспричинная любовь – «ахават-хинам». Как пояснил раввин, недостаточно хорошо относиться только к тем, кто сделал нам добро (ведь это вполне естественно). Но Тора учит нас иному: ее главная заповедь — любить ближнего «как самого себя», то есть без какой-либо причины и корысти.

В свою очередь, раввин Александр Борода напомнил, что Иерусалимский Храм был физическим, материальным местом, где раскрывалось присутствие Б-га, где служение происходило в строго установленном порядке. Поэтому сегодня наше служение Творцу должно проявляться в каждом материальном поступке. Во всех будничных делах мы должны помнить, что мы созданы по образу Б-га, что в нашей душе есть образ Храма.

– Все наши добрые порывы, воззвания к установлению мира и рассуждения можно обличать в конкретные действия: помощь ближнему, добрососедство, неравнодушное отношение к беде и проблемам другого человека. Только таким образом мы можем приблизиться к установлению потерянной духовной гармонии, – отметил он.

Первая трагедия 9 Ава случилась в 1312 г. до н. э. во время исхода евреев из Египта. Разведчики, посланные Моисеем осмотреть Землю Обетованную посеяли панику среди евреев и те побоялись входить в предназначенную им Страну. За это они были обречены на 40-летнее скитание по пустыне, пока поколение Египта не умерло. Далее в еврейской истории наиболее трагические события приходились на 9 Ава. В частности, в 422 г. до н. э. был разрушен Первый Храм, в 68 г. н.э. – разрушен Второй Храм, в 135 г. н.э. пала крепость Бейтар, после чего началось массовое изгнание евреев из Земли Израиля. Также на 9 Ава приходятся такие события разных эпох, как изгнание евреев из Англии, подписание указа об изгнании евреев из Испании, депортация евреев в римское гетто, начало I мировой войны, депортация в варшавское гетто (1942г.) и т.п.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар принял делегацию Королевства Бахрейн во главе с председателем попечительского совета Международного центра мирного сосуществования имени короля Хамада шейхом Халидом бин Халифой аль-Халифой.

Представитель Бахрейна рассказал раввину о возглавляемом им Центре, который был создан в рамках политики короля Хамада по созданию условий для мирного и комфортного сосуществования разных конфессий на территории королевства. Сегодня в Бахрейне, помимо доминирующей мусульманской, есть также различные христианские общины, а также буддисты, сикхи и другие конфессии.

Что касается евреев, то, как с сожалением констатировал Халид аль-Халифа, их численность совсем невелика (менее 50 человек) и до сих пор неуклонно снижалась. Работа Центра мирного сосуществования призвана исправить ситуацию.

– Нам бы хотелось, чтобы евреев в Бахрейне было больше. Еврейская диаспора играет большую роль в нашей стране. В частности, первым послом Королевства в США была еврейска, некоторые другие государственные и общественные деятели принадлежали к еврейской общине, – отметил он.

По словам шейха Аль-Халифы, в стране действует синагога, но община очень маленькая и в ней нет раввина. В связи с этим шейх обратился к раввину Лазару с тем, чтобы тот подсказал, как найти решение этой проблемы. Делегация ближневосточной страны обратила внимание на положительный опыт восстановления еврейской жизни в России, где она на долгое время была практически сведена на нет.

В свою очередь, главный раввин России отметил усилия короля по созданию условий для мирного сосуществования разных общин в стране.

– К сожалению, мы редко встречаем государственных деятелей, которые на первое место ставят мир, а только затем — политические, экономические и иные интересы, – сказал он.

Раввин также напомнил о печальном опыте СССР, где помимо гонений на религию вообще, была дискриминация евреев из-за их происхождения.

– В результате в 1990-х годах, как только представилась такая возможность, из страны уехало очень много евреев. Власти поняли, что это плохо, так как квалифицированные кадры перетекают за границу, – сказал Берл Лазар.

Берл Лазар отметил, что для развития еврейской жизни необходимо создать соответствующую инфраструктуру, которая, прежде всего, даст возможность получать еврейское образование, то есть изучать Тору и обучать детей. Кроме того, важно найти подходящего раввина, который будет готов жить в этой стране и развивать общину.

Раввин предложил начать с ознакомительной поездки евреев-бизнесменов в Королевство Бахрейн. Если они заинтересуются ведением дел в этой стране, то они смогли бы составить костяк общины.

Усилия Королевства Бахрейн могли бы стать сигналом для всех арабских государств и продемонстрировать, что мы можем находить консенсус, жить в мире и сотрудничать, – сказал Берл Лазар.

Халид аль-Халифа поддержал предложение раввина и заверил, что в Королевстве понимают необходимость создания благоприятных условий как для развития бизнеса, так и для гармоничного существования всех конфессий.

Поделиться
Отправить

В издательстве «Книжники» вышел русский перевод «Мидраш Раба» (Великий Мидраш) «Песня Песней». Это собрание комментариев из раввинистической литературы также известно под названием «Шир га-Ширим Раба». Перевод выполнен израильским гебраистом Яковом Синичкиным.

В Мидраше излагается толкование наиболее загадочной книги ТаНаХа — Песни Песней. Традиционно считается, что она аллегорически выражает любовь между Б-гом и Его народом — Израилем. Именно этим и определяется роль этой книги в Святом Писании. В то же время в «Шир га-Ширим Раба» не всегда соблюдается конкретно эта символика. «Возлюбленная» ассоциируется не только с Израилем, но иногда и с образами других библейских героев. В одном случае «возлюбленная» понимается и как аллегория самого Б-га!

«Мидраш Раба» включает в себя толкования мудрецов Талмуда и их учеников Пятикнижия Моисеева и пяти свитков: Эстер, Рут, Шир га-Ширим (Песнь Песней), Эйха и Коэлет. В серии издательства «Книжники» «Библиотека еврейских текстов» уже был издан русский перевод первой и древнейшей из книг, входящих в собрание «Мидраш Раба»: «Берешит Раба», а также первые из мидрашей к Пяти свиткам — «Эстер Раба» и «Рут Раба». Собрание «Мидраш Раба» ранее на русский язык не переводилось.

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода: «Еврейская община России сегодня живет в замечательную эпоху, отмеченную важными для общей культуры нашей страны просветительскими и образовательными проектами. То, что в рамках Библиотеки еврейских текстов издательство «Книжники» впервые на русском языке выпускает такие важные труды, как «Мидраш Раба» говорит о высоком интеллектуальном запросе не только иудеев, но и русскоязычного гуманитарного сообщества».

Информационная справка

Издательство «Книжники» было основано в 2007 году главным редактором журнала «Лехаим» и директором одноименного издательства, руководителем департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борухом Гориным при поддержке ФЕОР и благотворительного фонда «Ави Хай».

Сегодня «Книжники» стали самым успешным еврейским русскоязычным издательством. Оно выпускает детские книги, художественные и научно-популярные произведения. За 11 лет, в рамках двенадцати серий, в издательстве «Книжники» было выпущено более 500 изданий (некоторые из которых многотомные). Общий тираж превысил уже два миллиона экземпляров. В настоящий момент в «Книжниках» выходят разные серии: Проза еврейской жизни, Чейсовская коллекция, Детская серия «Кешет/Радуга», Библиотека еврейских текстов, История евреев, Место встречи, Блуждающие звезды, Художественная литература, Эксклюзивные издания, Искусство, Научно-популярная литература и иудаика.

Издательство принимает активное участие в крупнейших международных книжных выставках в России и за рубежом: в Московской международной книжной выставке-ярмарке, в фестивале «Книги России», в Санкт-Петербургском международном книжном салоне, в ярмарке Non/Fiction, в ярмарке «Зеленая волна» в Одессе, в литературных салонах в Англии, Израиле, Франции и других стран. Книги издательства распространяются по всеми миру через интернет-магазин, образовательные учреждения и еврейские общины.

 

Поделиться
Отправить

22 июля в газете «Известия» была опубликована статья Главного раввина России Берла Лазара «Долг перед памятью», посвященная 75-летию освобождения лагеря смерти Майданек.

В статье Главный раввин России отмечает, что сегодня перед нами стоит двойная задача – «помнить о том, чем мы обязаны солдатам Красной армии, которые, рискуя жизнью, освобождали нацистские лагеря смерти. Мой народ жив, потому что эти солдаты не жалели собственных жизней, чтобы спасти Европу и весь мир от коричневой чумы» и «делать всё, здесь и сейчас, чтобы трагедия той поры не могла повториться». Он отмечает, что поколение свидетелей тех лет уходит, и нынешнее поколение даже не может услышать об этом из первых уст. «А между тем знать подробности трагедии необходимо каждому. Особенно потому, что, к сожалению, для очень многих она так и не стала уроком» – замечает Берл Лазар.

Он подчеркивает, что трагедия Холокоста выделяется из ряда других бедствий потому, что ее основой стала идеология, требующая полного уничтожения «других». Сейчас же эту идеологию исповедуют террористы, которые «кощунственно используют религию». «Мы должны убивать, потому что тогда попадем в рай», — заявляют они. Понятно, что к подлинной вере в Б-га эти бредни не имеют ни малейшего отношения. Истинно верующий человек прежде всего знает, что все люди — дети единого Б-га и наш общий Небесный Отец требует от нас любить и уважать друг друга, вместе улучшать окружающий мир».

При этом, как отмечает Главный раввин России, к сожалению, терроризм до сих пор не получает адекватного отпора, но даже существуют страны, которые открыто поддерживают, вооружают и финансируют террористические организации. «К чему такая примиренческая политика привела три четверти века назад — хорошо известно. И от нас зависит, сумеем ли мы раздавить террористическую гадину, пока она не стала, как нацизм, угрозой всему человечеству. Это наш долг перед памятью миллионов жертв той войны. Это наш долг перед солдатами Красной армии и союзнических войск, которые своей кровью оплатили нашу свободу и жизнь» – резюмирует Берл Лазар.

iz.ru

Поделиться
Отправить

В память о разрушении Иерусалимского Храма установлен особый траурный период длинной в три недели, называемый «Бейн аМецарим» – «меж теснин». Он начинается дневным постом 17 Тамуза и завершается суточным постом 9 Ава.

Вечером 19 июля наступает 17 Тамуза, дата по еврейскому календарю, связанная со многими бедствиями еврейского народа, но в контексте истории разрушения Храма выделяется эпизод, гласящий о проломе городской стены Иерусалима. Из-за того, что дата выпадает на Субботу – Шабат, в который запрещено поститься, то пост переносится на следующий день. Таким образом, евреи не пьют и не едят в воскресенье 21 июля с 00:35 (восхода солнца) до 21:47 (выхода первых звезд). От поста освобождены дети, больные, беременные и кормящие женщины. Три недели между 17 Тамузом и 9 Ава соблюдается ряд ограничений.

Все эти дни не играют свадьбы, не слушают живую музыку, не стригутся и не бреются, не принято совершать особо ценные покупки, затевать строительство, пробовать плоды нового урожая. С наступлением месяца Ав появляется еще больше запретов: не пьют вино и не едят мясо (разрешено в шабат), не сажают новые деревья, не стирают и не гладят одежду.

Первый Иерусалимский храм, построенный Царем Шломо (Соломоном), был разрушен царем Невухаднеццаром (Навуходоносором II) в 586 го до н.э., а жители страны были угнаны в Вавилонское царство. После завоевания персидским царем Киром Вавилонии евреям было разрешено вернуться в Иерусалим. После чего на прежнем месте началось строительство Второго Храма. В 70 г. н.э. римским императором Титом был разрушен Второй Храм, что ознаменовало начало эпохи изгнания еврейского народа.

Главный раввин России Берл Лазар отметил: «В день поста мы воздерживаемся от пищи, чтобы сосредоточиться на размышлениях о том, как потеря связи с Б-гом неизбежно приводит к тому, что мы лишаемся Его защиты, и на нас обрушиваются различные беды. Это также день молитвы: мы обещаем Создателю исполнять Его волю, следовать Его закону и заповедям, и просим Его о восстановлении Храма». В свою очередь президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода сказал: «В эти скорбные и траурные дни от нас требуется полное эмоциональное включение. Это тяжелая духовная задача, которая, кажется в ритме современной жизни, практически не осуществимой. Тем не менее, установленные мудрецами ограничения и даже их машинальное исполнение помогают нам почувствовать личную сопричастность тем событиям, ощутить их значимость и степень влияния на нас сегодняшних. В псалмах Царя Давида написано, что в будущем все народы придут в Храм славить Б-га. Всеобщее признание единого Творца, а значит и признание его воли, установит среди людей мир, порядок и гармонию, взаимную любовь и уважение. Будет создано общество, в котором все мы мечтаем жить».

В день 17 тамуза произошло пять таких событий, в том числе два, негативное влияние которых ощущалось на протяжении жизни многих поколений. Первое из них – когда Моше спустился с горы Синай, он увидел, что евреи поклоняются идолу («золотому тельцу») и в гневе разбил священные скрижали с Десятью заповедями, полученные от Г-спода. Тогда Б-г сказал, что всегда будет помнить об этом отступничестве, и каждое наказание за будущие грехи станет более тяжелым, поскольку будет включать в себя и кару за этот грех. А вторая трагедия – разрушение стен Иерусалима римскими войсками, после чего для евреев началась пора изгнания, «галут».

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар в начале этой недели взял тайм-аут во время своего визита в США, чтобы посетить еврейский летний лагерь для людей с особыми потребностями, а также с физическими или умственными недостатками. Визит состоялся, когда главный раввин находился в Нью-Йорке, чтобы отметить Гиммель Таммуз, 25-ю годовщину кончины раввина Менахема-Мендла Шнеерсона, благословенной памяти.

Атмосфера в круглосуточном лагере, который продлится семь недель, очень вдохновляющая благодаря учениям Любавичского Ребе, заявил раввин Иуда Мишель, исполнительный директор лагеря HASC. «Ахават Исроэль (любовь к ближнему-еврею) здесь магнетична; это притягивает вас. И то, как люди относятся друг к другу ставит всех в равные условия». «Когда раввин Лазар был здесь, мы говорили об этом», – сказал Мишель. «Все, что вы изучаете в теории, и то, о чем говорил Любавичский Ребе, проявляется здесь в том, как люди относятся друг к другу и заботятся друг о друге».

Визит Лазара последовал за прошедшим в лагере фарбренгеном (собранием хасидов), посвященном Гиммель Таммуз, который состоялся накануне. «Ребе был самым значительным лидером еврейского народа в современном мире», – сказал Мишель Chabad.org. «Он был не только Ребе для движения «Хабад-Любавич», но и главой поколения, его жизнь и уроки касаются всей еврейской общины и всего человечества».

Лазар прибыл на вертолете на территорию лагеря HASC в северной части штата Нью-Йорк 7 июля, чтобы побольше узнать о нем, а также посетить мальчика из Москвы, который проводит там лето. Лазар осмотрел медицинские учреждения лагеря, терапевтические кабинеты, некоторые зоны отдыха и даже произнес несколько благословений. Отметив, что есть награда для людей, которые помогают детям с особыми потребностями и приближают их к Б-гу, Лазар сказал персоналу лагеря, что они должны быть благословлены.

«Для нас это было большой и особенной честью», – сказал Мишель. «Мы все были удивлены тем, насколько естественно и комфортно чувствовал себя раввин Лазар, общаясь со всеми. Это было действительно что-то». «Месирас нефеш (самопожертвование) и ахават Исроэль раввина Лазара нефеш были очень естественными. Людей просто тянуло к нему. Они хотели поговорить с ним, и он проводил много времени с людьми», – рассказал Мишель. «Это было очень круто».

Мишель сказал, что «все, что представлял Ребе, и его социальный подход к миру – его ценности, его богословие — это то, чему каждый может научиться». «А в лагере HASC, где у вас есть отобранные вами сотрудники, которые работают для других, нет более очевидной темы программы для сотрудников, чем говорить о Ребе на его йорцайт (годовщину смерти по еврейскому календарю)».

chabad.org

Поделиться
Отправить

Соглашение было подписано начальником УФСИН России по Самарской области генерал-лейтенантом внутренней службы Рамизом Алмазовым и Президентом ФЕОР, раввином Александрой Бородой.

На встрече по передаче подписанного соглашения, а также урегулировании дальнейшей схемы работы присутствовали Руководитель Департамент по взаимодействию с Вооруженными Силами, МЧС и правоохранительными органами, раввин Аарон Гуревич, Главный раввин Самары Шломо Дойч, Заместитель начальника УФСИН России по Самарской области, Полковник внутренней службы Игорь Третьяков.

Подписанное соглашение регулирует следующие аспекты взаимодействия структур: список духовных лиц (раввинов), имеющих доступ к работе с заключенными; разрешенная к передаче еврейская литература; места на территории колоний, отведенные для богослужений и график посещения заключенных. ФЕОР организует гуманитарную помощь заключенным и людям, находящимся под следствием: отправляет продуктовые посылки к традиционным праздникам, медикаменты, религиозную литературу и необходимую атрибутику иудаики. Важной частью работы является оказание духовной поддержки не только отбывающим наказания, но их близким людям. Подписанное соглашение делает возможным совершать эти благие действия с одной стороны без лишней бюрократии, с другой стороны с соблюдением всех необходимых законных норм.

«В русском языке есть устойчивое выражение, пословица: «от суммы и тюрьмы не зарекайся», с которым невозможно поспорить. Мы все ошибаемся, иногда люди совершают серьезные ошибки, за которые по закону должны понести наказание. Но наказание не просто так имеет определенный промежуток времени и уровень тяжести, общество уверенно в том, что человек может исправиться, и затем начать жизнь заново. В том, чтобы не потеряться еще больше, чтобы иметь силы осознать свой поступок и начать истинное исправление, необходима серьёзная духовная опора. И религия лучше всего справляется с этой задачей, помогает выстроить жизнь правильно, найти ответы на сложные вопросы, и главное дать надежду жить дальше. В Торе описаны специально устроенные «города-убежища», где люди, совершившие непреднамеренное преступление, могли скрыться на время. Федерация еврейских общин работает, чтобы обеспечить евреев всем необходимым для полноценной религиозной и общинной жизни, где бы они не находились, в какую бы сложную ситуацию не попали. Наше государство на высоком уровне идет на встречу в данных вопросах, всячески оказывает содействие – подписание такого рода соглашений лишь иллюстрация колоссального комплекса взаимной работы и дружбы», – прокомментировал Президент ФЕОР, раввин Александр Борода.

Это уже третье соглашение, заключенное между ФЕОР и территориальными органами ФСИН России, с установлением бессрочного времени исполнения.

Поделиться
Отправить

Маймонид – один из величайших средневековых философов, в еврейской традиции известен как РАМБАМ – аббревиатура из начальных литер полного имени Рабейну Моше бен-Маймон. Он жил в начале XII века в Испании в городе Кордова. После 1148 года его семья бежала из Испании и спустя несколько лет скитаний осела в Египте, где Рамбам возглавлял еврейскую общину и  служил лейб-врачом у Султанов Фосада и Саладина. В иудейском мире говорят: «От Моше до Моше не было подобного Моше», – так велик вклад Рамбама в развитие еврейской мысли.  Но его наследие не ограничивается только еврейской философией, оно также включает труды по логике и медицине, в которых затрагиваются темы от астрономии и психологии до истории и математики. Самым известным произведением для историков философии считается «Путеводитель растерянных», на иврите «Морэ невухим». Труды Рамбама глубоко повлияли на философию Фомы Аквинского, Спинозы и Мозеса Мендельсона. Для Иудаизма работы Рамбама имеют фундаментальный характер, сформулированные им 13 принципов веры вошли в порядок ежедневных молитв.

Труд «Мишне Тора» («Повторение Торы») смог обобщить и систематизировать талмудическую традицию, изложив в доступной форме всю совокупность религиозного законодательства.

В конце XIX века в издании Вильна-Варша вышло полное собрание «Мишне Тора»  и много лет перевыпускалось без изменений. С тех пор были обнаружены черновые рукописи Рамбама и его комментарии к «Мишне Тора», также в издании Вильна-Варша были найдены фактические ошибки и пробелы, связанные с цензурой. Известен факт, что Рамбам уже после завершения работы над книгой, после того, как с нее начали снимать копии, продолжал вносить правки в свой текст, таким образом, не прекращая работу над ним до конца своей жизни. Весь этот комплекс вводных требует подробного изучения и внимания современных выпускающих редакторов.

Рамбам указывает, что над книгами «Мишне Тора»  он трудился  около 10 лет. У редакционной команды российского издания ушло 8 лет на выпуск всех 14 томов, а также приложений в виде «Книги Заповедей» и «Послания».  Проектом руководил израильский издатель и переводчик Менахем Яглом.  Все книги сборника сопровождаются подробными и актуальными комментариями и примечаниями. Редакторы отбирали наиболее интересные для русскоязычного читателя комментарии из существующих авторитетных раввинистических текстов.  В Примечаниях редакторами (научная редактура Меира Левинова) поясняется релевантность указанного Рамбамом мнения в современном еврейском законодательстве, а также приводится другая точка зрения по тому или иному вопросу. В «Мишне Тора»  входят абсолютно все законы, выводимые из Торы, вне зависимости от их злободневности, и, более того, помимо практических указаний Рамбам включает в текст экзистенциальные, мировоззренческие темы. В Сборник входят книги: «Знание», «Любовь», «Времена», «Женщины», «Святость», «Обязательства», «Семена», «Служение», «Жертвоприношения», «Чистота»,  «Ущербы», «Имущество», «Законы», «Судьи».

Главный редактор проекта и издательства «Книжники» Борух Горин благодарит всех, кто работал над выпуском сборника: «Всех причастных не перечислить. Лучшие русскоязычные специалисты по иудаике вложили свой труд. Менахем Яглом собрал уникальную компанию людей, которые смогли это сделать. Особая благодарность Вадиму Марковичу Аминову, без которого реализация проекта была бы невозможна, выдающемуся любителю еврейской книги, читателю и почитателю. Он вложил и продолжает вкладывать огромные ресурсы и собственное время в наше уникальное издательство. Рамбам на русском — целиком и полностью его инициатива».

Президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода, так прокомментировал выход «Мишне Тора»: «Выход академического сборника «Мишне Тора» Рамбама – это настоящее событие для российской еврейской общинной жизни,  показывающее, на каком высоком академическом уровне находится русскоязычная иудаика сегодня. То, что издание будет востребовано у широкой публики, у нас не вызывает сомнений,  ведь это интеллектуальный  подарок не только иудеям. Рамбам или Маймонид – яркий мыслитель, повлиявший на ход мировой истории философии. Издание «Мишне Тора» интересно и важно для всей русскоговорящей гуманитарной аудитории.  В Предисловии к своей книге Рамбам пишет: «Цель этого сочинения – сделать законы Торы, как заповеди, так и постановления мудрецов и пророков, достоянием всех, и малого, и великого». Разумеется, «Мишне Тора» нельзя назвать легкой литературой,  но в ней действительно системно, логично, прибегая к доступным для понимания примерам, изложена еврейская мудрость».

Поделиться
Отправить

Выбор редакции